Приветствую всех любителей истории и историй, путешествий во времени и пространстве и просто заглянувших на огонек!
Сейчас в канун Нового года многие наблюдают светящиеся фигурки оленя в качестве Новогоднего декора, отсылающие к западноевропейскому Санта-Клаусу, передвигающегося, как известно, на санях, запряженных северными оленями. Эта функция известна сегодня, пожалуй, каждому человеку. Однако не многие из нас знают о древнейшей сакральной функции животного, его священно роли и глубоком почитании практически в каждой древней культуре. Культура наших предков - древних славян этому не исключение.
Символика Оленя очень архаична и уходит конями в эпоху каменного века. Не даром изображения оленей присутствуют во многих пещерах, служившими в древности ритуальными святилищами, на широкой географической территории.
Олень - это всегда благодатный символ возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия — символ человеческой души, и символ воина. Отрицательная трактовка оленя в эпосах различных культур либо отсутствует либо ничтожно мала. И это связано, в первую очередь, с тем, что а древности это пугливые и благородное животное давало человеку - мясо и шкуры, так необходимые для выживания в древности.
Французские исследователи выдвинули гипотезу, что в доисторические времена олень и телец были в основе мифокосмогоничной дуалистической системы, которая перешла потом на диких коня и быка, что подтверждает пещерное искусство ледникового периода. Рога оленя подобны дереву и периодически обновляются. Они издавна стали символом постоянного омоложения жизни, возрождения и течения времени. В мифологиях северных народов четыре оленя прячутся в кроне Мирового Дерева Иггдразиль, где поедают почки (часы), цветы (дни) и ветки (времена года). Рога оленя символизировали солнечные лучи.
У карпатских славян известный мифический зверь – воплощение небесного божества – Олень с золотыми рогами (солнечными лучами). В кельтской мифологии олени расположены между миром людей и миром богов, были посредниками между людьми и небом.
Олень – животное, наделенное божественной символикой.
В искусстве всех народов есть образ могучего зверя – прародителя племени, родственника и покровителя.
Это явление свчщано с тотемизмом древнего человека, где олень представлен весьма широко.
Образ оленя в жизни славян играл особую роль, они относили его к царственным животным, и наделялся фантастическими чертами.
Его называли «чудным», «дивным зверем», «туром». По народным поверьям он умел творить разные чудеса, говорить человеческим языком (это явление хорошо отображено в сказке С. Бажова «Серебряное копытце»).
Так же у древних славян олень традиционно считался олицетворением предков. Олени на своих ветвистых рогах переносили души умерших в потусторонний мир, в загробное царство. Считалось, что это животное, так же как и волк, о котором я подробно писала в одной из своих предыдущих статье 👇
Может свободно перемещаться среди двух миров: яви и нави.
Русский север прекрасно сохранил образ оленя в архитектуре (коньки на крышах иногда заменяются на оленей), в резьбе по дереву, в традиционных народных вышивках, сказках и множестве былина и побасенок. В музеях Севера (в том числе в Архангельском историко краеведческом музее) собраны богатейшие коллекции тканей, расшитых красными узорами, главным элементом которых является олень.
У наших предков Олень являлся одним из главных символов славянских богинь Рода - Рожаниц — матери и дочери, рождающих все живое. Это архаический культ, который закрепил в историографии сам академик Борис Рыбаков. Но это совершенно обоснованная точка зрения, так как в этнографии распространён образ священных оленей или, по другой версии, лосей в качестве спутниц Рода.
Рожаницы традиционно изображались на вышивках в виде двух оленей или рогатых женских фигур.
Изображения этого рогатого божества, украшали жилища славян, неся в себе мощную очередную функцию. Так, по народным поверьям, если женщина будет втираться полотенцами, вышитыми такими узорами, она будет плодовита и рожать крепких и здоровеньких детишек. Отсюда же идёт древняя, сохранившаяся по сей день, традиция вешать оленьи рога внутри дома, как оберег всей семьи (рода) от сглаза и порчи.
Олень – самец, особенно в период гона, испокон веков был воплощением силы, смелости, решительности и благоразумности одновременно.
Изящная и пугливая самка могла вступить в смертельную схватку, защищая своего детеныша. Человек всегда восторгался силой и красотой оленя, ощущал его превосходство над собой.
И уже совсем удивительное воздействие оказывали на человека рога оленя.
По красоте и величаю, они сопоставлялись с солнцем, были олицетворением жизни и ее обновления. Рога играли одну из важнейших ролей в ритуалах в течение многих тысячелетий.
Волхвы появлялись в рогатых головных уборах.
Образ оленя запечатлен на многих бытовых предметах наших предков: прялках, глиняных сосудах, полотенцах, кроватных подзорах, рушниках и праздничных скатертях. Народную игрушку в виде оленя продолжают лепить и сейчас на русском Севере. Традиционно центром глиняного Оленя является село Абашево в Пензенской области, где наиболее полно сохранился этот народный промысел, который получил Всероссийскую известность и узнаваем за рубежом.
На русских вышивках два оленя с деревом в центре изображались как жертвенные олени у священного дерева.
По легенде олень сходил с неба, приходил с олененком и сам приносил его в жертву, желая дать людям пищу.
Олень – существо, часто соотнесенное у славян с солнцем. Песни о золоторогом олене записаны у многих славянских народов: на территотории Европейской части России, в Сербии, в Болгарии и Македонии.
Слово «saka» у древних скифов обозначало оленя – самца, и многие скифские племена называли себя «саками». Это название соотносится в бурятском –« сага», в русском «сохатый» и имеет значение «олень».
Символом нового года олень становится не так давно. В 30е годы прошлого века в СССР возрождается традиция празднования нового года, шумного праздника, о которой можно почитать здесь 👇
а символом нового красного праздника в пику христианскому Рождеству с символикой рождения спасителя выбирают образ Красного Дела мороза (в красной шубе), живущего на крайнем севере и передвигающегося на упряжке из северных оленей. Примечательно, что как такового ни дела мороза, ни снегурочки, но оленей в 18-19 веках при праздновании Нового года не было. Праобраз Деда Мороза в виде сурового Карачуна и Морозко в поветриях наших предков сопровождался волками, живущими между двумя мирами, медведями, сакральными животными, и совами - ночными жителями.
Всем добра и счастливого Нового года! Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям
Паблико Отмороженные истории | Паблико
Моя группа В Контакте