Правда, был ещё один вариант, который предложили Бухарин и Рыков, вот что нам поведал товарищ Коткин:
«Сталин добился, что пленум отверг предложенные Рыковым и Бухариным политические альтернативы, такие как импорт хлеба («лучше нажимать на кулака и выжимать из него хлебные излишки, которых у него не мало»), однако резолюции пленума, резюмировавшие позицию правых (пусть она и осуждалась), не были опубликованы. Развитие событий в деревни оправдывало критиков Сталина. Урожай 1928-1929 годов составил всего 62-63 миллиона тонн (что было значительно ниже официальной цифры в 70-71 миллионов тонн), а общие объёмы государственных хлебозаготовок составили всего около 8 миллионов тонн - на 2 миллиона тон меньше, чем в предыдущем году. В Ленинграде хлебные карточки были введены уже в ноябре 1928 года. Вскоре к этой же мере прибегла Москва, как и другие промышленные города, в которых вслед за хлебными карточками были введены карточки на сахар и чай, а затем и на мясо, молочные продукты и картофель. (стр. 24-25)»
Цена книги напомню почти 4 тысячи рублей, почти по 900 страниц в каждой! Из двух книг, наш уважаемый историк не удосуживается поподробней описать альтернативной программы Рыкова и Бухарина! Ему лень объяснить причины низкого сбора урожая государством, что такое НЭП, ему всё лень. Вам это не надо, по его мнению. Он пытается дать отрывочные, нужные или понятные только ему сведения, не более. Пытается, читателя подвести к нужной ему, точки зрения. Поэтому что именно предлагал Бухарин и Рыков? Помоги вражеский интернет!
«…Все были озабочены положением дел в стране. Большинство высказывалось за то, чтобы заставить единоличников отдать хлеб. Только три члена Политбюро ЦК ВКП(б) выступили против: Бухарин, Рыков, Томский. Они прямо заявили: не трогайте кулака. Он хороший. А у «хорошего» кулака свой, чисто коммерческий интерес: зачем сдавать товарное зерно по твердым государственным ценам, когда можно дождаться свободы цен и продавать это же зерно в двадцать раз дороже? С той же точки зрения смотрели на кулака и оппозиционеры. Еще 14 апреля 1925 года Бухарин обратился к кулакам с призывом: «Обогащайтесь. Развивайте свое хозяйство, не бойтесь, что вас будут притеснять»…
…Однако Бухарин и большая группа членов партии остались при своем мнении. Они выдвинули идею «нормализации» рынка и «маневрирования» заготовительными ценами на хлеб по районам. Другими словами, предложили идти по пути повышения закупочных цен. На практике бы это обернулось хаосом на рынке сельскохозяйственной продукции и возвратом к спекуляции, инфляции и голоду. А еще это означало, что оппортунистов не удовлетворяют советские условия рынка, они хотят спустить на тормозах регулирующую роль государства на рынке и предлагают пойти на уступки мелкой буржуазной стихии…
… Бухарин и его сторонники не верили в возможность индустриализации страны и тем самым вольно или невольно подрывали ее обороноспособность. Они настоятельно добивались сокращения ассигнований на развитие тяжелой индустрии и уменьшения затрат на покупку оборудования за границей. Это был все тот же по сути, хотя слегка обновленный по форме план американского банкира Дауэса, сторонника поглощения России международным капиталом, который проповедовали и троцкисты. По мнению Бухарина, коллективизация не является объективной необходимостью, а задумана Сталиным для выколачивания денег для нужд сверхиндустриализации. Крестьян обложили данью, как когда-то феодалы или завоеватели обкладывали данью порабощенные ими народы…
(взято с сайта: https://history.wikireading.ru/199713)»
Договариваться с крестьянином-кулаком, идти на его условия, закупать хлеб за границей, на скудный валютный и золотой запас, ждать, когда «кулак» сам собой захочет перейти на социалистические рельсы. А зачем крестьянину это надо? Сиди на селе, выращивай пшеницу, картошку, овёс и прочие культуры, разводи овец, коров и кур, да жди, когда кто-то тебе предложит более высокую цену. Зачем кулаку индустриализация? Ему и так хорошо.
«Что? - поинтересуется крестьянин, - Зашита и развитие государства? Это не ко мне! У меня жизнь тяжёлая! Попробуй, вспаши и засей землю, вырасти урожай, собери его! Меня государство защищать должно, заботиться обо мне, товарами снабжать по низким ценам, лечить, оберегать! А я хлеб на своих условиях рабочим продавать буду, это моё право производителя!»
Наверняка много таких мыслей гуляло по стране среди пока ещё тёмной, малообразованной крестьянской среды. Хотя, по совести, много и сейчас в 21 веке, среди молодёжи и пожилых, гуляют такие мысли. Что крестьянин, эта такая жертва Советской власти. Да и «кулаки», которые наверняка намного чаще бывали в городах, заставляя работать батраков и должников на своих наделах за прожиточный минимум, тоже понимали, что к чему, видели изменения, знали о политики руководства страны и приезжая обратно на деревню, старались пугать, навешать сказок и небылиц, напустить страху, на простых бедных крестьян. А те, на радость кулаков, как попки повторяли сказанные ими слова, уже не веря представителям власти. На мой взгляд, хорошо что государство не пошло на такие предложения Бухарина. Не стало правительство унижаться и показывать свою слабость. Купить хлеб по завешенной цене, это значит обрекать миллионы рабочих людей в городах на голод, это значит подстраиваться под требование малой кучки своих сограждан, которые будут думать, что именно они будут решать сколько, когда и по какой цене они будут продавать хлеб государству. Будут требовать что и как должно сделать государство, чтоб хлеб попал в их закрома, и другим гражданам нового Советского Государства. А что мелкое буржуйское крестьянство это может устроит, невольно подтверждает сам автор, написав выше;
«В Ленинграде хлебные карточки были введены уже в ноябре 1928 года. Вскоре к этой же мере прибегла Москва, как и другие промышленные города, в которых вслед за хлебными карточками были введены карточки на сахар и чай, а затем и на мясо, молочные продукты и картофель.»
Автор опять пытается убедить меня, что это произошло из-за государства, которое установило низкие расценки на зерно. Что это сам Сталин виноват в появление карточек и в проблеме с продовольствием. Там делов-то было, со слов Коткина который судя по книге очень ценил Бухарина, поднять цену на покупку зерна и дело сделано.! А что за этим простым решением, пойдёт цепная реакция, меньшие закупки зерна, подорожание хлеба, и так далее, его это не колышет. Он видит только одну линию, а всё остальное для него уже не важно. Лично я вижу, что это произошло по вине крестьян, которые зная, что цена за зерно на коммерческих рынках выше и желая заработать как можно больше, привели к этой ситуации. Далее у автора идут замечательные слова:
«В случае если бы не было покончено с крестьянской революцией, над режимом нависла бы постоянная угроза. (стр. 16-17)»
Получается, не понимая чего он пишет, Коткин, не задумываясь подтверждает правильность действий товарища Сталина и Советской Власти. Со слов автора, выходит что с 1922 по 1928 год в стране продолжалась революция, которую вели крестьяне против Советской Власти. По крайней мере, я понял это именно так. То есть крестьянство как класс, постоянно создавало угрозу самому существованию Советской Власти и государству! В таком случае, я полностью разделяю действия Сталина и руководства страны. А дальше ещё интересней…
«Россия столетиями видела жестокое обращение с крестьянами, но сейчас под это бездушие подводилось якобы научная база.(стр.17)»
А как именно Советская власть жестоко обходилась с крестьянами? Можно какие то примеры, документы архивные, выдержки из донесений и постановлений? Нет, не реакцию, на кулацкие и крестьянские волнения, а именно обращение жестокое. Наверно 20% налог, намного больше чем барский? А как жилось крестьянам при царе? Как они ели, пили, где работали, как учились? Рассказал бы Коткин, как при царе крестьянство жило и как при Советской Власти. Произвёл бы сравнение. Как наказывали при царе-батюшке, как при СССР. Сколько налогов платили тогда, сколько сейчас. Почему автор пытается показать, что только Советская Власть с крестьянам поступала бездушно, жестоко, беспощадно, ещё и прикрываясь научной базой? Какой это такой научной базой? Тоже молчок. Била розгами? Выгоняло с земли? Может медицина и образование при царе было лучше? Наверно Советская власть сажала в тюрьму, не за что! Да, сажала. Но не за что, а за дело! И таких дел миллионы (по словам Коткина) должно быть в архивах МВД, ФСБ. Так сходил бы почитал их, а после нам в книге поведал. Но это вряд ли, а ещё он вряд ли поведает о том как Советская Власть учила грамоте, проводило электричество в сёла, начинало строить больницы и школы, стало поставлять трактора и прочую сельскохозяйственную технику. Что такого бездушного делала Советская Власть обыкновенным крестьянам? Зерно отняли? Да, не захотели по хорошему, получите по закону! Но не всё, а только излишки. Считали грабительский налог в 20 % и низкие закупочные цены не приемлемыми, получите другой вариант, более жёсткий, раскулачивание! Все излишки в казну, а в амбаре чтоб поесть и для посева. Надеялись что крестьяне через пять, десять лет сами пойдут в колхозы, станут сознательными, тоже захотят строить светлое будущее, но последние не захотели и получите коллективизацию, повышенные налоги для единоличников. Кто с кем жестоко обошёлся при Советской Власти? Это ещё вопрос спорный... Далее, Коткин что-то писал про урожай, заготовленный и собранный…
«Урожай 1928-1929 годов составил всего 62-63 миллиона тонн… …общие объёмы государственных хлебозаготовок составили всего около 8 миллионов тонн - на 2 миллиона тон меньше…(стр. 24-25)»
Опять, я, как обыватель сужу. По стране собрали 62 миллиона тонн, государство по хлебозаготовкам собрало 8 миллионов… Вопрос, а где остальные 54 миллиона тонн зерна? Куда всё это делось? Кому досталась такая огромная масса зерна? Где тот враг, тот хитрый партийный или комсомольский индивид, который это употребил себе на благо? Мистер Коткин, ответа не даёт. Про этого зерно в книги ни слова. Мне кажется, это богатство осело в амбарах крестьян-революционеров, тех самых, кто осенью 1917 года сражался за свободу на параллельной, крестьянской революции, а потом жили впроголодь в двадцатые годы, в разгар НЭПа. И теперь, лежит это богатство в амбарах революционеров-крестьян, сжирается мышами, ведь продать его нуждающемуся рабочему, крестьянин не хочет по государственным ценам, а за свою цену не дают, совки проклятые!
«В Ленинграде хлебные карточки были введены уже в ноябре 1928 года. Вскоре к этой же мере прибегла Москва, как и другие промышленные города, в которых вслед за хлебными карточками были введены карточки на сахар и чай, а затем и на мясо, молочные продукты и картофель.(стр.25)»
В самой карточной системе ужасного мало. Да и вряд ли товарищ Коткин, будет писать про карточки в капиталистических странах, когда, где, и до какого года они были. Как питались обыкновенные люди в процветающем капитализме, тоже не скажет. А ведь мог поведать, допустим о Великой Депрессии в США. Но это другое! Вот унизить Советский строй, это как два пальца… Для начала, я хотел бы понять причину ввода продуктовых карточек. Надо понять для чего и зачем? Как всегда интернет в помощь.
«В январе 1931 года по решению Политбюро ЦК ВКП (б) Наркомат снабжения СССР ввёл всесоюзную карточную систему распределения основных продуктов питания и непродовольственных товаров. Карточки выдавались только тем, кто трудился в государственном секторе экономики (промышленные предприятия, государственные, военные организации и учреждения, совхозы), а также их иждивенцам
(взято с сайта; https://yandex.ru/search/?clid=9582&lr=213&rq=1&text=карточная+система+в+ссср+в+30-е+годы&src=rec&serp-reload-from=rec_bottom).»
И что тут для Коткина ужасного? Ах да… Просто нэпманов и безработных проклятая Советская Власть обделила карточками! Это преступление! До 1931 года карточки были только на хлеб. Сделано это было для того, чтоб остановить скупку и спекуляцию хлебом на рынках. Вроде всё логично, попытка нормализовать торговлю и остановить дефицит хлеба. Ну за исключением нэпманов и безработных, тем предстояло делать выбор. Это ведь в капиталистическом обществе всё не так. Хочешь, работаешь и ешь, а можешь просто, жить в своё удовольствие и питаться, одеваться, иметь все блага от государства, совсем бесплатно. Что? Это не так. Не знаю… Многие утверждают что безработный на пособие жирует. А вот Советское государство, которому ещё и десяти лет не исполнилось, считало по другому! Считало так, кто не работает, тот не ест! Кто трудиться в частном секторе, покупает продукты у частников, в коммерческих магазинах, кто на госпредприятиях, отоваривается в государственных магазинах. Просто Советское государство решило что нечего кормиться частникам, которые занимаются спекуляцией в государственных магазинах, нечего купи-продаю, скупать дефицитный товар из государственных магазинов, а потом перепродавать его в три, четыре, пять, раз дороже и на этом увеличивать свой капитал и достаток. Кто толкнул Государство пойти на эти меры? Сталин? Нет, ответ не верный, ещё варианты? Кулаки и те кто их поддерживает. Вполне возможно. Ведь именно кулак и нэпман, в купе с прочей спекулянтской нечистью, расплодившаяся во времена НЭПа привела к таким мерам. Вот тогда, в это самое время, Советская Власть и товарищ Сталин, принимают ряд мер, не очень приятных для мелкобуржуазного революционного крестьянства.
«В целях усиления хлебозаготовок запрещалась частная торговля на рынках зерном и мукой, широко применялась ст. 107 УК РСФСР. В результате применения чрезвычайных мер, заявлял Сталин, заготовки хлеба «стали немного оживляться. Серьезный перелом должен начаться в конце января или начале февраля». И действительно, в Сибири было заготовлено 77,1 млн пудов хлеба, а всего в 1927/28 г. в стране было заготовлено 660 млн пудов. Достигнуто это было за счет применения чрезвычайных мер. Только за январь и февраль 1928 г. в Сибири органами ОГПУ было арестовано 1704 человека. На Северном Кавказе за январь-март осуждено 3424 человека, в том числе более двух тысяч середняков и бедняков. В апреле 1928 г. по данным Наркомюста РСФСР по ст. 107 УК РСФСР было привлечено 5597 человек, в том числе 1700 середняков и бедняков[28]. В других сообщениях Наркомюста сообщалось, что «107 статья применялась и в отношении середнячества и маломощно бедняцкой части крестьянства». (взято с сайта; https://history.wikireading.ru/319019)»
Крестьянам перекрыли дорогу на рынки и частной торговле. Отныне зерно было возможно продавать только государству. Понятное дело, что продажа зерна на частных рынках была выгодней, прибыльней и приносила больший доход. Но если крестьяне не желали понимать проблемы рабочего класса в городах, проблемы государства в мировом аспекте, плевали на объяснения представителей власти на местах, выходило что они плевали и на саму власть. Кстати, благодаря именно этой власти, крестьяне получили себе землю, а многие и расширили свои наделы. Подстрекательство среди безграмотного крестьянства зажиточными «кулаками», привело к печальным последствиям, 1700 крестьян из середняков и бедняков были привлечены к ответственности. А что ещё случилось в 1928 году, помимо проблем с поставками зерна государства?
« … Однако обстановка, сложившаяся в деревне весной 1928 г., создала новые трудности, вновь привела к падению хлебозаготовок. Зима и весна 1928 г. в южных районах страны, особенно на Северном Кавказе и Украине, были очень неблагоприятны для озимых посевов. В целом по стране погибло 7 млн. гектаров (16,5%) озимых. Естественно, что крестьянство в этих районах, игравших особенно большую роль в хлебозаготовках, резко сократило продажу зерна. Государство должно было незамедлительно оказать крестьянам помощь семенами. Погибшие площади были почти полностью пересеяны. Это потребовало от государства дополнительного расхода зерна из собственных ресурсов. Яровая семенная ссуда почти вдвое превышала объем апрельских заготовок хлеба по всей стране…
(взято с сайта; https://www.winstein.org/publ/36-1-0-2973)»
Во как, получается Советское Государство не только отбирало зерно у крестьян, но в трудную минуту помогало, выделяя на это дело огромные ресурсы. Но такое в книги Коткина написано не будет. Забегая вперёд я признаюсь, что кроме репресий, жестоких мер, отбора зерна и вообще в сего у крестьян в этой книге вы не найдёте ничего. Мистер Коткин, даже не даёт определение слову «кулак». Если верить товарищу Коткину, то «кулак», это просто успешный крестьянин. Он не даёт точных определений этому слову, просто крестьяне-кулаки и всё! Крестьяне, которые хорошо работают на своей земле и поэтому у них хорошие урожаи. С «середняком» такая же история, со слов автора, этот крестьянин чуть по хуже «кулака», но такой же работящий и трудолюбивый, ну немного не везёт. Вот хорошо, что есть вражеский интернет! Где помимо всякой либеральной фигни, извращенцев и всевозможных платных кинотеатров, порнографии, магазинов и прочих услуг есть ещё википедия и прочие познавательные ресурсы. Спасай родная википедия!
« Кулак (множественное число — кулаки, собирательное — кулачество) — обозначение в дореволюционной России и в СССР зажиточных крестьян, использующих труд наёмных рабочих и занимавшихся сельским ростовщичеством. В царской России к кулакам было негативное отношение как со стороны оппозиции, так и со стороны крупных государственных чиновников (включая Петра Столыпина). В конце 1920-х — 1930-е годы в рамках коллективизации в СССР было проведено раскулачивание: принудительное изъятие собственности у зажиточных крестьян, сопровождающееся в ряде случаев ссылкой раскулаченных в малонаселённые территории Советского Союза. (взято с сайта; https://ru.wikipedia.org/wiki/Кулак_(крестьянин)#Раскулачивание)»
Что тут сказать…, мало того что и при царе кулаков не любили (с чего это?), так ещё и работать сам он не работал, да ростовщичеством занимался на деревне, загоняя бедных крестьян в кабалу и долги, типичный крестьянин. Странно, почему Коткин, в своём труде не объясняет этого? Почему рассказывая о жестокости Советской Власти, замалчивает о реальном лице «кулака»? Для чего это сделано? Конечно, для того, чтоб показать какая Советская Власть жестокая, как она относится к простым крестьянам, которых он называет «кулаками». И не слово, про то, что творили эти работяги в деревне. Но ведь историку грех не знать таких мелочей, тем более специалисту по СССР. Теперь, для полноты картины, надо узнать кто такой середняк?
«Середняк (среднее крестьянство) - слой крестьян дореволюционной и Советской России, занимающих промежуточное экономическое положение между бедняками и кулаками. Отличительной чертой середняков было наличие единоличного хозяйства, которое они обрабатывали собственным трудом без привлечения наёмной рабочей силы. С переходом к политике коллективизации разница в экономическом укладе крестьянства исчезла, и слово «середняк» вышло из всеобщего употребления. (взято с сайта; https://ru.wikipedia.org/wiki/Середняк)»
С середняком всё более, менее понятно. Труженик села, который ответственно подходит к своему делу, который своим трудом получает со своего надела хороший результат. Этот крестьянин, не захочет делиться своим собранным урожаем. И не удивительно, сам работает, сам собирает, сам платит налоги, сам свои излишки пускает куда хочет. С государством по идеи конфликта нет, долгов тоже, бедняков кормить, а тем более работать с ними не желает. Ведь деревня это не город, тут каждый человек на виду. Кто как работает, кто как хозяйство ведёт, кто что говорит и чем промышляет, всё видно в деревне. На деревне тяжело спрятаться от глаз, даже за большим забором. После всех уточнений пойдём дальше. А дальше нам товарищ Коткин начинает ведать про лето 1929 года.
«Тем не менее к лету 1929 года замаячила нехватка продовольствия. Режиму пришлось тратить скудную твёрдую валюту, чтоб закупить за границей четверть миллиона тонн зерна (это обошлось в 30 миллионов конвертируемых или золотых рублей, или почти в 15 миллионов долларов). Таковы были голые факты. Сталин предполагал, что нагнетание принуждения сыграет роль механизма политической вербовки, оторвав крестьян-бедняков и середняков от кулака. (стр. 25)»
Причины нехватки продовольствия, где товарищ Коткин? Что такое случилось весной 1929 года или осенью 1928 что замаячила нехватка продовольствия? Вы знаете или нет об этих причинах, почему я должен сам лезть куда то в интернет и искать причины нехватки продовольствия? За что я заплатил такие деньги? Чтоб посмотреть напечатанное на последней странице лицо Гайдара, Егора Тимуровича? Да оно мне на фиг не нужно за такие деньги! За такие деньги, меня интересуют причины, следствия и факты! То, как та или иная власть выходила из этого положения. Вам что, было трудно написать примерно так...
«Зима и весна 1928 г. в южных районах страны, особенно на Северном Кавказе и Украине, были очень неблагоприятны для озимых посевов. В целом по стране погибло 7 млн. гектаров (16,5%) озимых. (см. выше) (взято с сайта; https://www.winstein.org/publ/36-1-0-2973)»
Конечно трудно, ведь тогда будет понятно что это не большевики виноваты в плохих озимых посевах, а погода. Хотя наверно и погоду по вашей версии товарищ Коткин, подпортили большевики и лично Сталин. А потом, что-то стал нагнетать Сталин, чтоб оторвать крестьян-бедняков и середняков от кулака. Помогать зерном? Вы вообще понимаете что пишите, или может это такой же горе переводчик как вы историк, переводит текст? Что это за вербовка, как она проходила? Кто её проводил? И если по вашим словам кулак это крестьянин и он не в чём не виноват, кроме зависти со стороны Сталина, зачем его отрывать от других крестьян? Или может всё-таки «кулак» это не то, что вы хотите мне сказать, а что-то другое? Допустим, мелкий представитель капитала, который интересуется только прибылью и своим собственным достатком, пытается срывать поставки и будоражит население, то есть пытается вести контрреволюционные действия на деревне. Ему, «кулаку» плевать на всё, кто там голодный, кто что строит, кто от кого пытается защититься, его самого и свою родню это не колышет! Ему при любой власти, кроме Советской, хорошо жилось бы, сиди на своей земле, нанимай или кабали полуголодных крестьян, и получай прибыль, главное что он в достатке и что-б его никто не трогал, хоть красные, хоть белые, коричневые или цветные. Ладно, возможно, что я по своей скудности ума что-то не понял и зря наговариваю на Коткина, продолжим читать... Я уже плавно перешёл к 50 странице, где название главы обещало интересные факты из истории моего государства.
Продолжение следует...