Цены на куриные яйца привлекли внимание практически всей страны. Всякое событие каждый оценивает на основе имеющейся у него информации. Моя оценка несколько отличается от общепризнанной. На истину не претендую, но думаю такой вариант событий тоже можно рассмотреть. На сколько он близок к истине или ошибочен, каждый решает сам.
Президент озвучил примерно следующую ситуацию. Он позвонил министру сельского хозяйства и тот уверил его, что производство яиц работает исправно. Как предположили в Правительстве, народ стал жить лучше, стал потреблять больше яиц. Поэтому нужно увеличить импорт.
Поскольку у нас зарплата средняя, медианная и статистически мифическая, то народ очень удивился, что стал жить лучше.
К этому стоит добавить православный пост, во время которого яйца не потребляют. Так что по всему выходит, что скачка цен быть не должно.
Затем появилась информация, что некоторые птицефабрики закрылись. Но ведь у нас ВВП растет, сельское хозяйство получает дотации. Как-то не сходится с уверенными рапортами Правительства о нашей продовольственной безопасности. Более того, нас уверяют практически в полном импортозамещении. А тут приходится увеличивать импорт.
Странная получается ситуация. Но во времена СССР в советском институте мне преподавали такой предмет как «Теория массового обслуживания». В качестве примеров приводили такие ситуации, при которых цены искусственно завышались.
Происходило это так. Есть несколько точек, торгующих одинаковым товаром. В каждой точке примерно знают сколько товара раскупается. Идет стабильная продажа. Но затем в одну точку завозят товара меньше, чем было до этого эпизода. Покупатель, не найдя нужного товара идет в другую точку и покупает товар про запас. Начинается цепная реакция покупки товара про запас, а это вызывает повышенный спрос и как результат - повышение цены на товар.
Покупатель и производитель здесь оказываются в убытке. Выигрывают только продавцы. А вернее, владельцы торговых сетей.
С экономической точки зрения эта ситуация говорит о том, что рынок не выгоден производителям и потребителям. С другой стороны, требуется жесткий контроль за ценообразованием.
Но есть еще политический аспект проблемы. Идет СВО. Народ плетет сети, собирает средства на приобретение вещей нужных бойцам. А здесь дельцы нагло наживаются на потребителях.
Возможно, мои рассуждения ошибочны. Но нашим правоохранительным органам следовало бы рассмотреть данную ситуацию с точки зрения зарубежного опыта. Там такие действия жестко пресекаются.
С учетом того, что в данную ситуацию втянули Президента, да еще в начале выборной кампании, мне кажется на этот эпизод должны обратить внимание и члены партии «Единая Россия» и «Народный фронт», поддерживающие выдвижение В. Путина.
Впрочем, может я и преувеличиваю. Каждый пусть делает оценку событиям сам.
В. А. Шепель