Найти тему
WarGonzo

Украина на первых волнах мобилизации. Часть 2

Алексей Волынец продолжает вспоминать о первых попытках массовой мобилизации на Украине в самом начале донецкого конфликта.

Первый три «волны» отправки пушечного мяса в ВСУ у майданных властей прошли со скрипом. Однако именно они показали, что государственный аппарат это сила – даже в потрясённой «революцией гідності» стране, даже при глубоком расколе всего общества бывшей УССР, даже при тотальной коррупции и непрофессионализме новых властей он смог загнать в окопы десятки тысяч людей.

«Четвёртая волна» мобилизации

Вплоть до декабря 2014 года, чтобы успокоить общество Украины, все официальные лица в правительстве президента Порошенко напрочь отрицали возможность новой «волны» мобилизации. Но, по сообщениям украинских СМИ, призыв резервистов продолжался с сентября по декабрь и без официального объявления об этом.

Январь 2015 года принёс очередной виток полномасштабной войны на Донбассе. И уже 14 января президент Порошенко подписал указ № 15, официально объявлявший новую мобилизацию. На этот раз её цели указывались по-деловому, без лишнего пафоса: «В целях поддержания боевой и мобилизационной готовности Вооруженных сил Украины на уровне, который гарантирует адекватное реагирование на угрозы национальной безопасности государства…»

20 января 2015 года верховная рада утвердила данный указ в качестве закона Украины, премьер-министр Яценюк при этом озвучил, что ближайшей целью новой мобилизации станет увеличение численности ВСУ до 250 тысяч. Представитель главного управления оборонного и мобилизационного планирования генерального штаба Украины генерал-майор Владимир Талалай на страницах официального издания ВСУ «Народная армия» тогда же озвучил основные параметры новой мобилизации.

Эта уже «четвертая волна», в отличие от предыдущих, по сути представляла собой план мобилизации на весь год – на первые 210 суток 2015 года запланировали аж три очереди мобилизации. Призвались как мужчины, в возрасте от 25 до 60 лет, так и женщины – от 25 до 50 лет из-за явной нехватки медицинского персонала для возросшего количества раненых.

В первую очередь мобилизации подлежали те, кто когда-то уже проходил военную службу в танковых войсках и артиллерии, а также специалисты в области связи и ремонта техники. Отметим, что за 2014 год ВСУ, несмотря на наглядные успехи мобилизации и военного строительства, так и не смогли полностью обеспечить себя специалистами такого рода.

Первая очередь «четвёртой волны» мобилизации началась 20 января 2015 года и продолжалась 90 дней, за этот период планировали мобилизовать 90 тысяч человек. С апреля по июль шла вторая очередь, на которую запланировали призыв 14 тысяч человек. Третья очередь «четвёртой» волны шла с июля по сентябрь 2015 года с планом мобилизации еще 40 тысяч.

То есть к осени 2015 года власти Киева пытались поставить «под ружьё» дополнительные 144 тысяч человек. При этом помимо «частичной мобилизации» параллельно был восстановлен призыв в ряды ВСУ солдат-срочников. Назначенный по указу Порошенко министром обороны генерал-полковник Степан Полторак объявил, что на 2015 год запланирован призыв на срочную службу порядка 40 тысяч граждан, достигших 18-летнего возраста, – эти цифры приводит официальная газета вооруженных сил Украины «Народная армия» в выпуске за январь 2015 года.

Таким образом власти Киева вместе с мобилизованными резервистами и призывниками пытались за неполный год призвать в армию свыше 180 тысяч человек. Как объясняли представители генштаба ВСУ, это требовалось, чтобы обеспечить «ротацию» (один из самых тогда любимых терминов киевских СМИ) войск «в зоне АТО»: треть будет воевать, треть проходить подготовку в тылу и треть находится на отдыхе или в отпусках.

Чтобы российскому читателю было понятнее – 280 тысяч человек, из которых 100 тысяч мобилизованы за 2014 год и 180 тысяч за январь-сентябрь 2015 года – это, как если бы в Российской Федерации решили призвать в армию аж миллион. Миллион человек! То есть, по соотношению количества поставленных «под ружьё» и численности населения, «мобилизационное напряжение» на Украине уже в 2015 году (с его, напомним, «Минскими соглашениями»!) было в разы больше, чем в России за всё время СВО с её масштабными боевыми действиями.

Сельские националисты-уклонисты

Помимо политического раскола, вызванного «евромайданом» и госпереворотом, с самого начала конфликта граждане Украины массово уклонялись от мобилизаций, частично по политическим и куда больше по вполне «шкурным» соображениям. Хотя на фоне «патриотического угара» и вследствие угрозы со стороны вооруженных националистов – массовых открытых выступлений против войны и мобилизации на Украине не было, но фактический саботаж призыва шёл столь же постоянно и непрерывно.

Например, в Тернопольской области местные СМИ тогда опубликовали следующие данные: в первую очередь мобилизации в марте-апреле 2014 года повестки пытались вручить 3695 гражданам из свыше 10 тысяч военнообязанных, состоящих на учёте в военкоматах области. В итоге на руки повестки получили лишь 764 человека, 53 открыто отказались от выполнения требования о мобилизации, 182 были признаны непригодными к воинской службе и лишь 98 человек к маю 2014 года отправились в войска.

Во «вторую волну» мобилизации в Тернопольской области повестки вновь были выписаны в адрес порядка 4 тысяч человек, но к июлю в войска смогли отправить лишь 97. То есть за пять первых месяцев «частичной мобилизации» миллион граждан Украины, проживающих в Тернопольской области, дали в армию едва две сотни резервистов.

При этом данная область относится к Западной Украине, количество этнических украинцев здесь превышает 96 % от всего населения. Регион всегда считался националистически настроенным, большинство избирателей после 1991 года на выборах всегда голосовали за откровенно правые и прозападные политические силы. Так в 2009 году на местных муниципальных выборах треть избирателей области отдали свои голоса за партию «Свобода» львовского нацика Тягнибока, одного из будущих лидеров «Евромайдана».

Как видим, политические симпатии к националистам отнюдь не коррелировали с успехом «частичной мобилизации».

Вероятно активный саботаж армейского призыва в западных областях Украины (причём как в 2014-15 годах, так и после февраля 2022-го), объясняется высокой долей сельских жителей. В той же Тернопольской области на селе проживает свыше половины населения, тогда как, например, в Харьковской вне городов живёт менее 20 %. Селяне Западной Украины, с их более тесными семейными связями и уже традиционной привычкой работать вахтовым методом за границей, куда более успешно и упорно уклонялись и уклоняются от призыва на войну, чем жители крупных городов и посёлков бывшей УССР.

90 % уклонистов

Официальные власти пост-майданной Украины уже с 2014 года пытались бороться с уклонением от мобилизации, но в первые годы это не слишком получалось. Во-первых, Киев, несмотря на всю гипер-воинственную риторику в отношении РФ, звучавшую уже с февраля 2014-го, всё же не посмел официально объявлять войну соседнему большому государству. Фактически отсутствовала на тот момент и законодательная база для реального наказания уклонистов. Да и в верховной раде ещё не все влились в стройные необандеровские ряды.

Поэтому первые «волны» украинской мобилизации проходили отнюдь не по законам военного времени, что позволяло большинству желающих с минимальным риском избегать призыва под пули. Например, до конца 2014 года на Украине не существовало уголовной ответственности за уклонение в мирное время от мобилизации лиц, имевших в прошлом офицерские звания.

Во-вторых, все эти «волны» мобилизации официально являлись «частичными». Критерии «частичности» – то есть выбор кому пойдёт повестка, а кому нет – фактически, возлагались на местные военкоматы и так откровенно коррумпированные, а благодаря «частичной мобилизации» – погрязшие в коррупции ещё больше. Не зря уже в январе 2015 года администрация президента Украины вынуждена была провести специальное совещание всех министерств и ведомств страны по вопросам борьбы с коррупцией в ходе мобилизации. Такие же заседания на ту же тему официальный Киев проводил и в 2023 году…

Но восемь лет назад у властей Украины было куда меньше возможностей и рычагов. По сути единственный реальный инструмент, который смогли предложить в 2015 году – это «Единый государственный реестр военнообязанных», который тогда начали формировать, чтобы лишить местных военкомов произвола в выборе кандидатов на «частичную мобилизацию» и, соответственно, убрать лишние коррупционные соблазны. Однако ещё долго украинские военкоматы обеспечивают призыв следующим образом – массово рассылали повестки практически всем состоящим на учёте лицам мужского пола, в надежде, что несколько процентов из них всё же не откажутся от мобилизации, и тем обеспечат хотя бы частичное выполнение спущенных сверху планов.

И все первые годы конфликта обстановка с призывом оставалась для официального Киева крайне тревожной и почти провальной. По оценкам украинских СМИ, озвученным весной 2015 года, за первые 12 месяцев конфликта повестки из военкоматов были выписаны в адрес почти 1 миллиона граждан Украины – 90% из них от волн «частичной мобилизации» тогда уклонились…

Но спустя восемь лет приходится констатировать, что наш противник, благодаря подаренному времени и передышке «минских соглашений», многому научился. С февраля 2022-го массовая мобилизация на Украине, при всех издержках, пошла куда бодрее и жёстче.

Часть 1