Найти тему
Синий Сайт

КАК СТАТЬ ХОРОШИМ ПИСАТЕЛЕМ, ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ ПОКА НАЧИНАЮЩИЙ?

Подсказка: нужно больше, чем просто много читать и много писать.

Автор: Торши Торто, перевод Тима Яланский

Много читайте. Много пишите.
Это один из самых популярных советов для писателей, наравне с «Показывайте, а не рассказывайте» и «Убивайте кого любите».

Многие великие писатели подчёркивали важность чтения и письма. Хотя это не такой уж плохой совет, он так же полезен, как чайная ложка при рытье туннеля.
Если всё, что вы делаете для самосовершенствования, это просто много читаете, особенно плохо написанных книг, вы в конечном итоге приобретёте вредные привычки как писатель. А поскольку вы не знаете того, чему пока не научились, то не осознаете полученного вреда.
Согласны?
Вы прокачиваете писательские мышцы, если много пишете, без сомнения. Однако, чтобы улучшить свое мастерство и начать создавать истории, которые затрагивают читательские струнки, — недостаточно и просто много писать.

Возникает вопрос на миллион:
Если недостаточно много читать и писать, то что же тогда нужно?

Что ж, пристегнитесь, потому что именно об этом я собираюсь поговорить. Моя проверенная система точно улучшит ваше писательское мастерство, даже если вы начпис и пишете свой первый роман.
Звучит отлично? Значит, вперёд.

ИЗУЧАЙТЕ ШЕДЕВРЫ

У вас же есть друг или родственник, с которым вы невероятно близки? Вы знаете его настолько хорошо, что изучили, как он разговаривает, его манеры, причуды и многое другое. Вы даже перенимаете его любимые выражения.
Чёрт, вы даже кладёте ананас в пиццу, хотя всего несколько месяцев назад вам это казалось отвратительным. Но однажды за компанию вы это съедаете и теперь не можете остановиться.

Так какое же отношение вышеперечисленное имеет к написанию или изучению шедевров?
Самое прямое.

Я с вами не знакома, но думаю, что вам нравится читать художественную литературу или книги в целом.
Вы когда-нибудь осознавали, что чем больше вы читаете произведений конкретного автора, тем больше вы усваиваете его стиль и неосознанно копируете его в собственных работах? Точно так же, как неосознанно подражаете своим друзьям вследствие долгих отношений. То же самое происходит при чтении книг.
Бессознательное обучение. Это реальная вещь.

Вы — то, что вы потребляете. Книги, которые вы читаете, формируют то, как вы пишете.
Поэтому чтение может оказаться палкой о двух концах. Вы усваиваете ошибки из плохо написанных книг, которые вам попадаются.
Ужасный темп, нереалистичные (или слишком реалистичные) диалоги, убогая грамматика, показ от лица персонажа (POV), шедевральная пунктуация. Просто грязные тексты. Всё это в сотнях текстов, которые вы читаете на сайтах самиздата.
Да, вы много читаете. Но такое чтение не сделает вас лучшим писателем. Наоборот. Вы станете писать хуже.
Ладно ещё, если вы читаете эти книги просто ради развлечения. Однако, если вы надеетесь написать книгу, которая останется с читателями надолго, вам придётся избегать некачественных книг.

И это подводит нас к первому этапу становления писателем:
Изучайте шедевры.
Вместо того, чтобы читать всё подряд, выберите великие произведения, выдержавшие испытание временем, особенно в том жанре, в котором вы пишете. Авторов, широко признанных как мастера слова, обладающих талантом рассказывать истории. Знаете, таких писателей, которые заставляют вас чувствовать себя потерянным, потому что их мастерство делает вас неадекватным.
Да. Именно это я имею в виду под шедеврами.
Но нет, не читайте эти книги просто ради развлечения. Божечки, нет.

Ты тут чтобы учиться, дружище. Изучайте эти книги. Просмотрите и проанализируйте, чем эти они так хороши — почему читатели настолько их любят, что пишут фанфики.
Изучите, как автор обращается с лицом повествования, с темпом, с описаниями, с диалогами, с конфликтами, с развитием персонажей и со всеми другими элементами, которые делают эту историю чертовски хорошей.

По мере того, как вы будете работать с шедеврами, вы неизбежно привыкнете к тому, как выглядит великолепный текст, тем самым внесёте вклад в ваши собственные тексты. Возможно, вы не сможете объяснить, но сможете ощутите, когда книга плохая.
Это всё равно, что долго и серьёзно изучать, как выглядят настоящие деньги, а потом столкнуться с фальшивкой. Её легко обнаружить, иногда даже не прикасаясь к ней.

Это то, что я называю божественным чувством мусорной вони.

ПОПРОБУЙТЕ КАЖДЫЙ ИЗУЧЕННЫЙ ВАМИ ПРИЁМ ПИСЬМА

Представьте, что вы заперлись в своей комнате и пишете рассказ за рассказом, рукопись за рукописью, поэтому вам приходится писать много.
Хотя, может быть, даже представлять не придётся. Возможно, вы уже это и делаете. По крайней мере, я так делала.
Что в этом плохого? Абсолютно ничего. За исключением случаев, когда вы так делаете, не изучая шедевры и не показывая свои произведения людям, которые могут дать вам конструктивную обратную связь. Тогда вы зря тратите своё время.
Вы, конечно, много пишете, но улучшить навыки не сможете.
Думаю, вы уже понимаете, почему.

Не пишите много просто потому, что так нужно. Вместо этого сознательно попробуйте методы и приёмы, которые вы увидели в шедеврах.

И как это сделать? Много писать.
Нет, я не псих и не противоречу себе. Это действительно имеет смысл.
Вот что я имею в виду.
Когда вы читаете великие романы, изучая кусочки головоломки, вы инстинктивно понимаете, как выглядит хороший текст. Однако понимание не означает, что вы сможете писать на том же уровне.
Это всё равно что часами смотреть уроки танцев Майкла Джексона, будучи начинающим танцором, а затем ожидать, что будете двигаться, как он.
Без шуточек, дружище. Если у вас нет фетиша на сломанные ноги, даже не пробуйте.

Как в случае с любым другой навыком, вы становитесь лучше как писатель, только сознательно практикуя изучаемые приёмы. Медленно, но верно.
Берите по одному элементу за раз, начиная с тех, которые вам больше всего не нравятся. Ну, вы знаете, с каких.

Что касается меня, то я была до смешного плоха в описаниях. Не имело значения, нужно ли было описать обстановку, объекты или персонажей. Читать описания в моих произведениях было всё равно, что ходить босиком по битому стеклу. Поскольку описания — важная составляющая текста, из-за того, что они у меня не получались, мои рассказы читались крайне трудно.
И мне нужно было что-то с этим делать.
Всякий раз, когда я читала шедевр, я обращала критическое внимание на описания, особенно, там где идёт показ, а не рассказ. Я старалась увидеть, как это делают мастера, чтобы и я могла сделать так же. И я активно практиковала это, сочиняя собственные рассказы.
Хотя мне ещё предстоит пройти долгий путь, прежде чем нормально овладеть искусством описания, сегодня у меня они получаются гораздо лучше.
Научилась ли я этому, сидя в своей комнате и записывая «от сердца» без всякого обучения? Точно — нет.
На самом деле, если бы я не прочитала кучу замечательных книг, я бы не поняла, насколько я плохой писатель.

Вы можете сделать то же самое для любого элемента повествования.
Если ваша слабость — диалог, найдите книги, в которых содержатся прекрасные диалоги. Гугл поможет в их поиске.
Прочтите, впитайте, проанализируйте и найдите, что делает диалог в этом тексте таким эффективным.
Практикуйтесь, создавая персонажей с разными характерами и, как следствие, с разными манерами общения. Напишите диалоги между этими персонажами, убедившись, что их индивидуальность проявляется в том, как они разговаривают.
Делайте это до тех пор, пока это не станет вашей привычкой, и я гарантирую, что ваше писательское мастерство возрастёт. Да, даже если вы начинающий писатель.

Так в конце концов, верно ли, что нужно много читать и писать?
Конечно. Я не говорю, что этого делать не нужно. Это было бы абсурдно.
Однако, чтобы овладеть искусством художественной литературы, не ограничивайтесь просто чтением и письмом.
Копайте глубже — изучайте и практикуйте.

У вас получится.

© Torshie Torto

Перевод Тим Яланский

Статья опубликован на Синем сайте

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее!

Свои произведения вы можете публиковать на Синем сайте , получить адекватную критику и найти читателей. Лучшие познают ДЗЕН!