Найти тему
Узнавай и удивляйся!

Полет воздушного шара в Арктику

В 2005 году российские путешественники вписали новую страницу в историю освоения Арктики, став первыми, кому удалось покорить Северный полюс на воздушном шаре. Экипаж (капитан Валентин Ефремов, штурман Эдуард Мазур, оператор Виталий Газарян) совершил перелет на девятьсот восемьдесят километров, 7 мая впервые поднявшись в воздух на мысе Арктический (Северная Земля) и 23 мая приземлившись на Северном полюсе. 

Путешественник Валентин Ефремов
Путешественник Валентин Ефремов

Первым человеком, попытавшимся (в 1897 году) долететь до полюса на воздушном шаре, стал Саломон Андре. Но шведский исследователь и двое его спутников погибли, не достигнув поставленной цели. Трагедией закончилась и экспедиция дирижаблестроителя Умберто Нобиле. В 1928 года ему удалось долететь до Северного полюса, но плохая погода помешала приземлению, а впоследствии привела к крушению.

Российская команда проанализировала опыт неудавшихся экспедиций; подготовка заняла более полутора лет, а основное внимание было уделено безопасности. Решено было отказаться от газовых аэростатов, подъемная сила которых создается газом легче воздуха, из-за чего эти аппараты подвержены оледенению.

Альтернатива - тепловой воздушный шар, в оболочке которого содержится только нагретый горелкой воздух. Кроме того, такой шар можно сложить. Среди недостатков теплового аэростата - небольшой радиус действия, малая грузоподъёмность, и как следствие, его неспособность совершать длительные беспосадочные перелеты. Так появился на свет план, согласно которому путешественникам предстояло продвигаться к полюсу серией перелетов, ожидая на временных стоянках попутного ветра и заброски вертолетами баллонов с горючим для шара.

-3

И все же "успех этого предприятия во многом можно объяснить удачей" - говорит Валентин Ефремов. Ведь в условиях арктической весны океан превращается в массу дрейфующих льдов и если бы пришлось сажать шар прямо в воду, то это привело бы в лучшем случае - к срыву экспедиции. Поэтому аэронавты пережидали пургу на льду, сложив шар и дожидаясь благоприятного прогноза погоды из метеобюро в Диксоне. Следили за крошением льдов, чтобы при необходимости успеть перенести палатку и вещи с опасной льдины на более крепкую. 

Проект преследовал и научно-практической цели. НИИ Арктики и Антарктики и географический факультет МГУ высоко оценили результаты проведенных экологических исследований: были взяты пробы снега и льда, осуществлено зондирование воздушных потоков, велись видео- и фотонаблюдения за животным миром Арктики, морскими течениями и движением льдов. 

Спасибо за внимание!

Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!