«Вероятно, единственный человек, который мог переубедить Фредди Меркьюри», - так отзывался Питер Хинс о британском промоутере Queen Джерри Стикеллсе. Действительно, мистер Стикеллс организовал для них концерты в Европе и Японии, Северной и Южной Америке, став незаменимым участником большой команды Queen. Каким он был человеком? «Очень ответственным и беспокоящимся, - рассказывает его жена Сильвия. –Вы никогда бы не смогли застать его в офисе: сейчас он уехал в Глазко, завтра будет в Париже или Лондоне…он всегда заботился о каждой детали тура, словно это были его дети. Он не мог их подвести, поэтому делал только то, в чем был уверен. Если он не мог договориться о чем-то с местными организаторами или существовала какая-то опасность для музыкантов или команды, он сразу же отказывался. Он был действительно ответственным».
Как же он стал во главе большой и прочной компании в музыкальном бизнесе? Ведь, казалось бы, ничего к этому не предвещало. Будущий продюсер родился 22 июля 1942 года в небольшом английском городке Лидде, графство Кент, в семье Томаса и Дорис Стикеллс. Его родители занимались сельским хозяйством и были уверены, что все их дети продолжат семейное дело, поскольку в тех краях было непросто найти другую достойную работу. Но уже в 15 лет Джерри бросил школу, надеясь стать учеником механика в соседнем Нью-Ромни. «Его родители не могли понять, почему он оставил школу и не захотел заниматься сельским хозяйством, когда в округе очень трудно найти хорошую работу. Они никогда по-настоящему не разбирались в музыке», - вспоминала Сильвия Стикеллс.
Джерри так и не смог получить музыкальное образование, поскольку никто бы не стал оплачивать его учебу. Да и отвлекаться от работы было нельзя. Но он всегда искренне восхищался Джими Хендриксом и другими звездами тогдашней сцены. Несколько лет он возил местные рок-группы на их выступления в своем фургоне, совмещая это с работой автомехаником. Трудно сказать, как долго бы все это продолжалось, но однажды судьба свела его с Чесом Чандлером, менеджером Джими Хендрикса. Исполнительность и трудолюбие Джерри сразу же оценили в команде музыканта, так что с 1966 года Стикеллс стал роуди, а затем и тур-менеджером Хендрикса.
Он действительно многому научился в этих первых турах с Хендриксом, что в итоге помогло ему стать ведущим тур-менеджером лучших групп мира. За свою карьеру он работал с Queen, Полом Маккартни, Элтоном Джоном, АББА, Fleetwood Mac и Мадонной. Тем не менее продюсер признавался, что ему больше по душе небольшие концертные площадки, чем огромные футбольные стадионы. «Когда ты рядом с аудиторией, они кажутся более открытыми и вовлеченными; концерт выглядит более живым. Зрители очень хорошо чувствовали то музыкальное напряжение, которое исходило от выступающих на сцене. Сейчас, когда все предпочитают выбирать большие площадки, этого почти не встретишь».
После смерти Хендрикса Стикеллс руководил студией Electric Lady на Манхэттене, а затем переехал в Лос-Анджелес, где пересмотрел свои привычные взгляды на функции тур-менеджера. Теперь на музыкантов трудилась целая команда, которая отвечала за организацию концертов в разных странах, подбор технического персонала и контроль сложного оборудования, продажу билетов и официальной атрибутики.
«Он был самым опытным парнем, которого я когда-либо встречал, - признается коллега Стикеллса по компании G.L.S. Productions Крис Лэмб. – Он знал, как справиться с любой ситуацией. Для него никогда не существовало неразрешимых проблем».
Через менеджера Элтона Джона Джерри Стикеллс в 1970-х годах познакомился с Queen. И это сотрудничество продлилось долгие годы и включало многие роскошные выступления группы. «Самое трудное в этой работе, - признавался в 1980 году Стикеллс, - это взаимодействие с людьми, когда приходится учитывать все их пожелания и настроения. Но как только вы привыкаете к их личностям, вы можете идти на шаг впереди. Тогда вы не будете видеть в этом никакой проблемы. И я не трачу много времени на прослушивание музыки. Я слишком погружен в практические дела и организацию».
Высокие организаторские способности Джерри Стикеллса также сыграли свою роль в успешном продвижении Queen на южноамериканском рынке в 80-х годах. Роджер Тейлор, барабанщик группы, назвал его «отличным другом и учителем, отцовской фигурой», а также «островком спокойствия среди хаоса».
По словам Питера Хинса, который долгие годы был главным роуди Queen, Джерри Стикеллс сумел наладить очень хорошие рабочие отношения с Фредди Меркьюри. «Он был, вероятно, единственным человеком, способным заставить Фредди изменить свое мнение и переубедить его, когда мистер Меркьюри становился очень трудным и изображал из себя примадонну».
Способность Стикеллса учитывать интересы многих, его спокойствие и дипломатичность были особенно полезны в условиях политических противостояний стран. В 1985 году он вместе со своим коллегой Крисом Лэмбом наладил мощную инфраструктуру для первого фестиваля "Rock in Rio" в Рио-де-Жанейро, где помимо Queen участвовали Iron Maiden, Yes, AC/ DC, Scorpions и Оззи Осборн.
«Род Стюарт появился со свой мощной мини-армией, - вспоминал мистер Стикеллс в интервью Staging News в 2007 году. – Многие из нас не знали, чего ожидать здесь, поэтому серьезно опасались за свою безопасность. Конечно, артисты рисковали, но они все равно пошли на это, потому что это было очень необычно и интересно и открывало широкие перспективы на южноамериканском рынке. Тем не менее Queen там неплохо со всеми поладили, вероятно, потому что смогли проникнуться местным колоритом».
И далее: «Я всегда любил эту группу. Несмотря на их звездность, они были вполне доступными. Да, иногда они могли показать вам небольшую истерику, но это никогда не было абсолютно и не длилось долго. С ними всегда можно было урегулировать любой вопрос, поэтому я никогда не волновался. Я больше волновался за наши возможности в той или иной стране, чем за них. Это были хорошие ребята».
«Главный аргумент в любом споре с ними – качественный продукт. Они могли не соглашаться с чем, но, если вы доказывали им, что это необходимо для итогового качественного продукта, они соглашались. Работа для них была важнее, чем личные амбиции».
«Они действительно доверяли мне. Я решал многие вопросы в туре: организация концертов, встречи с местными промоутерами и политиками, выбор концертной площадки, транспортировка оборудования, быт участников группы и остальной команды, взаимодействие с журналистами и поклонниками…так много всего, но у нас была очень слаженная команда. На самом деле сейчас ни один музыкант не обходится без концертного промоутера, в наши дни это целая индустрия. От правильной организации очень многое зависит, успех всего тура в целом».
Джерри Стикеллс также посмотрел художественный фильм "Bohemian Rhapsody" 2018 года, посвященный жизни группы. «Эпизод, который действительно привлек его внимание, это выступление Queen на "Live Aid", - вспоминает Сильвия Стикеллс. – Это было очень большое событие в его карьере, и он был доволен, как они все это воссоздали. Когда он просмотрел этот эпизод, он сказал: «Это Фред».
В последний раз Джерри Стикеллс консультировал в 2006 году концерт The Rolling Stones в Рио. Он скончался в 2019 году в своем доме в Лос-Анджелесе.