Чисто приключенческая (читай, развлекательная) кинолента американского производства без какой-либо остросоциального или хотя бы конспирологического подтекста - большая редкость для советского проката доперестроечного периода, но в случае с одним из лидеров зрительской посещаемости в 1983 году не обошлось и без подвоха: к США он имеет довольно опосредованное отношение (режиссёр и актёры в главных ролях оттуда), а в основном задействованы Австралия и Новая Зеландия. И на советских афишах об этом указать почему-то забыли..
Впрочем, об этом я уже подробно рассказывал в своей статье двухлетней давности, теперь же мне хотелось бы поделиться найденной "рекомендацией" (иначе не назовешь) журналистки Татьяны Кеймах, опубликованной в журнале сороколетней давности. По подаче и забавным огрехам получилось очень аутентично (как я и люблю):
Американская лента «К сокровищам авиакатастрофы» представляет собой чистейший образец острых приключений, связанных в данном случае с тайной местонахождения военного самолета «Янки-Зефир», разбившегося во время второй мировой войны. На борту «Янки-Зефира», отправленного в распоряжение действующего Тихоокеанского флота, были рождественские подарки, награды и ордена, сливовый пудинг, ящики с виски и 50 миллионов долларов в золотых слитках.
Пропавший самолет искали.
Но нашёл «Янки-Зефир» спустя десятилетия старый пьяница Гибби, независимый и остроумный человек, охотник за оленями. Обнаружив в салоне самолета ящики с виски, он решил, что наконец-то ему очень повезло. А наткнувшись на медали, рассовал коробочки с ними в карманы и продал в ближайшем баре, жутко торгуясь. Но через пару часов бармена схватили мрачные тренированные люди, примчавшиеся в машинах, похожих на легкоходные танки. Банда мистера Брауиа. конечно, вышла на Гибби — и началось...
И началось всё то, что уравнивает в зрительном зале детей и взрослых, заставляя забыть обо всем на свете.
Происшествия, опасности, засады, побеги.
Головокружительные, ошеломляющие гонки: по воздуху — на вертолётах, по воде — на глиссерах, по земле — на скоростных вездеходах, в которых несётся банда Брауна за секретом Гибби...
А пейзаж скалистого озёрного края, на фоне которого происходит эта история, суров и романтичен. И так красивы эти сизые горы и зелёные прозрачные озёра, что имеют для нас самостоятельную ценность, как в «Клубе кинопутешествий».
Но снова и снова, полагаясь лишь на чувство товарищества, свои головы и, конечно, ноги, уходят от стремительного преследования Гибби, его дочь Салли и компаньон Барни, по мере сил приближаясь к сокровищам «Янки-Зефира» и совершая всё то, что и положено совершать благородным героям настоящего приключения, снятого в традициях американского вестерна с любовью и к самим приключениям, и к их искателям...
(с) Татьяна Кеймах
Пролог, OCR и подготовка текста - Albert Magnus специально для kin0guru