Найти тему

УГОЛОК АРХИВАРИУСА (С. Ситало)ГАЗЕТА "РУССКОЕ СЛОВО", N 102 от 6 (19) мая 1910 г. ПОЕЗДКА К ГРАФУ Д.А. МИЛЮТИНУ.Часть I

-2
-3
-4

УГОЛОК АРХИВАРИУСА (С. Ситало)ГАЗЕТА "РУССКОЕ СЛОВО", N 102 от 6 (19) мая 1910 г. ПОЕЗДКА К ГРАФУ Д.А. МИЛЮТИНУ.Часть I

Лошади остановились у невысоких створчатых, выкрашенных в белый цвет ворот имения графа Дмитрия Алексеевича Милютина или, как написано на табличке: имения графини Н.М.Милютиной. С правой стороны, на шесте, над невысокой, сложенной из камня, оградой, прикреплена белая же табличка с такой надписью: "Проезд, проход посторонним лицам воспрещается".

Близкие к дому Милютиных лица, обратив мое внимание на дощечку с надписью, сказали:
«Это сделано без участия графа, который никогда и ни при каких бы то ни было обстоятельствах не говорил и не писал: "воспрещается".
-А как же? - "Не дозволяется".
- А нельзя ли было обойтись совсем без "воспрещается"," не дозволяется", короче говоря, без дощечки?
- Нельзя! Нельзя потому, что многие из приезжающих на курорт, совершенно не обращая внимания на преклонный возраст графа, считают своим "нравственным долгом" засвидетельствовать ему свое почтение и из праздного любопытства настойчиво добиваются свидания с графом.

Прежде, когда граф чувствовал себя лучше и совершал еще прогулки по имению, они следовали за ним по пятам, выпрашивали автографы, прятались за деревьями и при появлении графа Милютина бесцеремонно наставляли на него "кодаки". Престарелого графа подобного рода визитеры, хотя и руководившиеся "нравственными" мотивами, чрезвычайно смущали и стесняли. Вот и понадобилось повесить дощечку с воспретительной надписью.

За воротами начинается широкая, красивая дорога, ведущая к дому графа. Справа службы. Дорога по мере приближения к дому, суживается в аллею из вечнозеленых пирамидальных кипарисов, кудрявых каштанов и густых подстриженных туй. От ворот до дома, обитаемого семьей графа Милютина, расстояние порядочное: на ходьбу необходимо минут пятнадцать.

Имение приобретено гр. Д.А. Милютиным очень давно, задолго до 1881 года, когда он окончательно сюда переселился, от графов Потоцких, у которых была также куплена Ливадия. Милютинское имение раскинулось на 50 десятин, с виноградником, парком, домами, школой, построенной на средства графа, и фонтанами.
До 1881 года гр. Дмитрий Алексеевич изредка наезжал сюда, проводил здесь летние месяцы, оставался в своем имении все время пребывания Государя в Ливадии. Но вскоре после кончины Императора Александра II, а именно, в июле 1881 года, Д.А. Милютин навсегда поселился здесь.

В первое время после кипучей преобразовательной деятельности, так неожиданно прервавшейся, граф тяготился новой, тихой, однообразной обстановкой жизни. Он весь отдался литературной деятельности, занявшись собиранием материалов для воспоминаний, посвященных царствованию Александра II, эпохе великих реформ.
Свои мемуары, от первого до последнего слова, гр. Д.А. Милютин писал сам, никогда их никому не показывал и не читал. Мемуары в значительной своей части были закончены около десяти лет тому назад.

К величайшему сожалению, нам, современникам. не удастся узнать содержания этих несомненно высоко интересных и исторически ценных мемуаров. Гр. Дмитрий Алексеевич поставил непременное условие, чтобы мемуары были опубликованы только через 50 лет после его смерти.

Друзья гр. Милютина неоднократно делали попытки убедить его дать свое согласие опубликовать хотя бы выдержки из мемуаров, но гр. Дмитрий Алексеевич решительно отказывался, говоря, что это было бы неделикатным по отношению к ближайшим потомкам тех исторических лиц, деятельности которых ему пришлось коснуться в своих воспоминаниях.

- За двадцать лет, в течение которых отец писал свои воспоминания, - передавала мне дочь гр. Милютина княгиня Н.Д. Долгорукая, - он только несколько раз читал нам краткие выдержки из своей колоссальной работы. Читал немного: какой-нибудь занимательный эпизод, характерное место. Это все, что мы знаем о мемуарах отца.

На фото: Д.А. Милютин. Его имение в Симеизе. Граф Милютин в парке своего имения (?). Дача Милютина, наши дни.