Найти в Дзене
Первые впечатления

Важный участник Queen

«Вероятно, единственный человек, который мог переубедить Фредди Меркьюри», - так отзывался Питер Хинс о британском промоутере Queen Джерри Стикеллсе. Действительно, мистер Стикеллс организовал для них концерты в Европе и Японии, Северной и Южной Америке, став незаменимым участником большой команды Queen. Каким он был человеком? «Очень ответственным и беспокоящимся, - рассказывает его жена Сильвия. –Вы никогда бы не смогли застать его в офисе: сейчас он уехал в Глазко, завтра будет в Париже или Лондоне…он всегда заботился о каждой детали тура, словно это были его дети. Он не мог их подвести, поэтому делал только то, в чем был уверен. Если он не мог договориться о чем-то с местными организаторами или существовала какая-то опасность для музыкантов или команды, он сразу же отказывался. Он был действительно ответственным».

Джерри Стикеллс с музыкантами Queen в 1986 году
Джерри Стикеллс с музыкантами Queen в 1986 году

Как же он стал во главе большой и прочной компании в музыкальном бизнесе? Ведь, казалось бы, ничего к этому не предвещало. Будущий продюсер родился 22 июля 1942 года в небольшом английском городке Лидде, графство Кент, в семье Томаса и Дорис Стикеллс. Его родители занимались сельским хозяйством и были уверены, что все их дети продолжат семейное дело, поскольку в тех краях было непросто найти другую достойную работу. Но уже в 15 лет Джерри бросил школу, надеясь стать учеником механика в соседнем Нью-Ромни. «Его родители не могли понять, почему он оставил школу и не захотел заниматься сельским хозяйством, когда в округе очень трудно найти хорошую работу. Они никогда по-настоящему не разбирались в музыке», - вспоминала Сильвия Стикеллс.

Джерри так и не смог получить музыкальное образование, поскольку никто бы не стал оплачивать его учебу. Да и отвлекаться от работы было нельзя. Но он всегда искренне восхищался Джими Хендриксом и другими звездами тогдашней сцены. Несколько лет он возил местные рок-группы на их выступления в своем фургоне, совмещая это с работой автомехаником. Трудно сказать, как долго бы все это продолжалось, но однажды судьба свела его с Чесом Чандлером, менеджером Джими Хендрикса. Исполнительность и трудолюбие Джерри сразу же оценили в команде музыканта, так что с 1966 года Стикеллс стал роуди, а затем и тур-менеджером Хендрикса.

Он действительно многому научился в этих первых турах с Хендриксом, что в итоге помогло ему стать ведущим тур-менеджером лучших групп мира. За свою карьеру он работал с Queen, Полом Маккартни, Элтоном Джоном, АББА, Fleetwood Mac и Мадонной. Тем не менее продюсер признавался, что ему больше по душе небольшие концертные площадки, чем огромные футбольные стадионы. «Когда ты рядом с аудиторией, они кажутся более открытыми и вовлеченными; концерт выглядит более живым. Зрители очень хорошо чувствовали то музыкальное напряжение, которое исходило от выступающих на сцене. Сейчас, когда все предпочитают выбирать большие площадки, этого почти не встретишь».

С Фредди Меркьюри
С Фредди Меркьюри

После смерти Хендрикса Стикеллс руководил студией Electric Lady на Манхэттене, а затем переехал в Лос-Анджелес, где пересмотрел свои привычные взгляды на функции тур-менеджера. Теперь на музыкантов трудилась целая команда, которая отвечала за организацию концертов в разных странах, подбор технического персонала и контроль сложного оборудования, продажу билетов и официальной атрибутики.

«Он был самым опытным парнем, которого я когда-либо встречал, - признается коллега Стикеллса по компании G.L.S. Productions Крис Лэмб. – Он знал, как справиться с любой ситуацией. Для него никогда не существовало неразрешимых проблем».

Через менеджера Элтона Джона Джерри Стикеллс в 1970-х годах познакомился с Queen. И это сотрудничество продлилось долгие годы и включало многие роскошные выступления группы. «Самое трудное в этой работе, - признавался в 1980 году Стикеллс, - это взаимодействие с людьми, когда приходится учитывать все их пожелания и настроения. Но как только вы привыкаете к их личностям, вы можете идти на шаг впереди. Тогда вы не будете видеть в этом никакой проблемы. И я не трачу много времени на прослушивание музыки. Я слишком погружен в практические дела и организацию».

Высокие организаторские способности Джерри Стикеллса также сыграли свою роль в успешном продвижении Queen на южноамериканском рынке в 80-х годах. Роджер Тейлор, барабанщик группы, назвал его «отличным другом и учителем, отцовской фигурой», а также «островком спокойствия среди хаоса».

По словам Питера Хинса, который долгие годы был главным роуди Queen, Джерри Стикеллс сумел наладить очень хорошие рабочие отношения с Фредди Меркьюри. «Он был, вероятно, единственным человеком, способным заставить Фредди изменить свое мнение и переубедить его, когда мистер Меркьюри становился очень трудным и изображал из себя примадонну».

-3

Способность Стикеллса учитывать интересы многих, его спокойствие и дипломатичность были особенно полезны в условиях политических противостояний стран. В 1985 году он вместе со своим коллегой Крисом Лэмбом наладил мощную инфраструктуру для первого фестиваля "Rock in Rio" в Рио-де-Жанейро, где помимо Queen участвовали Iron Maiden, Yes, AC/ DC, Scorpions и Оззи Осборн.

«Род Стюарт появился со свой мощной мини-армией, - вспоминал мистер Стикеллс в интервью Staging News в 2007 году. – Многие из нас не знали, чего ожидать здесь, поэтому серьезно опасались за свою безопасность. Конечно, артисты рисковали, но они все равно пошли на это, потому что это было очень необычно и интересно и открывало широкие перспективы на южноамериканском рынке. Тем не менее Queen там неплохо со всеми поладили, вероятно, потому что смогли проникнуться местным колоритом».

И далее: «Я всегда любил эту группу. Несмотря на их звездность, они были вполне доступными. Да, иногда они могли показать вам небольшую истерику, но это никогда не было абсолютно и не длилось долго. С ними всегда можно было урегулировать любой вопрос, поэтому я никогда не волновался. Я больше волновался за наши возможности в той или иной стране, чем за них. Это были хорошие ребята».

«Главный аргумент в любом споре с ними – качественный продукт. Они могли не соглашаться с чем, но, если вы доказывали им, что это необходимо для итогового качественного продукта, они соглашались. Работа для них была важнее, чем личные амбиции».

«Они действительно доверяли мне. Я решал многие вопросы в туре: организация концертов, встречи с местными промоутерами и политиками, выбор концертной площадки, транспортировка оборудования, быт участников группы и остальной команды, взаимодействие с журналистами и поклонниками…так много всего, но у нас была очень слаженная команда. На самом деле сейчас ни один музыкант не обходится без концертного промоутера, в наши дни это целая индустрия. От правильной организации очень многое зависит, успех всего тура в целом».

Джерри Стикеллс также посмотрел художественный фильм "Bohemian Rhapsody" 2018 года, посвященный жизни группы. «Эпизод, который действительно привлек его внимание, это выступление Queen на "Live Aid", - вспоминает Сильвия Стикеллс. – Это было очень большое событие в его карьере, и он был доволен, как они все это воссоздали. Когда он просмотрел этот эпизод, он сказал: «Это Фред».

В последний раз Джерри Стикеллс консультировал в 2006 году концерт The Rolling Stones в Рио. Он скончался в 2019 году в своем доме в Лос-Анджелесе.