По версии The Music That Rocks
Итак, настало время подвести итоги года. 2023 можно назвать урожайным, интересным, порой захватывающим, а также ознаменованным несколькими громкими возвращениями.
В этот раз TMTR разбивает релизы по нескольким категориям (в большинстве случаев – условным), а также, не найдя рамок и критериев, просто обозначает – чем примечателен тот или иной альбом. Порой в одной категории могут оказаться несколько исполнителей – пьедестал порой оказывается неизбежно делим.
В который раз подчёркиваю – всё субъективно. Ну и по традиции – обещаю послушать если не все, то по максимуму, альбомы, которые уважаемые читатели отметят в комментариях, как достойные войти в число лучших, но которые я обделил вниманием. Поэтому поскриптум обязательно появится позже.
***
Панк-альбом года: Iggy Pop 'Every Loser'
Альбом вышел этаким лоскутным одеялом – в нём много разных песен, стилевых завихрений, самозаимствований и умелого подмигивающего оглядывания. Но слушается диcк отлично, тем более, что он довольно короткий – без малого 37 минут. В общем, в лучших традициях.
***
Поп-прогрессив года: Riverside 'ID. Entity'
Название новой работы оперирует сразу двумя понятиями – идентификация и сущность (или личность). Иными словами, определение собственного «Я» в современном мире технологий и информации – нарратив пластинки. Размывание чётких смысловых границ, когда белое начинают называть чёрным и наоборот, массовая обработка госпропагандой широких слоёв населения, разжигание розни и вооружённых конфликтов из-за насквозь пропитанного воспалённым воображением ощущения собственного превосходства, искусственное запутывание в терминологии «свой/чужой»…
***
Рок-ветераны года: Uriah Heep 'Chaos & Colour'
Группа, безусловно, аккуратна. Никаких резких изменений, как и вообще изменений, на альбоме вы не найдёте. Чёткое следование давно разработанной формуле – немного ударности, чуть больше мелодичности и распевок, умеренная прогрессивность (смена темповки, длина и структурность композиций), обязательные гитарные многоходовки, артистичность, налетающая временами воздушность и лёгкость, плавность, профессиональность (к этому вообще никаких вопросов!). И, вуаля, лонгплей готов!
Но не хватает главного. Хороших песен. Без них ничего работать не будет. И на Chaos & Colour (кстати, как нельзя лучше подходящее этому альбому название) коллектив уверенно утверждает – «Их есть у меня!».
***
Инди-поп года: Belle & Sebastian 'Late Developers'
Будучи чрезвычайно продуктивными, сессии во время работы над предыдущим диском A Bit Of Previous (обзор на который – тут), привели группу к созданию второго альбома.
Замысел вроде бы понятен – отсортировать материал не по качеству (ибо оно тут соответствует прошлой работе, иначе материал пошёл бы на би-сайды), а, скорее, по настроению. На смену светлой печали осени приходит пост-праздничная оттепель и яркие лучи полуденного солнышка на исходе зимы.
***
Рок-итальянцы года: Måneskin 'Rush!'
На своём третьем творении группа сосредоточилась настолько, чтобы можно было назвать Rush! если не лучшим альбомом танцевального рока в этом году, то новым итальяно-глэмом и продолжателями славного дела Roxy Music, The Cars, Suede и The Rolling Stones (в числе исполнителей, оказавших на них влияние, много других имён, но эти четверо в Rush! чувствуются чуть больше). Среди современных групп можно назвать Franz Ferdinand и The Killers (ранних).
***
Хард-рок года: The Winery Dogs 'III'
Перед нами оказывается мелодичный и ударный хард-рок, но не банальный и расхожий, а с устойчивым цветом отменного вкуса и зашкаливающего профессионализма. Песни, песни – вот о чём я! Именно благодаря тому, что высококачественные формы наполнены достойным содержимым, формула коллектива оказывается стойкой и работоспособной вот уже три альбома подряд.
Качающий грув, задор и обаяние сингловых Xanadu и Mad World, с которых и начинается лонгплей, не оставляют сомнения в хорошем продолжении. Сжатость и сфокусированность этих треков симптоматичны – группа находится на пике творческой формы, причём с внешней легкостью и непринуждённостью. Подбрасывая уверенными и аккуратными толчками в музыкальное пространство несколько увесистых жанровых шаров, Винные Псы в 99% случаев выбивают страйк.
***
Дуэт года: The Waeve 'The WAEVE'
Название дуэта было вдохновлено староанглийской манерой написания слова «sea» - «S-A-E», что указывает как на английскую народную музыку, так и на водную тематику. Но более примечательным оказывается список альбомов тех исполнителей, на творчество которых ориентировалась пара – тут присутствует Talk Talk, King Crimson, Gong, Irma Thomas, Van Der Graaf Generator, Broadcast, Fairport Convention, Young Marble Giants, Penguin Cafe Orchestra. И действительно – на The WAEVE смешаны и упорядочены в разных пропорциях и силах ньювейв, фолк, соул, арт-поп, авангард, прогрессивный рок, психоделия и джаз. Буйство красок, как может показаться на первый взгляд. Однако, смесь оказывается надёжно упакована в 10 треков, каждый из которых длится в среднем от 4 до 6 минут.
***
Прогрессив года: Haken 'Fauna'
Haken идут путём чуткого и продуманного сочетания классики и модерна. Классика больше представлена прогрессивным роком, а современность фонтанирует прогрессивным металом. Балансирование на гранях того и другого создаёт непревзойдённый эффект ниспадающего и перспективного интереса при прослушивании. Перспективного в том плане, что к работам коллектива можно возвращаться неоднократно, каждый раз натыкаясь на новые находки.
***
Электроника года: Depeche Mode 'Memento Mori'
Коллектив, открывший новые горизонты в поп-музыке, роке, электронике, блюзе и индастриал-метале, вдохновляя последователей драм-машиной, синтезатором, объёмно-глубоким вокалом, а также притягательной тёмной стороной, вновь делает то, что у него выходит лучше всего.
***
Дэнс-рок года: Fall Out Boy 'So Much (for) Stardust'
Перед нами – точно один из лучших (если не лучший) полноформатник группы. Тут есть всё то, за что поклонники любят коллектив (прошлое), и множество стремительных бросков вперёд (будущее). Недаром ребята снова воссоединились с продюсером Нилом Авроном, который в последний раз продюсировал Folie à Deux (2008), а также вернулись на лейбл Fueled By Ramen, выпускавший в последний раз альбом Take This to Your Grave (2003). Также было учтено многое, что музыканты пытались воплотить в своих экспериментах на последнем студийнике, и на этот раз все опыты завершились успешно.
***
Трэш-метал года: Metallica '72 Seasons'
Один из тех альбомов, мнение о которых я изменил спустя время. Сейчас оно улучшилось, а на момент написания обзора было сдержанным.
Хорошо презентуют пластинку синлы. Все они, с одной стороны, отражают какой-то усреднённый и сложившийся облик именно трэш-метал-коллектива, с другой – подчёркивают давнюю любовь группы к прогрессивной составляющей (отсюда и длина композиций, и многочастность их структуры), а также к ударной эпичности. Да, Metallica в этот раз решила не изобретать ничего принципиально нового, не удивлять (но и не разочаровывать) самых преданных поклонников, который получают ровным счётом то, чего ожидали.
***
Ретро-трэш-метал года: Overkill 'Scorched'
Парадоксальным качеством музыки коллектива является абсолютная незапоминаемость отдельных песен при удивительной работоспособности и влиянии того, что звучит из колонок. В самом деле – поставьте любой альбом группы, который выходил в 2000-ых и сравните с тем, что вы слышите в 2023. Никакой разницы, а разрывающий эффект налицо! Почему так происходит и как ветераны трэш-сцены умудряются на протяжении всей карьеры не утрачивать актуальность и всегда попадать в яблочко?
Ответ кроется, как ни кроется, в той самой последовательности и чётком ориентире на собственные границы. Группа намеренно не сходит с выбранного пути, соблюдая все жанровые условности, но настолько грамотно ими оперируя, что каждый раз срабатывает один и тот же фокус. Глубокое понимание жанра и каждой его детали, смазывание надёжного механизма и содержание в работоспособном состоянии – иными словами, проработанная стройная теория и постоянная подтверждающая её практика.
***
Альт-поп года: Lana Del Rey 'Did You Know That There's A Tunnel Under Ocean Blvd'
Об этой замечательной пластинке хорошо написали другие, поэтому мне пришлось выразить своё мнение в стихотворной форме.
***
Ретро-прогрессив года: Jethro Tull 'RökFlöte'
RökFlöte звучит свежо, но узнаваемо, и создан, очевидно, на захлестнувшей волне вдохновения, учитывая разрыв между предыдущим и новым диском, а также невозможность не учитывать время и смертность.
Прогрессивный рок тут из той особой категории, когда длиной совершенно не злоупотребляют. Точнее даже – вообще не используют это преимущество, прекрасно обходясь без него. Сложные аранжировки и структуры, а также перепады динамики, грамотно и деловито упакованы в аккуратные 3-4 минутные ящички, которыми наполнен этот богатый, вместительный и любопытный шифоньер.
***
Инди-рок года: The National: 'First Two Pages of Frankenstein' + 'Laugh Track'
Находясь в положении, когда ничего и никому уже доказывать не нужно, музыканты просто создают новую музыку в своей мгновенно узнаваемой и преприятнейшей манере. Первая пластинка звучит очень спокойно, потрясающе красиво, гармонично и задумчиво. Оттенки светлого и тёмного, вспышки северного сияния и приглушённые, быстро сгущающиеся зимние сумерки, блуждания и находки… Музыкальный катарсис, настигающий слушателя, неизбежен.
Laugh Track звучит свободней, раскованней и возвышенней своего родственника, в нём чувствуется более продуманное раскрытие того, чем всегда являлись The National. Музыкой, которая не похожа ни на что и ни на кого. О чём только и стоит мечтать.
***
Альт-рок года: Therapy? 'Hard Cold Fire'
Как мало кто из сохранившихся реликтов 90-ых Therapy? продолжают брать самые примечательные и выразительные ингредиенты из разновидностей хард-рока, лепить из них стройные и цельные произведения, упаковывая в фирменную узнаваемую обёртку.
Что примечательно, коллектив нисколько не растерял ни остроты, ни злости своей музыки, в чём можно воочию убедиться
***
Рок-замах года: The Smashing Pumpkins 'Atum: A Rock Opera in Three Acts'
Монструозная трёхчастная рок-опера оправдывает свой замах и вложенные в неё усилия. В отличие от ожиданий, которые, как обычно, были самыми разными и направленными порой в противоположные стороны. Но на то это и The Smashing Pumpkins, с завидной регулярностью демонстрирующие лишь безоглядный творческий процесс с множеством ветвящихся результатов.
***
Рок-изящество года: Dave Matthews Band 'Walk Around the Moon'
Dave Matthews Band можно с уверенностью назвать коллективом с ярко выраженным стилем и в меру оригинальным музыкальным видением. Появившись в 1991 на базе работы Дэйва Мэтьюса барменом (представляется, что именно из той романтическо-разгульной среды и вышел их оригинальный подход), а также дружеских связей, ансамбль явил собой в какой-то мере неожиданное и новое слово в роке. Никогда не следуя за тенденциями моды и жанровыми всплесками, они просто сразу же нашли себя, повторив утраченную свежесть и тонкий подход таких давно потухших звёзд прошлого, как Chicago, Blood, Sweat & Tears и Steely Dan. Ловкое вливание в утончённый бокал большинства композиций многогранного и глубокого фьюжн-коктейля из фолка, блюза, кантри, эсид-джаза, фанка, софт-рока, инди и альтернативы.
***
Лучший рок-альбом: Foo Fighters 'But Here We Are'
But Here We Are – прекрасный подарок всем фанатам группы, трогательное и суровое осознание потери и великолепное прощание с прошлым. В конечном счёте остаются исцеление, объединение и движение в потоке большой рок-музыки – новая работа Foo Fighters доказывает и это.
***
Он такой у нас один: Noel Gallagher’s High Flying Birds 'Council Skies'
Council Skies – пока самый разрозненный полноформатник, больше всего напоминающий сборник песен, написанных за некий период и выпущенных под одной обложкой. Треки можно слушать в любом порядке, а значение имеют песни сами по себе. Это можно счесть минусом диска, но по большому счёту нет никакой разницы, как слушается альбом, если внутри находятся хорошие песни. А с этим ожидаемо нет никаких проблем.
***
Рок-дуплет года: Rival Sons 'Darkfighter' + 'Lightbringer'
Обложку седьмого альбома калифорнийцев Rival Sons украшает тигр, выходящий из тени уверенной поступью императора джунглей, готовый разделаться с любым, кто посмеет усомниться в его статусе сильного. Эта метафора как нельзя лучше отражает содержимое пластинки, которая нападает на вас со стильно-вежливым оскалом зверя, хорошо разбирающегося в двух туго переплетённых жанровых канатах – блюз- и хард-рока.
Альбомы отличаются и слушаются по-разному, каждый хорош по-своему. Если Darkfighter – это в основном более привычная и целенаправленная запись с интересными композиционными усложнениями, то Lightbringer углубляется в нечто более классическое и мелодичное, впрочем, не оставляя достигнутые наработки.
***
Рок-возвращение года: Extreme 'Six'
После затянувшегося периода концертов, сторонних активностей и неспешного сочинительства Extreme готовы снова ворваться в общественное сознание, что они доказывают с неумолимой горилльей хваткой. Пятнадцать лет прошло с момента их последнего альбома – Saudades de Rock (2008), но у группы, похоже, неиссякаемый запас прочности, энергии и музыкальных амбиций, что позволяет быстро наверстать упущенное.
***
Стоунер-рок года: Queens of the Stone Age 'In Times New Roman…'
Новый альбом, который нам пришлось ждать долгих шесть лет, заключает в себе тяжесть, мрачность, ухмыляющуюся иронию, броски, плевки, немного тёмных танцев, боль и радость возвращения, возвышенность с издёвкой и стержень узнаваемого стиля, на который нанизывается всё перечисленное.
***
Блюз-рок года: Gov’t Mule 'Peace… Like A River'
Для не знакомых с группой слушателей новый альбом Gov’t Mule может показаться и простым, и чересчур сложным. Простым, поскольку тут есть именно тот образцовый блюз-рок, смело выпадающий на раскрытую ладонь щедрой пригоршней. Ядрёные и смачные, как мастерски пожаренные стейки, бухаются на нашу тарелку Shake Our Way Out (приготовлен с помощью Билли Гиббонса, кстати) и Peace I Need (точный, выверенный удар, гениально простой и меткий). Простым, потому что основные опорные точки на пути к пониманию возможностей группы тут обозначены как нельзя лучше и любой поклонник насыщенной гитарной блюзовой палитры обязательно найдёт что-то своё.
***
Электро-поп года: Ben Howard 'Is It?'
У Is It? несколько явных плюсов и почти нет минусов. Среди первых: лёгкость и доступность звучания при сохранении присущей Бену многослойности и глубины, приятная и ритмичная электроника, свежесть и вовремя перехваченная у надвигающегося творческого застоя инициатива, многоообразие. Среди последних – разве что некоторая робость в проявлении нового, да возможный риск разонравиться тем поклонникам, кто привык к более «суровому» образу музыканта.
***
Поп-дэнс года: Jake Shears 'Last Man Dancing'
Суть альбома как нельзя лучше отражает название и обложка. «Последний танцующий мужчина/человек», представленный самим Джейком, посреди какого-то буйного празднества или вечеринки, с беззаботным и самодовольным выражением глупого доброго счастья на лице. Отсюда и содержание – это пёстрый, заводной и мгновенно модный концентрат всего лучшего, что может происходить на танцполе. И если дебют явно преследовал цель представить всё великолепие музыкальных вкусов и возможностей Ширса, то здесь задача существенно сузилась – звуковое сопровождение ритмичных движений, называемых танцем, но без утраты души композиции. При этом по количеству улавливаемых аналогий альбом не уступает предшественнику.
***
Брит-поп года: Blur 'The Ballad of Darren'
Сказать, что новое творение Blur рвёт шаблоны или представляет блестящий возврат в былые времена, никак нельзя. Более того, для многих фанатов группы, которые с нетерпением ждали The Ballad of Darren, надеясь на очередное воплощение задорно-ударной стороны коллектива, пластинка может оказаться разочарованием. Но в ней стоит искать не это.
***
Рок-авангард года: Avenged Sevenfold 'Life Is But a Dream'
В какой-то мере на свежем диске продолжается наращивание трэш-брони, что можно было наблюдать на Hail to the King (2013) и отчасти на Stage (2016), последний из которых лично мне кажется менее удачной и откровенно перегруженной работой по сравнению с новинкой. Но это лишь одна из всевозможных граней действительно во многом экспериментального студийника.
***
Собственный путь: Mammoth WVH 'Mammoth II'
основная заслуга Вольфганга Ван Халена состоит в том, что он оказался способен проложить свой собственный путь, несмотря на постоянное присутствие тени его знаменитого отца. В итоге самобытная музыкальная идентичность, продемонстрированная на Mammoth WVH, дополнительно раскрывается и на второй части, являя следующую главу в истории мультиинструменталиста. Все партии Вольфганг традиционно записал в студии без приглашённых музыкантов, сыграв на всех инструментах сам. Звучание остаётся тем же: цепкий и мелодичный современный альт-рок, сочетающий элементы классической школы хард-рока и постгранжа.
***
Шок-рок года: Alice Cooper 'Road'
Звучание новой работы продолжает линию на своеобразное «упрощение» (в хорошем смысле и беру в кавычки, так как речь всё-таки о Музыканте с большой буквы) подачи и самого материала, что можно было заметить и на Detroit Stories (2021), и на более приземлённом и стандартном Paranormal (2017). Бурное празднование метала и хард-рока семидесятых, из которых когда-то вышел Купер и его группа, попутно привнеся значительное разнообразие и театральность в музыкальные тропы, которые сейчас воспринимаются проторенными и шаблонными. Боевые и непродолжительные, но насыщенные, смачные треки, за каждым из которых чувствуется меткий удар потёртого рок-шара в знакомую, но подчас столь сложную к попаданию, лузу.
***
Пауэр-метал года: Primal Fear 'Code Red'
Перед нами отменное блюдо, сделанное не только по классическим канонам, но и с фирменными шеф-поварскими изюминками, не только добавляющими изыска и уникальные вкусовые акценты, но и искусно оттеняющими широкую известность и распространённость яства.
***
Альт-метал года: Black Stone Cherry 'Screamin' at the Sky'
BSC вернулись к главному – прицельному совмещению тяжести, забористости с мелодичностью, цепляемостью припевов, ловко завернув принципиальную рок-приверженность в яркую поп-обёртку. Из-за этого их новый материал заблестел и заиграл, посвежел, но при этом не утратил стиль.
***
Классика года: The Rolling Stones 'Hackney Diamonds'
Слушатели разделились – кто-то восторгается новым альбомом, а кто-то считает, что он никакой. Я в большей степени присоединяюсь к первым.
***
Поп-панк года: Blink-182 'One More Time...'
Собрав воедино всё, что мы могли встретить на их лучших работах, Blink-182 не заморачиваются с ложно понимаемыми в их случае развитием и прогрессом (помилуйте!), просто выдавая те же самые мгновенно пропечатываемые в голове мелодии, порывистые гитарные пассажи, зажигательные ритмы и направляя неуёмную энергетику панка в нежное лоно популярной музыки.
На пластинке аж 17 треков (все, впрочем, короткие и, за исключением последнего, длятся 2-3 с хвостиком минут) разной степени меткости, но две выдающихся стороны поп-панковской сути команды воплощены сполна, давая наиболее ёмкое и современное представление о них.
***
Прог-рок года: Steven Wilson 'The Harmony Codex'
Пожалуй, это первый альбом музыканта, на котором он ничего не высказывает, предпочитая заполнить всё пространство чистой музыкой. Отсюда и обилие инструментала (в частности, на заглавном треке), а также общая расфокусированность записи. Каждую песню можно без риска распада целого переставить на любое другое место - и она не проиграет, и не выиграет. Возможно, в этой универсальности и кроется высказывание. Кодекс ведь тоже совсем не обязательно читать последовательно - вы можете открыть любой раздел или статью, найдя нужное. Прямо-таки музыкальная демократия!
***
Кавер-альбом года: Duran Duran 'Danse Macabre'
Что делает обычно большинство исполнителей, перепевая свои же песни? Правильно, переделывают, причём то добавляя оркестр, то, наоборот, урезая насыщенные номера до невнятной акустики. В итоге конечный результат звучит так, что становится непонятно – что же музыканты хотели сказать? В случае с Danse Macabre цель сразу же ясна – улучшение и насыщение, а также тематическая направленность (музыка для Хеллоуина в стиле 80-ых, конечно же). Все старые песни звучат… Скажем прямо – намного лучше! В них словно впрыснули сыворотку, подобную той, что принял Капитан Америка.
***
Глэм-рок года: The Struts 'Pretty Vicious'
Альбом, безусловно, удался. Соединив свой узнаваемый и устоявшийся фирменный облик современных глэм-рокеров с мужественностью и духом классического рока, у The Struts получилось главное – освежить самих себя и показать, что в деле возрождения ранее отгремевших направлений ещё много открытых дверей.
***
Арт-поп года: Peter Gabriel 'I/O'
Привлекательность этих замечательных песен не только в них самих, выпущенных в течение года. Их объединение в одно произведение запускает новый процесс познания. Познания музыки одного из самых неординарных и талантливых музыкантов современности, вернувшегося из творческого отпуска и полного новых идей. I/O продолжает расцвет карьеры бывшего фронтмена Genesis без оглядки на какие-либо глупые и сиюминутные требования поп-музыки. Чистое искусство.
***