В новом интервью изданию Ultimate Guitar Джо Сатриани (Joe Satriani) рассказал о том, как он планирует исполнять партии Эдди Ван Халена (Eddie Van Halen) в предстоящем летнем туре 2024 года с вокалистом Сэмми Хагаром (Sammy Hagar), бас-гитаристом Майклом Энтони (Michael Anthony) и барабанщиком Джейсоном Бонэмом (Jason Bonham). Тур будет посвящен музыке группы Van Halen.
На вопрос, есть ли какие-то песни Van Halen, исполнение которых показалось ему наиболее сложным, Джо ответил: «Главное в том, что последние пять десятилетий я изо всех сил старался быть самим собой, никого при этом не копируя. С конца 80-х мне везло с сольной карьерой, у меня была работа, которая заставляла меня быть самим собой настолько, насколько это возможно. Поэтому я взял за правило не играть "под кого-либо". Но порой случается - когда тебе весело и ты на вечеринке, - когда кто-то говорит: "А ты можешь сыграть эту песню?". И тут ты понимаешь: "Да я понятия не имею, как её играть! Я её люблю, слышал миллион раз, но не знаю, что делает этот парень!". А потом ты решаешь посмотреть, что он, этот гитарист, там делает, и думаешь: "Ого, это действительно необычно! И мне не очень-то просто это сыграть!". И дело не в партиях – аккорды все понятны, - а в том, какие в исполнении есть нюансы. Это и тайминг, и вибрато, и звукоизвлечение. И если ты глубоко погружен в свою музыку, собственную манеру исполнения, то становится действительно трудно оторваться от них, оторваться и попытаться должным образом подражать чужой игре. Смотрите, если бы вы сейчас дали гитару Эдди и сказали: "Эдди, мы хотим, чтобы ты сыграл вещь Сатриани "Summer Song" нота в ноту". Он бы вам ответил: "Что? Я так не играю. Я это не смогу сделать". Конечно, он бы смог это сыграть – но по-своему, чёрт возьми, - и нам бы всё понравилось, независимо от того, как бы он это сделал. Ведь это наверняка было бы весело и круто, но это было бы не совсем то же самое».
Джо продолжил: «Когда я был молод и играл в разных кавер-группах, я знал, каково это - пытаться подобраться как можно ближе к звучанию Zeppelin, Sabbath или The Stones – а это как раз то, что от нас хотели. И, в конце концов, вам пришлось бы сказать: "Вы знаете, я так не играю - это просто не мое вибрато!". Если я начну сейчас пытаться сыграть что-то из AC/DC, то я ни за что не смогу воспроизвести вибрато Ангуса Янга (Angus Young). Просто у него свое вибрато. Если вы собираетесь попробовать изобразить что-то “под Джеффа Бека” (Jeff Beck), то это будет ох как непросто – у него своё, очень специфическое звучание. Вы можете сыграть те же ноты, люди узнают пьесу, но она не будет звучать одинаково с оригиналом».
И далее Сатриани продолжил: «Если бы мы смогли услышать, как Эрик Клэптон (Eric Clapton) играет "Since I've Been Loving You", то наверняка это было бы нечто особенное, но никак не копия Led Zeppelin. Уверен, что это было бы сделано классно, с выдумкой, но это была бы другая песня… Так что в тот момент, когда я стал разбираться в нюансах игры Эдди, я сразу понял один базовый элемент: он играет точно в долю и это создает ощущение, что он “подталкивает” ритм. Но на самом деле это не так. Вы знаете, это удивительно, как он это делает! Я после этого стал переслушивать свой материал от начала до конца и понял: "Ого, я-то играю всё с оттяжкой! Но ведь это потому, что я играю мелодию!”. Действительно, когда ты играешь мелодию, тему, ты слегка отстаёшь от группы, как это делают вокалисты. Мне нравится, как поёт Плант (Robert Plant) в "Since I've Been Loving You". Он заметно сзади. Или послушайте любую хип-хоп песню - вокал всегда идёт нарочито с опозданием. Так что, получается, то, над чем я работал всю жизнь – лёгкий оттяг, дающий особый драйв, - становится вдруг препятствием. Ты включаешь песню типа "I'm The One" и понимаешь: "Нет, ты должен быть впереди!"».
И далее комментарий Сатриани: «При этом во многих ванхаленовских треках барабанщик как будто подсказывает тебе, чтобы ты играл с оттягом. Так что у меня возникала трудная ситуация – ощущения одни, а играть надо совсем по-другому. Это было первое, что я заметил – особый тайминг Эдди: он совсем другой, и мне придётся это учитывать».
Интересно, что получится в конечном результате у этого состава…