Сегодня поговорим о самых первых изображениях сцены Рождества Христова.
Одна из самых ранних, известных нам изобразительных интерпретаций сцены Рождества находится в катакомбах Присциллы (Дева Мария с Младенцем. Вторая половина III в. Фреска. Катакомбы Присциллы, Рим).
На фреске изображена Мария, прижимающая к груди Младенца, Который, поворачивая голову, смотрит на нас. Рядом с Марией стоит прорицатель Валаам. Валаам указывает рукой на светящуюся в небе звезду. Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе:
«Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24: 17).
Эта фреска, отличающаяся свободой замысла и непринужденной манерой исполнения, еще всецело принадлежит к античной школе живописи. Однако, посмотрите, – уже в этом образе прослеживаются зачатки будущего иконного типа Богоматери, держащей на руках Младенца Иисуса!
Следует сказать, что сама по себе сцена Рождества Христова – достаточно редкое явление в раннехристианском искусстве. Первые христиане практически не отделяли Рождество от Богоявления, то есть Поклонения волхвов. Композиции с изображением Рождества складываются в общих чертах к концу IV века и, как правило, реализуются они согласно двум схемам:
• Младенец Иисус в яслях и рядом Мария
• Младенец один, без Марии.
Мария в сцене Рождества изображается в виде обычной женщины, облаченной в хитон и покрывало, которое закрывает волосы и окутывает всю фигуру, что указывает на её статус замужней дамы. Как правило, она сидит на почтительном расстоянии от яслей Младенца.
Изображение Рождества Христова на рельефе саркофага из церкви Сан-Пьетро-Испано в Бовилле-Эрника - одно из самых ранних в истории христианского искусства! Саркофаг датируется 330–350 годами.
Композиция рельефа иллюстрирует текст Евангелия от Луки:
«и родила Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 7).
В яслях под навесом лежит спелёнутый Младенец. В тайне Рождества заложена тайна смерти и пасхального Воскресения.
Ясли являются прообразом гробницы, поскольку Бог, принимая человеческую природу, принимает и судьбу человека, и его смерть.
Пелены, в которые завернут Младенец, есть символ погребальных пелен Христа.
В стороне сидит погруженная в раздумье Мария. В Евангелии сказано, что Мария «сохраняла все слова сии (что было возвещено о Младенце), слагая в сердце Своем» (Лк. 2: 19).
Над Младенцем склонились вол и осел. В евангельском описании Рождества ничего не говорится о присутствии животных во время чудесного события.
Как же появились вол и осел в композиции Рождества?
О том, что вол и осел поклоняются новорожденному Спасителю, упоминается в апокрифе «Евангелие Псевдо-Матфея»:
«Блаженная Мария вышла из пещеры, вошла в хлев, положила Младенца в ясли, и вол и осел поклонились Ему. Исполнилось то, о чем говорил пророк Исайя: “Вол знает своего хозяина, и осел - ясли господина своего” (Ис.1:3). Эти животные, стоя рядом с Ним, беспрестанно поклонялись Ему. Исполнилось и то, что сказал пророк Аввакум: “Тебя узнают посреди двух животных” (Авв. 3:2)» (Evangelium pseudo-Matthaei. XIV).
Богословы ранней Церкви в образах вола и осла, поклоняющихся Иисусу, усматривали аллегорию на иудеев и язычников. Так, Иероним Стридонский (345-419) писал:
«Вол в иносказательном смысле относится к Израилю, который нес ярмо закона и есть животное чистое, а осел, обремененный тяжестью грехов, означает народ из язычников» (Иероним Стридонский. Толкование на книгу пророка Исайи. 1.3).
Рядом с животными представлена фигура пастуха с поднятой в приветственном жесте рукой. О пастухах, пришедших поклониться Спасителю, говорится в Евангелии (Лк. 2: 8-18). Ангел, возвещая пастухам о том, что родился Спаситель, дал им указание: «вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2: 12).
А кто же эта женщина, сидящая на земле рядом с яслями? Вероятно, это та самая повитуха Саломея, присутствовавшая при рождении Иисуса, о которой упоминается в апокрифах. Согласно апокрифам, Саломея усомнилась в рождении девственницей Младенца, и у нее отнялась рука, когда она попыталась удостовериться в девстве Марии.
« И тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи его, и наступит для тебя спасение и радость. И подошла Саломея, и взяла младенца на руки, сказав: поклонюсь ему, ибо родился великий царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея и вышла из пещеры спасенною» (Protevangelium Iacobi. XX)
Рельеф саркофага из собора Мантуи – яркий пример композиции Рождества Христова с изображением лежащего в яслях Младенца и сидящей рядом Марии (Рождество Христово. Конец IV – начало V в. Рельеф. Фрагмент саркофага. Базилика Святого Петра, кафедральный собор, Мантуя).
Рождество Христово представлено в виде обыденной сцены, трогательной в своей незатейливой простоте. Мария скромно сидит рядом с яслями. Она облачена в тунику, которая задрапирована крупными складками, подчеркивающими формы тела. В этой объемности слышны отголоски классической римской пластики. Голова и волосы Марии покрыты мафорием, что подчеркивает статус Марии, как замужней женщины. В яслях, под крышей навеса, лежит спелёнутый Младенец Иисус. Осел и вол, выполненные в натуралистической манере, заглядывают в ясли. Пастух, облаченный в короткую тунику, жестом вытянутой правой руки приветствует новорожденного Спасителя. На то, что происходит нечто совершенно удивительное, указывает звезда, сияющая над головами Младенца и Марии. Та самая звезда, о которой говорится в Евангелии от Матфея:
«звезда, которую видели они (волхвы) на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2: 9).
Рельеф из Византийского музея Афин представляет, пожалуй, один из самых трогательных, поэтических и очаровательных в своей лаконичности и изящной простоте образов Рождества Христова.
Христос родился! Славьте Его!
Композиция рельефа являет сокращенную иконографическую схему Рождества: Младенец Иисус представлен без Марии. Над лежащим в яслях спелёнутым Младенцем склоняются вол и осел. Кажется, что животные своим теплым дыханием согревают Малыша. В этой лаконичной, немногословной композиции с пронзительной ясностью прочитывается указание на исполнение ветхозаветного пророчества о рождении Спасителя:
«Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего» (Ис. 1: 3).
На сирийском реликварии VI века из музеев Ватикана в сцене Рождества присутствует одно из первых известных нам изображений возлежащей Богоматери (Рождество Христово. VI в. Дерево, энкаустика. Фрагмент реликвария. Сирия. Музеи Ватикана, Ватикан).
Этот иконографический тип возлежащей на ложе рядом со спелёнутым Младенцем Богородицы родился, по всей видимости, на Востоке, не ранее VI века, и с тех пор прочно вошел в византийское искусство. Божья Матерь изображается как обычная женщина, только что давшая жизнь новому человеку и отдыхающая после родов. Этим подчеркивается двуединая природа Христа: Его человечность, и Его божественность («Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» Гал. 4: 4).
Образ возлежащей Богоматери встречаем мы и на чеканном рельефе серебряного кадила из Кумлуджского клада (Кадило из клада Кумлуджи. VI в. Серебро, чеканка. Археологический музей, Анталья, Турция), и на панели из слоновой кости знаменитой кафедры архиепископа Равенны Максимиана (546–554 гг.), выполненной мастерами-резчиками Константинополя по заказу императора Юстиниана (Рождество Христово. Середина VI в. Слоновая кость, резьба. Кафедра Максимиана. Архиепископский музей Равенны).
Продолжение следует...
❤️ Оставайтесь с нами! Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить. Будем рады вашим вопросам и комментариям. Репосты приветствуются.