Найти в Дзене
Музклассы.рф

5 интересных фактов об опере «Кармен»

Оглавление

Собрали интересные факты, которые обязательно надо знать об одной из самых ярких и экспрессивных опер – «Кармен» Жоржа Бизе.

Сцена из оперы «Кармен». Большой театр
Сцена из оперы «Кармен». Большой театр

1. Кармен – не испанская опера!

Несмотря на то, что действие оперы происходит в Испании, а вся опера пропитана испанским колоритом, настоящей испанской музыки в ней почти нет. Более того, сам Жорж Бизе вообще никогда не был в Испании!

Композитор обращается к народным мелодиям всего три раза за всю оперу. Все остальное – музыка «в испанском духе». Бизе потрясающе умело «подделывал» испанский стиль. Его музыка легко воспринималась и хорошо улавливалась, поэтому так быстро стала популярной и полюбилась слушателям.

Одно из использований подлинной народной мелодии встречается в хабанере (кубинский танец, ритмом напоминающий танго) из первого действия, которую исполняет Кармен – главная героиня. Эта мелодия изящная и легкая, очень легко запоминается. Именно ее можно назвать самой популярной из всей оперы, визитной карточкой постановки.

Хабанера Кармен с русским текстом в исполнении Елены Образцовой

2. Светские дамы премьеру не оценили

Первая постановка прошла неудачно. Она состоялась в Париже в марте 1875 года, не получила одобрения публики и вскоре была снята. Слушателей отвергла вовсе не музыка, а сюжет: всех шокировал реализм, который они увидели в театре. Светские дамы шли на комическую постановку, рассчитывая развлечься. Они были разочарованы, увидев на сцене открытые, искренние чувства: печаль, страсть, гнев и даже смерть главной героини. В те времена в театре вообще не было принято показывать настоящую жизнь, все было схематично, искусственно – будто модель жизни.

Однако нашлись и ценители новаторского приема Бизе, например, Брамс и Чайковский. После премьеры оперы «Кармен» в Вене многие композиторы, журналисты и критики старались дать ей ход, и таким образом «Кармен» вскоре оказалась и в Америке, и в России, обрела настоящий успех, став любимой и популярной.

Фрагмент из оперы «Кармен». Фото: Wikimedia Commons
Фрагмент из оперы «Кармен». Фото: Wikimedia Commons

3. Комическая или драматическая?

Существует два крупных вида опер: комическая (buffa) и драматическая, серьезная (seria). Из этих двух типов «Кармен», конечно, относится к комическим операм, потому что в серьезных операх обычно используется исторический сюжет, а главные герои – боги или правители.

Сам Жорж Бизе назвал оперу «Кармен» комической, но, на самом деле, в ней нет ничего комического: сюжет очень драматичен, на сцене появляется много персонажей с самым разным социальным статусом. А самое главное – опера заканчивается смертью, чего никак не могло быть в комической опере.

Сейчас мы можем сказать, что жанр оперы «Кармен» – первая реалистическая музыкальная драма. Еще одна опера, где главная героиня принадлежит к низшему слою общества – «Травиата» Джузеппе Верди. Но она появилась в Италии, где нравы людей были не такими строгими, поэтому ее восприняли лучше.

Фрагмент из оперы «Кармен». Фото: Wikimedia Commons
Фрагмент из оперы «Кармен». Фото: Wikimedia Commons

4. Бизе такого не писал

Изначально Жорж Бизе задумал чередование вокальных номеров с речевыми, прозаическими диалогами, что соответствовало традициям того времени. Авторский вариант оперы долго продержался на сцене, но после смерти Жоржа Бизе композитор Эрнест Гиро сделал редакцию оперы. Он убрал все разговорные сцены и заменил их на речитативы, которые аккуратно ввёл в музыкальную ткань. Добавил хореографические номера, а музыку взял из сюиты Жоржа Бизе «Арлезианка».

После этого опера приобрела цельное, единое движение, изменения сильно ее украсили. Сейчас почти во всех театрах отдается предпочтение редакции Гиро, так как она объективно сделала оперу красочнее. Как видите, оригинальная редакция далеко не всегда бывает самой лучшей.

Жорж Бизе, «Кармен», акт I #8. Фрагмент рукописи. Фото: Wikimedia Commons
Жорж Бизе, «Кармен», акт I #8. Фрагмент рукописи. Фото: Wikimedia Commons

5. Есть не только опера «Кармен», но и балет

Поскольку опера действительно стала популярной, ей интересовались и в XX веке. Родион Щедрин создал одноактный балет «Кармен-сюита», в котором использовал только музыку Жоржа Бизе. Музыкальный материал оперы «Кармен» был переработан, сжат и изменен. Щедрин по-своему оркестровал музыку, поручив исполнение другим инструментам: полностью убрал духовые, добавил ударные, колокола.

Сам композитор говорил так: «Я с искренней увлеченностью работал над партитурой балета. Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим».

Музыка этого балета стала не менее популярной, чем музыка из оперы Бизе.

Ж. Бизе – Р. Щедрин, «Кармен-Сюита». Хореография А. Алонсо. Танцует Майя Плисецкая, съемка 1978 года