Как праздновать колядки - изучаем историю, сочиняем и наряжаемся

162 прочитали

Впереди большие праздники - и гражданского. и религиозного характера. Колядки - то, что их объединило, пройдя долгий путь от язычества через православие, дойдя до наших дней. Давайте разберемся в вопросе детально - когда что появилось, как одеться и отпраздновать, что спеть и как поют другие.

Статья длинная, с видео и аудиоматериалом. Подпишитесь, чтобы не потерять и сохраните в социальные сети репостом - точно знаю, еще пригодиться.

Содержание статьи

  1. Что такое колядки
  2. Как появились колядки
  3. Как назывались колядки
  4. Как проводят/празднуют колядки - поверья и обряды, традиции.
  5. Как одеваются на колядки
  6. Как исполнялись колядки
  7. Как сочинить колядки
  8. Как сделать звезду на колядки
  9. Как сделать козу на колядки
  10. Что еще посмотреть на тему Коляды?

И. Смукрович, художник. Колядки в Малороссии. 
Период создания:[1905]. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга"
И. Смукрович, художник. Колядки в Малороссии. Период создания:[1905]. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга"

А сперва скажите, празднуете колядки? Доводилось участвовать в таких гуляниях, или пока только присматриваетесь-приглядываетесь?

Если есть что сказать по теме - добро пожаловать в комментарии. А теперь приступим.

1. Что такое колядки

В период праздников рождественских по домам ходили ряженые. Они пели песни, носили с собой большую звезду, наряжались в коз, надевали маски. ЗА угощение обещали хозяевам богатый год а если угощений не было, могли и беды понагнать. Весь этот довольно экстравагантный процесс назывался колядованием, а его участники колядующими.

В наше время колядующих хоть и стало больше, но пока все же это крайне редкое событие в городах. Хотя некоторые деревни сохранили традицию и несут ее дальше, в пугающе-завораживающее цифровое будущее.

2. Как появились колядки

Принято считать, что само слово Коляда пришло к нам из латинского Саlendae - первый день месяца.

Изображение от bearfotos на Freepik
Изображение от bearfotos на Freepik

Как и большинство народных праздников на Руси, Коляда является предметом жарких споров. По одним источникам, никакого бога Коляды не было, идола такого не видели, свидетельств тому нет. Просто праздновали первый день каждого месяца, именуя его так, как выше описала. Того же мнения придерживается и Пропп в книге "Поэтические воззрения славян на природу", утверждая, что:

"слово пришло из Византии, месте с отреченными книгами. И, согласно со звуковыми законами, изменилось в Коляду".

Другие ссылаются на Четьи-Минеи св. Димитрия, в которых в числе богов, которым поклонялись во времена св. Владимира, упоминается и «Коляда, богъ празднованiя, въ зимѣ бывающаго (Русск. простон. Праздн., вып. I, 11 стр.)

При этом до нас дошли исторически закрепленные запреты на празднование славянами коляды.

«каланди соуть пьрвiи въ коемьждо мѣсяци днье, въ нихъ же обычай бѣ елинномъ творити жертвы, и въ таже евроуманiя елиньстiи бѣаху праздници; вроумъ бо пореклъ есть Дiонисово, и иная вься яже соуть идольская прельсти и соуетьства отмѣщюще святiи от вѣрныхъ житiя, возбраняютъ крестьяномъ таковая творити… и не повелѣваютъ моужемъ облачатися въ женьскыя ризы, ни женамъ въ моужьскыя, еже творятъ на праздьникы Дiонисовы пляшюще, ни лиць же косматыхъ възлагати на ся, ни козлихъ, ни сатоурьскыхъ… яже нынѣ творять селяне, не вѣдоуще, что творятъ»
Кормчая по списку 1282 г.
(Аф. Поэтич. воззр., т. III, 729-730)

В Густинской летописи читаем вот что:

«шестый (бог) Коляда, ему же праздникъ прескверный бяше декаврiя 24. Сего ради и нынѣ, аще и благодать Рождествомъ Христовымъ осiя насъ и идолы погибоша, но единаче дiаволъ еще и доселѣ во безумныхъ память свою удержа: сему бѣсу въ память простая чадь сходятся въ навечерiе Рождества Христова, и поютъ пѣсни нѣкiя, въ нихъ же аще и о Рождествѣ Христовомъ поминаютъ, но болѣе Коляду бѣса величаютъ (П. С. Р. Л., т. II, 257 стр.)»

Мнение Карамзина на этот счет однозначно:

«24 декабря язычники русские славили Коляду, бога торжеств и мира» (История государства российского. том I, 91 стр.)

При этом, период колядок и святочный пост в народе еще называли Корочун или Карачун - праздник в день астрономического явления - солнцеворота или дня зимнего солнцестояния.

Не хочу углубляться в поиск летописных источников и думаю, что указанного вполне достаточно, чтобы каждый читатель пришел к своим выводам. Если же вы захотите отдельную статью, в которой будут собраны источники летописные и прочие, с мнениями историков и этнографов - напишите в комментариях о желании почитать такое, я подготовлю отдельный материал.

Но вот с чем я категорически не согласна, так это с нарочитым утрированием народной традиции протоиреем Григорием Дьяченко, указанным в Полном церковно-славянском словаре.

"В России коляда = полный дневной сбор милостыни; коледовать = собирать милостыню, колядаться – просить о чем, умолять".
Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко.

Если так подходить к вопросу, то любая встреча гостей, даже на свадьбе - это подача милостыни. Но да ладно, в наше время каждый имеет право на мнение. Прошу лишь не утрировать русские традиции, уходящие своими корнями глубоко за 5000 лет до введения православия в стране, при всем к нему почтении.

Соломаткин Л. И. 1837, Сурджа Курской губ. (по некоторым источникам - Украина) –1883, Санкт-Петербург, Ряженые. 1873 Источник rusmuseumvrm.ru
Соломаткин Л. И. 1837, Сурджа Курской губ. (по некоторым источникам - Украина) –1883, Санкт-Петербург, Ряженые. 1873 Источник rusmuseumvrm.ru

Исследователи отмечают, что:

"семантическое развитие глагола колядовать шло и в другом направлении: а) посещать дома, ходить в гости без корыстной цели (кашуб, kolqdovac. бел. колядоваць, украинское колядувйти 'ходить в гости, навещать, обходить*, словенское koledduati 'ходить по домам, чтобы поболтать* ср. рус. брянское, колядский гость 'человек, подолгу засиживающийся в гостях'"

Отмечу также, что понятие Коляда как "Новый год", отмечалось в польских и сербских диалектах. Поэтому понятие с большей вероятностью куда более древнее, нежели хотят представить.

В польских диалектах было понятие "попова коляда", а в русских "третья колида". Каковы были первые две мне неизвестно. Но глаголы типа "колядовать" известны во всех славянских языках.

Считалось, что Коляда приезжает на белом коне принося снег, распоряжаясь вьюгой. В этом он совпадает с Морозом. Оба, к слову, могут не только принести, но и унести мороз и снега.

Существовали еще и Васильевы колядки. По старому стилю 31 декабря. а по новому стилю 13 января, на Васильев день, в который готовили Васильеву кутью.

В Васильев вечер хорошо бы почитать Гоголя. Помните его "Вечера на хуторе близ Диканьки"?

И для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко

Так вот, действительно существовало поверье, что в Васильев вечер ведьмы месяц крадут. Классик исключительно на народные поверья опирался.

В Сербии в тот день пекли и в память об умерших предках раздавали деткам ритуальный хлеб - Васулица или Василица.

Также Васулицу раздавали пастухам для кормления им скота. Бывало, что в таком хлебе запекали монетку и раздавали хлеб домочадцам на счастье. Готовят Васулицу из закваски или слоеного теста и обычно покрывают медом. Хотя, рецепты таких блюд напишу в отдельной статье.

Ритуальный хлеб Васулица. Автор изображения: Ivonatk - Sopstveno delo, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=63915868
Ритуальный хлеб Васулица. Автор изображения: Ivonatk - Sopstveno delo, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=63915868

Помимо названия васулица, этот ритуальный пирог в некоторых частях Сербии еще называют васулица , масленица , папулица , груваница , бараница , папреница и т. д .

3. Как назывались колядки

У разных славянских народов колядки назывались по-разному, но с общим коля(и)да. Например, у болгар малка коледка, попова коляда. Известно название крещенская коляда, кутейник, Карачун, Першая куцця, божич или божик.

В Новгородской I летописи зафиксировано названия дня «Корочюн»: «Въ лѣто 6651 (1143). Стояше вся осенина дъждева, от Госпожина дни до Корочюна, тепло, дъжгь; и бы вода велика вельми въ Волхове и всюде…». Слово объяснено на полях подлинника как «до рождества христова»
Источник https://www.wikidata.ru-ru.nina.az/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%B0.html

4. Как проводят/празднуют колядки

Поверья и обряды

Уже писала о том, что в Адвент у католиков и в Филипповки у славян нужно было довести все незавершенные дела до конца - допрясть пряжу, доткать холсты. Почитать об этом можно здесь.

Если кто недопрял, ряженая старуха-коляда (о ней чуть ниже) могла наказать - говорили, что "Коляда кудельку сожжет"

Как праздновали

Ходили по домам, пели песни, просили угощение, желая хозяевам добра, богатства и здоровья. При этом колядующие могли делиться исключительно на женскую и мужскую группы или ходить в составе смешанной группы.

Исполняли так называемое виноградье - это поздравительно-величальные песни, которые в большей мере распространялись по русскому Северу, а также в некоторых районах Владимирской, Нижегородской, Рязанской областей, частично — в Поволжье. Особенностью виноградья была строчка, которую колядующие повторяли после каждого стиха: «Да виноградиё, красно-зеленое мое!» или аналогичную. На Украине и в Белоруссии применяли формулировку «Коляда, коляда! Виноградная, красная, зеленая!» в колядках и песнях волочебных.

Также мотив виногралья можно увидеть в зачинах колядочных песен, например:

« А мы ходим, ребята-виноградчики, а мы ищем-поищем господинов двор...», «Прикажи, сударь-хозяин, виноградью петь!»

После исполнения колядок хозяева должны были отблагодарить колядующих вином, хлебом или деньгами. Колядующие также стимулировали к дарению хозяев, прибавляя к колядке концовку песни. Например, такой вариант:

«На с хозяин-то дарил по рублевицьку, хозяйка дарила по копеецки...»

5. Как одеваются на колядки

Говоря об одежде колядующих, опираясь на собранные данные в Ярославской губернии, можно сказать, что процесс делился на три вида: ряженье молодежи - молодцев и девиц; ряженье баб; ряженье мужиков.

"Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза)" П. Ф. Каверзнев. Вторая половина XIX века
"Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза)" П. Ф. Каверзнев. Вторая половина XIX века

Цели колядования у этих групп разнились. Молодежь развлекалась, девицы попутно еще и в иное общество попасть могли, показать себя. Бабы получали прибавки в кошельке, а мужики халявную выпивку.

Наряжали в Коляду старуху, непременно с бородой, которая проверяла, все ли закончили свои дела.

Молодой парень или даже девушка могла нарядиться стариком, в старой шапке, рваной одежде, нарочито торчящим горбом. К слову, рядить женщин мужчинами и наоборот было распространено.

Рядились солдатами или урядниками, привязывая кастрюлю вместо барабана и беря столовые приборы вместо барабанных палочек.

Могли нарядиться в злобного колдуна, сделав маску из сахарной бумаги. Сахар раньше имел вид конусный и назывался головой. В XIX- XX веке сахарная голова, извлеченная из формы, заворачивалась в специальную плотную бумагу синего цвета, которая называлась – сахарная бумага.

Девушки, наряжаясь в молодых людей, углем подводили усы и бороды, чернили брови, надевали штаны, а сверху непременно "пенжак" красовался. Часть девушек оставалась в обычной одежде, чтобы составить пару в танцах новоиспеченным молодцам.

Для бабы обычным делом было нарядиться цыганкой - так и денег больше соберешь, и наряд прост в исполнении. Волосы распустит, тряпки свернет плотнее, будто с ребенком идет, и пошла в другую деревню.

К слову, чаще всего и ходили в другую деревню или село.

"Святки в деревне". Далькевич Мечислав Михайлович. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1881 год
"Святки в деревне". Далькевич Мечислав Михайлович. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1881 год

Мужики выбирали одного, которого обряжали в вывернутую мехом наружу шубу и рядили его медведем. Обернув пояс веревкой, ее передавали вожаку. С ними шли музыканты - играли на заслонках, сковородах, и прочих неподходящих для игры "инструментах".

6. Как исполнялись колядки

Колядки делились на разные варианты и исполнялись исключительно в отведенные дни. Существовали запреты исполнять эти песни в неурочные, непраздничные дни.

В колядках у южных славян воспевалась вся семья, весь дом, в котором оказались колядующие. Такие колядки еще могли называться подоконными или надворными, по месту их исполнения.

В колядках северных областей - виноградье - моги воспеваться как весь дом, так и отдельный член семьи или даже предмет. К примеру, можно было исполнить виноградье хозяину дома, воспевая его работоспособность. Или величать хозяюшку за ее мастерство в ткачестве и хорошем содержании дома в чистоте. А можно было спеть виноградье бабушке, которая лучше всех сказки сказывала.

"Ряженые". Дореволюционная рождественская открытка. Медведь, коза, солдат, старик.
"Ряженые". Дореволюционная рождественская открытка. Медведь, коза, солдат, старик.

Еще виноградье использовали в некотором смысле в магическом ключе - "припевали" возможных жениха и невесту. Собиралась молодежь и в песню вплетало попарно имена девушки и парня, которые друг другу нравились, чтобы сплести их уже заочно, не пропуская волшебных святочных дней.

Когда приходили мужики, они могли заменить колядки игрой - сперва медведь покажет детские шалости, как дети яблоки воруют, а затем сценку из жизни, как русский мужик водку пьет.

При этом зрители подзуживают исполнителей: "Да ты не так, а вот так сделай!", "Ой, да каши мало ел, не сдюжишь поди!". А ряженые из кожи вон лезут. чтобы развеселить публику.

7. Как сочинить колядки

Если вы берете формат южной колядки, то сочиняете текст, направленный на похвальбу всей семьи.

Если вы берете вариант виноградья, то здесь можно использовать персонификацию - сочинить колядки мужские, женские, девичьи, холостые, замужние, родительские, для бездетных или отправляющимся на военные сборы.

А адаптируя данный формат на современное общество, можно прибавить и колядки педагогические для учителя или ученические от учителя, виноградье для руководителя или для сотрудников отдела кадров, к примеру. Главное - фантазия.

"Коляда" Владимир Чумаков–Орлеанский
"Коляда" Владимир Чумаков–Орлеанский

Можно придумать виноградье, восхваляющее что-то одно, определенное - к примеру, густую косу девушки, прекрасного сына родителей, шикарный автобус вашего корпоративного водителя :-)

Соблюдайте структуру колядки.

Сперва идет зачин или заклички. В этой части колядки использовали приговорки-заклинания, обращенные в сторону самого праздника.

Пример заклички:

Коляда, Коляда накануне Рождества
Мы ходили, мы искали коляду святую.
По всем по дворам-закоулочкам.
Нашли Коляду у Петра во двору.
Пришла коляда, отворяй ворота.

Пример зачина в виноградье:

Прикажи, хозяин, ко двору прийти,
Виноградье красное, зеленое.
Прикажитко ты, хозяин, колядку просказать,
Виноградье красное, зеленое.
Ах мы ходим, мы ходим, по Кремлю-городу,
Виноградье красное, зеленое.
Уж ищем мы, ищем господинова двора.
Виноградье красное, зеленое.

После заклички идет характеристика дома. Вы обязательно должны сделать комплимент тому месту, в которое пришли колядовать. Вот как это выглядит в дошедших до нас колядках:

Господинов двор на седьми верстах
Виноградье красное, зеленое. (повторяется после каждой строчки)
На седьми верстах, на осьмидесяти столбах.
Что же около двора да железный тын.
Что на всякой тычинке по маковке,
Что на всякой маоквке по крестику,
что на всяком крестике по жемчужинке и т.д.

Далее следует величание хозяев. Их сравнивают с прекрасными образами, наделяют выдающимися качествами. Иными словами, добавьте меда, да побольше побольше)

Хозяин в дому, как Адам в раю.
Хозяйка в дому, как оладья на меду,
Малы детушки, как оладушки.

Воспели всех и вся - переходим к просьбе об угощении. Также просьба может содержать призыв наградить материальными благами - здесь уж кто что выбирает.

Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда-моляда,
Накануне Рождества,
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай.

Сдабриваем колядку обещанием наградить хозяев в ответ за угощение.

При этом помним, что мы предстаем в образе потусторонних героев, ряженных, а значит и обещать вознаградить можем без ограничений и поправок на бюджет. Спрос с нас после колядок никакой - все вопросы к силам других миров. Но можно использовать самый простой вариант:

Ты нас будешь дарить -
Мы тебя будем хвалить.

На всякий случай сразу же и угрожаем. Чтобы понимали серьезность наших намерений. Про то, что взятки с нас гладки помним же, да?)

А не будешь дарить – мы тебя будем бранить.
Коль не дашь пирога -
Ни кола, ни двора.
А не дашь мандарина –
Уведем сына.
А не дашь мёда бочку –
Уведём дочку.
Не дашь хлеба –
Уведем деда.
Не дашь варенья –
Придем на День рожденья.

Если угощения не дают, ряженые могут исполнить часть своих угроз - увести молодую девицу с собой или деда утащить. Были ситуации более суровые, но о них я писать не хочу. До дури каждый и сам додуматься может, без помощи)

Далее закрепляем эффект благодарностью, так как считается, что за время нашей песни хозяева нас уже угостили. Не стесняемся на благие слова.

У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
или
Дай тебе, Господи, сорок коров, пятьдесят поросят, да сорок курочек.

А теперь собираем все воедино.

Получившимися вариантами делитесь в комментариях - очень уж любопытно, что у вас получилось!

На какой мотив петь?

Мотив колядок можно взять из сохранившихся аутентичных записей, собранных этнографами, за что им отдельное спасибо. Послушайте несколько вариантов и возьмите тот, что вам больше всех придется по душе.

Либо возьмите вариант Надежды Бабкиной, потренируйтесь под музыку, а после попробуйте спеть без аккомпанемента. В колядках мастерство веселиться превалирует над мастерством пения. Все понимают, что в гости в дом пришли обычные люди, а не оперные певцы.

По дворам колядующие ходят, используя дополнительный реквизит. Например, рождественскую звезду. К слову, в форме такой звезды пекли пряники и раздавали их ряженым.

Украинская рождественская звезда. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский этнографический музей"
Украинская рождественская звезда. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский этнографический музей"

Чтобы сделать звезду в крайне экономном варианте, достаточно взять картон и краски. Учитывайте только при использовании гуаши, что в снег она может потечь, да и вообще она пачкается здорово. Поэтому сверху закрепите ее поверх лаком. Можно использовать даже обычный лак для волос, но его надолго не хватит. Лучше брать лак специальный для гуаши, хотя он дороже, конечно.

Схема рождественской звезды
Схема рождественской звезды

В качестве древка для звезды можно использовать черенок от лопаты.

Также предлагаю посмотреть видео с подробным мастер-классом по изготовлению звезды из фанеры. Выбирайте более подходящий вам вариант:

Видео длится не более трех минут.

9. Как сделать козу на колядки

Также среди ряженых можно увидеть козу - либо человека в костюме козы, либо просто чучело по образу козы. Кому что больше нравится.

Можно сделать просто маску козы. Или ободок на голову - это самый просто вариант.

Маску можно вырезать по аналогу карнавальной, из плотного картона, а после наклеить на нее украшения, разрисовать красками и закрепить лаком. Или сшить из остатков ткани. Примеры в карусели.

Мастер-класс по изготовлению маски козы на колядки из папье-маше на фото в карусели:

10. Что еще посмотреть на тему Коляды?

Настоятельно рекомендую к просмотру фильм "Полесские колядки" (1972), производства времен СССР, киностудии Беларусьфильм. Даже тем течения фильма иной. Смотреть - одно наслаждение!

Ну и в традициях колядок скажу, что лайк и подписка - автору вместо ириски, а на настоящие ириски можно поддержать производство контента монетой, перейдя по ЭТОЙ ссылке (возможен перевод с карты, электронных денег, любой, кроме наличных).

Спасибо, что дошли до конца! Жду в комментариях всех неравнодушных к нашим традициям.