Во времена расцвета Советского государства, объективную информацию можно было получить, только прильнув ухом к радиоприемнику, для прослушивания сообщений диктора, начинавшего вещания со слов «…вы слушаете «Голос Америки из Вашингтона». Именно тогда, достоянием гласности стало происшествие с дизель-электрической подводной лодкой С-363 проекта 613.
Именно тогда, советские граждане узнали, что в начале октября 1981 года подводная лодка С-363 выйдя из Палдиски в Балтийское море для несения боевого дежурства, попала в конкретную неприятность.
Историческая справка:
Подво́дные ло́дки прое́кта 613 (по классификации НАТО: «Whiskey» — «Виски») — серия средних дизель-электрических подводных лодок Военно-морского флота СССР, построенных в 1951—1957 годах. Серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 подводных лодок. Источник информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подводные_лодки_проекта_613.
Через несколько дней после начала патрулирования, команда услышала шум, верхний корпус лодки зацепил рыбацкий трал, в результате чего была повреждена рамка-антенна радиопеленгатора.
Командир лодки доложил о происшедшем по команде, но доморощенные адмиралы решили, несмотря на значительное повреждение, дать указание о продолжении дежурства.
В голове советских военачальников всегда сидело старорежимная мысль, о том, ежели что, бабы еще нарожают, а лодок наклепаем.
"Скорость (надводная)
18,2 узла
Скорость (подводная)
13 узлов (13,6 без артиллерии)
Рабочая глубина погружения
170 м
Предельная глубина погружения
200 м
30 суток
Экипаж
52 человека". Источник информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подводные_лодки_проекта_613.
Ну, и последствия не заставили себя ждать.
Через восемь суток, 27 октября в 21:57 после происшествия, с повреждением рамки радиопеленгатора, по корпусу подлодки прокатился металлический скрежет, и подводный корабль на скорости 7 узлов выскочил на камни прибрежной отмели побережья Швеции. Все попытки самостоятельно сняться с мели успехом не увенчались.
Историческая справка:
За период службы в ВМФ СССР подводных лодок проекта 613 и их модификаций в мирное время потеряно 2 корабля:
· С-80 – погибла в 1961 году в Баренцевом море вероятнее всего из-за ошибок в управлении;
· С-178 – погибла в 1981 году в Японском море из-за столкновения с теплоходом «Рефрижератор-13».
Утром, подлодка была обнаружена местными рыбаками, которые сообщили эту информацию в полицию. Началось противостояние.
Советским морякам потребовалось не малое мужество, чтобы находясь под прицелами орудий не потерять самообладание.
В это же время, на помощь С-363 была отправлена эскадра Балтийского флота под командованием вице-адмирала Калинина во главе с большим противолодочным кораблём «Образцовый».
Могла бы начаться серьезная заваруха.
Ведь премьер-министр Швеции Турбьерн Фелдин и дал указание береговой артиллерии, открыть огонь, в случае пересечения группой советских кораблей границы.
А уже 30 октября, шведские власти всерьез рассматривали возможность штурма подлодки. Экипаж С-363 получил приказ, в случае штурма, подлодку уничтожить.
Надо заметить, что все обошлось, голос разума одержал верх, и 6 ноября шведы стащили лодку с мели, отбуксировали в нейтральные воды, где передали управление экипажу.