Найти в Дзене
ALMA PATER

"Хохол" или "москаль"?

120 лет назад (1903) в с.Александровка Харьковcкой губернии родился Алексей Николаевич Душкин – архитектор, профессор, автор красивейших в Москве и мире станций метро и знаменитых зданий...

Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1949).
Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1949).

Мать — Надежда Владимировна Фихтер; по отцовской линии — наполовину немка швейцарского происхождения, наполовину француженка; по линии матери — донская куренная казачка.

Отец — Николай Алексеевич Душкин, учёный-почвовед, агроном, потомственный почётный гражданин Вологды. Работал управляющим имений и экономий семей Харитоненко и Кёниг — крупнейших промышленников, меценатов и коллекционеров (в Курской и Харьковской губерниях, в области Войска Донского)…

Участвовал в проектировании «соцгородов» Донбасса (1930—1932; Новая Горловка, Новый Краматорск, частично реализованы), Автодорожного института в Харькове (1932—1934, совм. с Э. Л. Гамзе, осуществлён). Принимал участие во многих архитектурных конкурсах: Дворца Советов (1931—1932, совм. с Я. Н. Додицей, I премия; далее по всем этапам проектирования в авторских группах); Дворца Радио (I премия, 1933) и Института Маркса — Энгельса — Ленина (ИМЭЛ, 1933), оба совместно с А. Г. Мордвиновым, К. И. Соломоновым; Академического кинотеатра (1936) в Москве…

…В начале марта 1935 года Алексей Николаевич был арестован, заключён на Лубянку и переведён в Бутырскую тюрьму. Освобожден в конце апреля 1935 года. В буквальном смысле спасению помогло посещение почти законченной I очереди метро правительственной делегации, в которую входил нарком иностранных дел М. М. Литвинов и министр иностранных дел Англии лорд Антони Иден.

Когда очередь дошла до станции «Дворец Советов», Иден захотел познакомиться с авторами. Как вспоминала жена архитектора Т. Д. Душкина, «Каганович спросил, где же Душкин? И получил ответ: „Сидит в Бутырках“. Узнав об этом, я тут же написала письмо в правительство с изложением истории задержания Алексея. Через три дня он вернулся, и тогда я узнала все подробности. Этот страшный случай оставил очень глубокий след в душе Алексея, человека впечатлительного, легкоранимого и честного, но он не сломал его».

Сотни тысяч людей, если не миллионы, ежедневно видят эти дворцы - творения Алексея Николаевича:

Станция метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская», совместно с Я. Г. Лихтенбергом, 1935),
Станция метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская», совместно с Я. Г. Лихтенбергом, 1935),
«Площадь Революции» (1938, скульптор М. Г. Манизер),
«Площадь Революции» (1938, скульптор М. Г. Манизер),
«Маяковская» (1938, худ. А. А. Дейнека). Проект станции «Маяковская» в 1939 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Во время проведённого в 2009 г. опроса москвичей эта станция возглавила рейтинг самых красивых.
«Маяковская» (1938, худ. А. А. Дейнека). Проект станции «Маяковская» в 1939 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Во время проведённого в 2009 г. опроса москвичей эта станция возглавила рейтинг самых красивых.
«Новослободская» (1952, совместно с А. Ф. Стрелковым, худ. П. Д. Корин).
«Новослободская» (1952, совместно с А. Ф. Стрелковым, худ. П. Д. Корин).
Станция "Завод имени Сталина (ныне Автозаводская) открыта 1 января 1943 года, в разгар Сталинградской битвы. Душкин высказал свое мнение о проекте: "Мне нравится эта станция, потому что она сделана на одном дыхании. В ней четко проявляется конструктивная суть и, как в случае с русскими храмами, четкость рабочей формы"
Станция "Завод имени Сталина (ныне Автозаводская) открыта 1 января 1943 года, в разгар Сталинградской битвы. Душкин высказал свое мнение о проекте: "Мне нравится эта станция, потому что она сделана на одном дыхании. В ней четко проявляется конструктивная суть и, как в случае с русскими храмами, четкость рабочей формы"

Это – тоже творения А.Н.Душкина:

Железнодорожный вокзал в Симфероплоле (1951) (а также железнодорожные вокзалы в Днепропетровске (1951), Сочи (1952), в Брянске (1952) и Евпатории (1953).
Железнодорожный вокзал в Симфероплоле (1951) (а также железнодорожные вокзалы в Днепропетровске (1951), Сочи (1952), в Брянске (1952) и Евпатории (1953).

Александр Николаевич Душкин создал крупные градостроительные ансамбли в Москве:

Высотное здание Министерства транспортного строительства у Красных ворот (1947—1953) (с Б. С. Мезенцевым). Во время строительства этой высотки Алексей Душкин столкнулся со сложной инженерной задачей. Из-за слабых грунтов здание неизбежно должно было наклониться и обрушиться. Тогда его начали строить с наклоном в противоположную сторону. Расчёт оказался точным. Здание действительно начало отклоняться и заняло строго вертикальное положение.
Высотное здание Министерства транспортного строительства у Красных ворот (1947—1953) (с Б. С. Мезенцевым). Во время строительства этой высотки Алексей Душкин столкнулся со сложной инженерной задачей. Из-за слабых грунтов здание неизбежно должно было наклониться и обрушиться. Тогда его начали строить с наклоном в противоположную сторону. Расчёт оказался точным. Здание действительно начало отклоняться и заняло строго вертикальное положение.
Универмаг «Детский мир» на Лубянской площади (1953—1957).
Универмаг «Детский мир» на Лубянской площади (1953—1957).

Об Алексее Николаевиче есть подробная статья в Википедии.

Мы же вздохнем, и с горечью подумаем: вот кто он больше – «москаль» или «хохол»? Сталинист или демократ?

И ответим сами себе: до чего же мы деградировали, что нам в голову приходит задавать эти вопросы на фоне прекрасных творений юбиляра!

-10

Светлая память о Вас, Алексей Николаевич, да сохранится в сердцах благодарных, не теряющих совесть и почитающих созидателей!