Найти в Дзене
Рок-н-ролльный Журнал

50 лет культовому спагетти-вестерну

Этот фильм Тонино Валерии, вышедший на большой экран в предрождественские дни 1973 года, смело можно назвать превосходным постскриптумом к картинам великого реформатора жанра вестерна Серджио Леоне. Сам же автор «долларовой трилогии» и подал мысль к созданию ленты, блестяще переведённую Эрнесто Гастальди в сценарий ностальгической комедии. Впрочем, Леоне не ограничился тем, что в титрах определено, как «автор идеи». Серджио лично курировал съёмки фильма и даже выступил постановщиком нескольких сцен. Впрочем, он уже перерос к тому времени своим талантом жанровую подёнщину, использовав форму вестерна для создания эпических, сопоставимых с древнегреческими образцами, трагедий: «Однажды на Диком Западе» («C’era una volta il West», 1968) и «За пригоршню динамита» («Giù la testa», 1971) – одним из самых мощных в мировом кино осмыслений темы фатума насилия и жестокости любой революции. Уже в самом начале «Меня зовут Никто» зрителям очевиден контраст двух главных персонажей – уставшего от брем
Оглавление
Кадр из фильма Il Mio nome è Nessuno (1973)
Кадр из фильма Il Mio nome è Nessuno (1973)

Этот фильм Тонино Валерии, вышедший на большой экран в предрождественские дни 1973 года, смело можно назвать превосходным постскриптумом к картинам великого реформатора жанра вестерна Серджио Леоне. Сам же автор «долларовой трилогии» и подал мысль к созданию ленты, блестяще переведённую Эрнесто Гастальди в сценарий ностальгической комедии. Впрочем, Леоне не ограничился тем, что в титрах определено, как «автор идеи». Серджио лично курировал съёмки фильма и даже выступил постановщиком нескольких сцен. Впрочем, он уже перерос к тому времени своим талантом жанровую подёнщину, использовав форму вестерна для создания эпических, сопоставимых с древнегреческими образцами, трагедий: «Однажды на Диком Западе» («C’era una volta il West», 1968) и «За пригоршню динамита» («Giù la testa», 1971) – одним из самых мощных в мировом кино осмыслений темы фатума насилия и жестокости любой революции.

Генри Фонда – один их величайших мастеров по воплощению героев на экране
Генри Фонда – один их величайших мастеров по воплощению героев на экране

Уже в самом начале «Меня зовут Никто» зрителям очевиден контраст двух главных персонажей – уставшего от бремени водворения закона там, где почти всё решает подкуп и насилие, шерифа Джека Боригарда и неиссякаемо сказочный оптимизм и сметливость молодого весельчака, скрывающего своё имя под прозвищем Никто. И если шериф озабочен лишь тем, чтобы успеть на пароход, который доставит его в благословенную обитель цивилизации – Европу, то его визави, с псевдонимом позаимствованным у Одиссея, и с лицом, сверхпопулярного после успеха комедийной дилогии о «Троице» Теренса Хилла, одержим лишь фанатской блажью прописать своего кумира в учебнике истории.

Никто, он хитрей пройдох махровых
Никто, он хитрей пройдох махровых

А для этого Джек Боригард должен одолеть Дикую Банду. Возможно, в этом сюжетном оселке и содержалась идея Серджио Леоне, развёрнутая в изумительно снятый сразу двумя выдающимися киноператорами (Армандо Наннуцци и Джузеппе Руццолини) комедийный вестерн. Ведь «Дикая банда» была придумана и запечатлена на экране ещё одним крупным ревизионистом жанра вестерна в шестидесятых – Сэмом Пекинпой. Имя создателя этого успешного и зашкаливающего по экранной жестокости фильма неожиданно обыгрывается в сцене на кладбище, когда Никто читает на одной из могил «Сэм Пекинпа», сопровождая его иронической репликой: «красивое имя на языке навахо».

Дикая Банда на горизонте
Дикая Банда на горизонте

Для снявшего фильм Тонино Валерии, этот уже не первый снятый им вестерн, оказался самым успешным в его кинокарьере. Режиссёру удалось соблюсти меру, отчасти подражая лентам Серджио Леоне в их брутальности, но в тоже время и обыграть комедийную ауру Марио Джиротти, ставшего известным любителям вестернов по всему миру под своим экранным псевдонимом «Теренс Хилл». Но, конечно, самую примечательную роль в этой ленте сыграл великий американский актёр Генри Фонда. Воплощённый им на экране герой, с фамилией известного генерала-конфедерата времён Гражданской войны в США, совсем не рыцарь без страха и упрёка. В каком-то смысле он «невольник чести», который, чтобы сохранить свою репутацию незапятнанной, решает сбежать с поля ежедневного и обречённого на поражение боя с несправедливостью в тихий и законопослушный Старый Свет. Джек Боригард разуверился в людях. Вот почему ему сложно понять следующего по его пятам Никто. На дворе 1899-й, завершается столетие, в котором силой кольта можно было водворять закон на землях фронтира. Теперь же мир чистогана одержал полную победу, а шериф Боригард мечтает лишь о покое.

Джек Боригард: «Но, когда-то надо уходить на покой»
Джек Боригард: «Но, когда-то надо уходить на покой»

Вот только Никто не собирается просто так отпускать восвояси героя своего детства, постоянно напоминая ему при встречах о подвигах, которые он когда-то творил силой оружия и своей сноровки. Даже своё прозвище Никто берёт в качестве провоцирующего напоминания после того, как спасённый от смерти шерифом парикмахер, отвечает на вопрос своего сына: «Есть ли кто-нибудь кто стреляет быстрее него [Боригарда]? – “Никто”!». И, позволим себе спойлерный намёк, персонаж Теренса Хилла таки добьётся воплощения в явь мечты – поединка своего кумира с Дикой бандой, числом в полтораста хорошо вооружённых всадников.

Стычка с Никто в салуне
Стычка с Никто в салуне

Комедийные эпизоды, связанные с участием в них Никто, раскиданы по всей ленте. Особенно превосходны – сцена состязания в меткости в салуне (считается, что её поставил непосредственно Серджио Леоне) и поединок Никто с местными головорезами в зеркальных лабиринтах комнаты смеха.

Начало одного из самых смешных эпизодов
Начало одного из самых смешных эпизодов

Ещё одним моментом, выделяющим эту ленту из бесконечного числа эпигонских творений (а с начала 1960-х по конец 1970-х только европейскими киностудиями было поставлено более 600 спагетти-вестернов), является персонализация почти каждого персонажа второго, а то и третьего плана. Они абсолютно не шаблонны, и каждый, будь он даже шестёркой, кажется телепортированным на экран из тех самых далёких от нас лет и мест.

Главное - точно прицелиться, зная самое слабое место противника
Главное - точно прицелиться, зная самое слабое место противника

Ну, а ностальгический привкус этого комедийного вестерна, замечательно подчёркнутый музыкой неподражаемого Эннио Морриконе, можно ощутить как в превосходно выписанных диалогах героев, так и в завершающем ленту письме-наставлении умудрённого жизнью шерифа своему безалаберному сменщику.

«Дорогой Никто! Смерть не самое страшное, что может приключится с человеком. … Ты часто говорил, что моя жизнь висела на волоске. Может быть и так, но боюсь, что теперь на волоске висит твоя жизнь. Но есть и много желающих перерезать этот волосок, впрочем, ты наверно живёшь этим. Между нами есть одно большое различие: я всегда старался избегать неприятностей, а ты, кажется, всё время их ищешь…»

Если же вам ещё не случалось свести знакомство с этим заряжающим прекрасным настроением вестерном, который сам Теренс Хилл назвал своим любимым фильмом, то это можно исправить прямо сейчас. Ведь истинная классика не стареет даже полвека спустя!

«Оставайся таким же добрым и  благоразумным и если когда-нибудь встретишь такого человека, которого я почти никогда не встречал, он сможет стать твоим другом и тебе не будет так 
одиноко»
«Оставайся таким же добрым и благоразумным и если когда-нибудь встретишь такого человека, которого я почти никогда не встречал, он сможет стать твоим другом и тебе не будет так одиноко»
-10

Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки! Дружище, пишите камменты, ставьте лайки и подписывайтесь на канал RockThisTown

Смотрите также:

Фильм вдохновивший Тарантино на Kill Bill

Мачо плачут. Старый ковбой отдает свой долг и учит жизни

Что делал ветеран вестернов, когда остался без работы

В каком фильме снимались Кирк Дуглас и Джонни Кэш?

Легенды панк-рока 80х в спагетти-вестерне Алекса Кокса