Найти в Дзене
PRO Образование&V

Проблемы формирования и реализации молодежной политики на муниципальном уровне

Проблемы формирования и реализации молодежной политики на муниципальном уровне

Аннотация:

В статье рассмотрены проблемы формирования молодежных парламентских структур на муниципальном уровне (на примере Ульяновской области). Отражены подходы к формированию молодёжной политики в органах местного самоуправления. Рассмотрены механизмы решения проблем молодёжи. Рекомендации по усовершенствованию управления молодёжной политикой на муниципальном уровне.

Ключевые слова: органы государственной и муниципальной власти, молодежный парламентские структуры, молодежный парламент, городские округа.

Молодёжная политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях. Формы работы органов власти с молодёжью, привлечения их к участию в молодёжной политики различные. От специальных Школ до Палаты законодателей. Они создаются как на региональном, так и на местном уровнях. К примеру, при администрации Ленинского района города Ульяновска такая Школа действует уже ни один год. Думается, что в рамках Школы молодого парламентария, в период подготовки к выборам, могли бы приглашаться школьники старших классов из разных муниципальных образований для участия в дебатах с политическими деятелями (на примере опыта Бельгии). В других субъектах практикуются иные формы работы с молодёжью, к примеру, ежегодно проводится конкурс «Молодой парламентарий», главной целью которого также является самоутверждение молодёжи в сфере молодёжной политики. Сегодня существует в достаточной мере правовая база, определяющая статус молодёжных организаций, молодёжных парламентских структур и их взаимодействия с органами власти. Но тогда почему в муниципальных образованиях молодёжные парламентские структуры не отвечают принципам представительности, равенства прав молодых граждан, их равного доступа и равных возможностей. Думается, что эффективность такой работы напрямую зависит от проводимой органами местного самоуправления молодёжной политики. В соответствии с пунктом 34 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления реализуют полномочия в сфере молодёжной политики через функции по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодёжью. Осуществляют свои полномочия органы местного самоуправления и по формированию и реализации эффективной молодёжной политики через издание соответствующих нормативных правовых актов, принятие муниципальных целевых программ «Молодёжь». Понятие «молодёжная политика» чётко определяет объект - это возрастная группа населения в возрасте от 14 до 35 лет. Управляющим субъектов на муниципальном уровне являются отделы по делам молодёжи в районных администрациях и мэриях городов [1, с. 35]. Структура управления в сфере молодёжной политики в различных органах местного самоуправления является практически одинаковой. Финансирование мероприятия по этому направлению деятельности осуществляется, в основном, по «остаточному принципу». Формами реализации молодёжной политики на местном уровне стало молодёжное парламентское движение и институты молодёжных правительств, создаваемые при органах местного самоуправления. Молодёжное парламентское движение охватывает более 70 регионов страны [2, с. 15]. Институты молодежных правительств представлены в 30 субъектах Российской Федерации [3, с. 12]. В ряде российских регионов молодёжные парламенты при органах местного самоуправления (думы, советы, палаты, правительства и др.) имеют право выступать от лица всей молодёжи, активно взаимодействуют с властью, способствуют решению проблем молодёжи, активизируют позицию самой молодёжи в решении своих проблем. Формирование молодёжной политики происходит на базе системного подхода, предусматривающего анализ её как целостности, имеющей свои составные элементы, подсистемы, связанные с другими компонентами общества.

В понятие «молодёжная политика как система» исследователи вкладывают различный смысл, что ведёт к путанице, негативно сказывается на организаторско-управленческой деятельности органов местного самоуправления в этой сфере [4, с. 21]. Условно можно выделить следующие относительно самостоятельные структурные элементы понятия «молодёжной политики» как системы: совокупность идей, концепций, принципов, функций, приоритетов, основных направлений, теоретико-методологических положений стратегии и тактики социального развития молодёжи; отношения, складывающиеся по поводу формирования и осуществления молодёжной политики; государственные решения как один из самых сложных и ответственных элементов молодёжной политики. В молодёжной политике всегда нужна гибкая система принятия решений; организации и органы, осуществляющие молодежную политику. Молодёжная политика с точки зрения перспективы должна быть сориентирована на восприимчивость к социальным новшествам. Кроме того, ей должна быть присуща централизованность с определенными элементами регионализации, децентрализации и в этом смысле она предполагает дифференцированный подход, управляемость и самоуправляемость [5, с. 31]. Программно-целевой подход к управлению процессом формирования и реализации молодёжной политики можно рассматривать как субъективно-объективное явление, где к субъективной стороне относится деятельность субъекта управления, т. е. государственных органов и их должностных лиц; молодёжных объединений, их ассоциаций, молодых граждан. Общественная потребность в эффективной государственной молодёжной политике выступает как объективная необходимость, как объективная сторона управления [6, с. 47]. Совершенно очевидно, что в новых условиях неизмеримо возросла потребность в новых подходах, в новой идеологии, стратегии и политике социального развития молодёжи.

Такими подходами могло бы стать законодательное закрепление правового статуса молодёжных парламентских структур при органах местного самоуправления (Вологодская областная молодёжная общественная организация "молодёжный парламент", молодёжный парламент «Санкт-Петербурга», молодёжный парламент Республики Калмыкия). Создаваясь при представительных органах власти, такие структуры, в основе свой являются общественно консультативными, коллегиальными органами, осуществляют свою деятельность на общественных началах. При этом, такие молодёжные парламентские структуры, объединяясь в ассоциации, формируют свои новые подходы к формированию молодёжной политики на территории муниципальных образований, в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время правовая база в сфере молодежных парламентских структур сформирована. Но тогда почему в ряде муниципальных образованиях молодёжные парламентские структуры не отвечают принципам представительности, равенства прав молодых граждан, их равного доступа и равных возможностей, что зачастую мешает эффективной работе молодёжных парламентских структур и органов по работе с молодёжью, в целом. Молодежные парламентские структуры, как правило, являются общественно консультативными, коллегиальными органами, осуществляют свою деятельность на общественных началах. Кроме того, несмотря на то, что согласно Хартии (которой многие руководствуются) и региональные и местные власти должны выделять таким структурам помещения, финансовые средства и оказывать материальную поддержку, необходимую для нормального и эффективного их функционирования, на практике эта происходит крайне редко. В итоге, финансирование мероприятий в сфере молодёжной политики осуществляется исключительно в рамках реализации программ, утверждённых по разделу «молодёжная политика». А порой бывает и так, что в этих программах совсем не предусмотрено функционирование молодёжных парламентских структур. Всё это затрудняет практическую работу молодых парламентариев, что приводит к тому, что молодёжная политика по прежнему остаётся за пределами деятельности государства, а сами парламенты в дрейфе. В итоге, многие из низ прекращают существование уже после нескольких месяцев после своего создания. Почему же так происходит? К примеру если рассматривать молодёжные парламентские структуры, создаваемые при органах местного самоуправления, то необходимо справедливо отметить, что в большинстве своём они находятся в «правовой изоляции», так как отсутствуют механизмы, позволяющие молодёжи муниципальных образований оказывать влияние на принятии решений в сфере молодёжной политики. Поэтому необходимо уделять особое внимание участию молодёжи муниципальных образований в форме молодёжных парламентских структур в реализации государственной молодёжной политики. В обществе существует недостаточное понимание местной власти, её полномочий и компетенции. Поэтому при создании такого рода структур у властей возникает вопрос, является ли такое создание вопросом местного значения и расходным обязательством муниципального образования. Иногда ситуация сводится к абсурду: если в Уставе муниципального образования не закреплено полномочие за органами местного самоуправления по созданию молодёжных парламентских структур (например, молодёжных советов, палат) значит, их создание будет противоречить действующему законодательству. Именно такие заключения дают надзорные органы муниципальных образований при экспертизе нормативных правовых актов о создании молодёжных советов, палат. Проблемой реализации государственной молодёжной политики в субъектах является недостаточное взаимодействие молодёжных парламентов субъектов Российской Федерации, а иногда и полное отсутствие такого взаимодействия с молодёжными правительствами [7, с. 19]. Представляется, что одним из механизмов взаимодействия могло быть стать введение института постоянного представительства в молодёжных парламентах субъектов Российской Федерации от молодёжных правительств. Аналогичный механизм должен действовать и в муниципальных образованиях. Кроме того, было бы полезно, если члены молодёжных парламентских структур муниципальных образований выступали бы в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (проектов) в сфере молодёжной политики. Следует отметить, что Молодёжным парламентом Ульяновской области было подготовлено соответствующее обращение к органам власти о взаимодействии с членами молодёжных парламентов. Мерами, положительно влияющими на работу молодёжных парламентских структур могло бы стать создание при молодёжных парламентах субъектов экспертных советов (юридических советов) с включением в её состав молодёжи (молодых людей), имеющих высшее юридическое образование и занимающихся молодёжной политикой. Активное участие молодёжи в работе и подготовке выводов в сфере полноты и качества областного и муниципального законодательства, эффективности применения нормативно-правовых актов в сфере молодёжной политики, изучение проблем, которые не нашли законодательного закрепления на федеральном уровне, все эти задачи, решаемые в рамках деятельности экспертных советов, существенно бы улучшило качество законодательных и нормотворческих инициатив [8, с.17].

Следует омтетить, что единого системного подхода к формированию молодёжной политики на муниципальном уровне не существует. Она формируется и реализуется с другими направлениями деятельности комитетов, управлений, к примеру, в сфере спорта, организации досуга и т.д. Для развития молодёжной политики в муниципальном образовании «город Ульяновск», Молодёжным парламентом второго созыва при Законодательном Собрании Ульяновской области было инициировано создание Молодёжной Городской Думы при Ульяновской Городской Думе. Решением Ульяновской Городской думы от 29.06.2011 № 93 с изменениями, внесёнными решением Ульяновской Городской Думы от 28.09.2011 № 169 было утверждено Положение о Молодёжной Думе и Положение о выборах в Молодёжную Думу. 16 декабря 2011 года состав Молодёжной Думы был утверждён в количестве 35 депутатов.

Задачами Молодёжной Думы являются, в том числе, участие в разработке правовых актов органов местного самоуправления в сфере молодёжной политики. Для реализации задач Молодёжная Дума осуществляет следующие функции; просветительская и разъяснительная работа среди молодёжи, направленную на развитие правовой грамотности и правосознания молодёжи и иное [9, с.14].

На основе изложенного, можно выделить следующий основные проблемы молодёжной политики на муниципальном уровне: недостаточная разработанность нормативной правовой базы; слабая скоординированность молодёжной политики с другими сферами государственной политики, приводящей к определённой искусственной замкнутости молодёжной проблематики относительно других направлений деятельности государства; ограниченность инфраструктуры учреждений органов по делам молодёжи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодёжной сферы; недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения молодёжной политики; отсутствие универсальной системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодёжной сферы; ограниченный доступ к единому информационному банку данных о действующих сферах молодёжной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, технологиях работы с молодёжью; не заинтересованность средств массовой информации в освещении практики реализации молодёжной политики.

Совершенствование принципов и подходов к реализации молодёжной политики.

1. На организационно-управленческом уровне должны быть поставлены задачи налаживания координации в сфере молодёжной политики, повышения роли органов по делам молодёжи деятельности в сфере молодёжной политики при главах администраций, при организационном обеспечении их деятельности органами по делам молодёжи.

2. Необходимо продолжить линию на формирование органов по делам молодёжи, не совмещающих свои специфические функции с другими функциями государственной/муниципальной деятельности. Целесообразно установление вертикали в управлении муниципальной молодёжной политикой на основе координации и совместной работы в осуществлении вопросов, относящихся к совместному ведению. Первостепенной задачей является поддержка усилий местного самоуправления по созданию и стабилизации работы органов по делам молодёжи.

3. Молодёжная политика должна интегрировать ресурсы из разных источников для концентрации на нескольких ключевых направлениях: обеспечение учебной и трудовой занятости молодёжи; воспитание гражданственности и патриотизма; поддержка общественно значимых инициатив различных групп молодёжи, детских и молодёжных общественных объединений; организация отдыха и оздоровления молодёжи.

4. Необходимо исключение остаточного принципа финансирования молодёжной политики; утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере муниципальной молодёжной политики. Введение отдельной строки в бюджетах всех уровней на поддержку молодёжных и детских общественных объединений.

5. Одним из приоритетов молодёжной политики в области занятости остается создание и развитие полноценных информационных и консультационных служб для молодёжи, доступных для молодых людей.

6. Необходимо расширить сеть учреждений социального обслуживания молодёжи и разработать нормативы их обеспечения. Ведущее значение имеет формирование системы минимальных социальных стандартов обеспечения молодежи в рамках муниципальной молодёжной политики и, на основе их, социальных норм и нормативов, в том числе объемных и сетевых (норм и нормативов обеспечения учреждениями и другими институтами), стандартов деятельности и нормативов финансовых затрат. Следует разработать модель уличной социальной работы в целях профилактики экстремизма, правонарушений в молодёжной среде.

7. Для усиления эффективности молодёжной политики необходимо мобилизовать молодёжную инициативу в общественных интересах. Задача заключается в создании условий для развития молодёжной инициативы в регионе, стимулировании добровольчества.

В качестве рекомендаций по усовершенствованию управления молодёжной политикой на муниципальном уровне следует также отнести принятие единого муниципального правового акта, предусматривающего:

Организационное обеспечение формирования и реализации молодёжной политики: поддержка инициативы создания молодёжных парламентских структур органами по молодёжной политике, избирательными комиссиями муниципальных образований; заключение договоров между заинтересованными сторонами на местном уровне по вопросу развития молодёжного парламентаризма; создание консультативных групп на базе аппаратов молодежных парламентов муниципальных образований, состоящих из двух частей - мобильной и стационарной [10, с. 22]. Первая часть ответственна за проведение обучающих семинаров, консультаций, сбора информации, тренинговой работы в конкретном муниципальном образовании, где создается или действует молодёжный парламент. Стационарная часть группы несет ответственность за анализ информации, подготовку тренингов, информационных и статистических материалов, осуществляет связь с другими парламентскими структурами, организует информационный обмен. Мобильная часть на месте производит дополнительную оценку специфики политической, социальной и экономической обстановки и вносит поправки в разработанную программу развития молодёжного парламента с учетом местной специфики. На основе своей деятельности мобильная часть составляет отчет, который анализируется стационарной частью группы и используется в дальнейшей работе. Данная форма организации работы должна способствовать расширению скорейшему распространению, молодёжного парламентского движения, обеспечит ему дополнительную поддержку, поможет избежать ряда трудностей основания и роста, создаст возможность эффективного обмена положительным опытом.

1. Нормативное правовое обеспечение: разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность молодёжных парламентских структур (положение о молодёжной парламентской структуре; положение о комиссиях молодёжного парламента; регламент деятельности, порядок проведения сессий и т.д.); определение порядка формирования состава молодёжных парламентских структур (делегирование, выборы, конкурс); определение официального статуса молодёжных парламентов.

2. Материально-техническое обеспечение: помещение, связь, оргтехника; финансирование программ и текущей деятельности молодёжных парламентских структур.

4. Информационное обеспечение: формирование системы информирования общественности о деятельности молодёжных парламентских структур. Усовершенствованию работы с молодёжью также способствовало бы создание профильного и управленческого класса на базе областного учреждения «Центр занятости населения», с целью поддержки работающей молодёжи. Создание группы из числа выпускников ВУЗов, членов молодёжного парламента для преподавания по специальной программе «молодёжный парламентаризм» способствовало бы повышению правовой грамотности молодёжи, а также проведение семинаров, тренингов, круглых столов по законотворческой и нормотворческой деятельности среди школьников, привлекая ведущих специалистов по законопроектной, парламентской деятельности. Думается, что для усовершенствования муниципальной молодёжной политики органам местного самоуправления также необходимо:

Основные направления муниципальной молодёжной политики должны основываться на совместной деятельности молодёжных организаций, объединений, молодёжных парламентов, советов и органов, учреждений, уполномоченными в сфере развития спорта, здравоохранения, молодёжной политики и т.д. Ведь в управлении развитием молодёжной политики в муниципальном образовании необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления, местных молодёжных организаций. Необходима переориентация органов по работе с молодёжью администраций районов, городов с проведения разовых мероприятий на системный подход к построению полноценной работы с молодёжью муниципальных образований. А сделать это без активного участия самой молодёжи невозможно. Существуют ряд негативных моментов, связанных с реализацией молодёжной политики муниципальными образованиями. Необходимо проводить мониторинг общественного мнения среди молодого населения муниципального образования для выявления проблем и желаний молодёжи и, уже исходя из полученных данных, формировать часть планов отдела, управления, разрабатывать темы семинаров, круглых столов и т.д. Так как практике, часть мероприятий не интересна молодёжи и предлагаются администрацией «сверху», без выяснения необходимости их проведения. Улучшения качества информационной работы, безусловно, повысит активность молодёжи. Привлечение молодёжных парламентских структур к проведению таких опросов и организации мероприятий повысило бы роль и значимость проводимых семинаров, конференций и т.д. Таким образом, принципиально важной для создания муниципальном образовании эффективно действующей системы молодёжной политики является современная правовая база полностью охватывающая все сферы жизнедеятельности молодого поколения соответствующей территории. Необходимо реально придать молодежной политике статус, не только неотъемлемой, но приоритетной части социальной политики муниципалитета, определив главные, магистральные направления деятельности государства в рамках осуществления молодежной политики, с заданными позитивными результатами по основным проблемам молодежи.

Библиографический список

1. Бабочкин, П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия /П.И. Бабочкин // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – №1 – С.281-285.

2. Волков, Ю.П. Социология молодежи: учебное пособие / Ю.П. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. – 576 с.

3. Зубок, Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю.А. Зубок // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – c.42-54.

4. Молодежная политика в России – взаимодействие всех субъектов общества / редколл.: Н.И. Сафирова [и др.] // ПТиПУ. – 2008. – №3. – С.119-126.

5. Об утверждении Положения о государственной финансовой поддержке деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений: Постановление Кабинета министров РТ от 10.07.2001 №452 // Закон. – 2001. – С.25-81.

6. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. Павленок П.Д. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 235 с.

7. Ручкин, Б.Н. Молодежь как стратегический ресурс развития общества / Б.Н. Ручкин, В.А. Родионов, А.В. Печников // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – №1. – С.155-160.

8. Суховская, А. Проблемы трудоустройства и самореализации молодежи в небольших муниципальных образованиях / А. Суховская // Управление персоналом. – 2008. – №10. – С.45-46.

9. Ховрин, А.Ю. Социальное партнерство в сфере реализации общественной молодежной политики / А.Ю. Ховрин // Социально-гуманитарное знание. – 2007.

№5. – С.179.

10. Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова // Социологические исследования. – 2007. – № 3.

Проблемы формирования и реализации молодежной политики на муниципальном уровне