Найти тему

Приключения «Шведского комсомольца». Автор о последствиях безответственности флотоводцев Балтики советского периода.

Во времена расцвета Советского государства, объективную информацию можно было получить, только прильнув ухом к радиоприемнику, для прослушивания сообщений диктора, начинавшего вещания со слов «…вы слушаете «Голос Америки из Вашингтона». Именно тогда, достоянием гласности стало происшествие с дизель-электрической подводной лодкой С-363 проекта 613.

Именно тогда, советские граждане узнали, что в начале октября 1981 года подводная лодка С-363 выйдя из Палдиски в Балтийское море для несения боевого дежурства, попала в конкретную неприятность.

Картинка взята из открытых источников интернета.
Картинка взята из открытых источников интернета.

Историческая справка:

Подво́дные ло́дки прое́кта 613 (по классификации НАТО: «Whiskey»«Виски») — серия средних дизель-электрических подводных лодок Военно-морского флота СССР, построенных в 19511957 годах. Серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 подводных лодок. Источник информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подводные_лодки_проекта_613.

Модификации проект 613. Картинка взята из  открытых источников интернета.
Модификации проект 613. Картинка взята из открытых источников интернета.

Через несколько дней после начала патрулирования, команда услышала шум, верхний корпус лодки зацепил рыбацкий трал, в результате чего была повреждена рамка-антенна радиопеленгатора.

Командир лодки доложил о происшедшем по команде, но доморощенные адмиралы решили, несмотря на значительное повреждение, дать указание о продолжении дежурства.

В голове советских военачальников всегда сидело старорежимная мысль, о том, ежели что, бабы еще нарожают, а лодок наклепаем.

Картинка взята из открытых источников интернета.
Картинка взята из открытых источников интернета.

"Скорость (надводная)

18,2 узла

Скорость (подводная)

13 узлов (13,6 без артиллерии)

Рабочая глубина погружения

170 м

Предельная глубина погружения

200 м

Автономность плавания

30 суток

Экипаж

52 человека". Источник информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подводные_лодки_проекта_613.

Подводная лодка проект 613. Картинка взята из открытых источников интернета.
Подводная лодка проект 613. Картинка взята из открытых источников интернета.

Ну, и последствия не заставили себя ждать.

Через восемь суток, 27 октября в 21:57 после происшествия, с повреждением рамки радиопеленгатора, по корпусу подлодки прокатился металлический скрежет, и подводный корабль на скорости 7 узлов выскочил на камни прибрежной отмели побережья Швеции. Все попытки самостоятельно сняться с мели успехом не увенчались.

Историческая справка:

За период службы в ВМФ СССР подводных лодок проекта 613 и их модификаций в мирное время потеряно 2 корабля:

· С-80 – погибла в 1961 году в Баренцевом море вероятнее всего из-за ошибок в управлении;

· С-178 – погибла в 1981 году в Японском море из-за столкновения с теплоходом «Рефрижератор-13».

С-363 шведский комсомолец. Картинка взята из источника: https://ic.pics.livejournal.com/radio_rhodesia/77014017/938130/938130_original.jpg.
С-363 шведский комсомолец. Картинка взята из источника: https://ic.pics.livejournal.com/radio_rhodesia/77014017/938130/938130_original.jpg.

Утром, подлодка была обнаружена местными рыбаками, которые сообщили эту информацию в полицию. Началось противостояние.

Советским морякам потребовалось не малое мужество, чтобы находясь под прицелами орудий не потерять самообладание.

В это же время, на помощь С-363 была отправлена эскадра Балтийского флота под командованием вице-адмирала Калинина во главе с большим противолодочным кораблём «Образцовый».

Могла бы начаться серьезная заваруха.

С-363 шведский комсомолец. Картинка взята из источника: https://ic.pics.livejournal.com/radio_rhodesia/77014017/938130/938130_original.jpg.
С-363 шведский комсомолец. Картинка взята из источника: https://ic.pics.livejournal.com/radio_rhodesia/77014017/938130/938130_original.jpg.

Ведь премьер-министр Швеции Турбьерн Фелдин и дал указание береговой артиллерии, открыть огонь, в случае пересечения группой советских кораблей границы.

А уже 30 октября, шведские власти всерьез рассматривали возможность штурма подлодки. Экипаж С-363 получил приказ, в случае штурма, подлодку уничтожить.

Надо заметить, что все обошлось, голос разума одержал верх, и 6 ноября шведы стащили лодку с мели, отбуксировали в нейтральные воды, где передали управление экипажу.

СССР
2461 интересуется