То ли по долгу службы, то ли из-за детской любви к игре в сталкера, меня привлекают заброшенные промышленные объекты, особенно - подземные, особенно - в горах.
Небольшая предыстория, рассказ будет чуть ниже.
Всё детство мы носились по недостроям и заброшкам на районе, но интереснее всего было играть в прятки в заброшенных цехах водоканала на ул. Каляева. Бетонные строения были как бы вкопаны в землю, а внутри были ржавые металлические переходные мостки, чтоб передвигаться, когда помещение набирается водой. А под потолком на рельсах стояла на вечном приколе большая тележка с маленькой тележкой на ней.
Мы приходили домой, садились за комп и погружались в ровно такие же пейзажи из серии игр про Чернобыльскую зону отчуждения. Особый интерес у меня всегда вызывали подземные локации, где я старался исследовать каждый тёмный уголок.
Я вырос, стал работать на буровой установке, по сути лишь немного менее ржавой, чем те цеха водоканала, как бы мы ни старались ежегодно покрывать её новым слоем краски 💁♂️. Удивительно, какие красоты порой мы извлекаем из земных недр:
В свободное время я стал кататься по краю и бродить по горам, пользуясь OSM-картой и обязательно заглядывая во все интересные закутки рядом с маршрутом своего следования.
Так я оказался в маленькой разведочной штольне возле дороги Майкоп - Гузерипль, недалеко от села Хамышки. Я пришёл в абсолютный восторг, потому что не подозревал, что такие интересные дыры могут быть настолько близко к широкому кругу туристов.
Дальше началось изучение местности по картам и форумам, после чего была предпринята вылазка в штольню номер 3 Белореченского месторождения в том же районе.
Я был на седьмом небе от счастья - какие длинные ходы, как там красиво и тихо, и как же мало людей видели все эти чудеса (и хорошо).
Дальнейшее изучение вопроса штолен на Кавказе привело меня к выводу, что дальше - только в район КМВ, в подземные города Быка или Бештау. Однако эту мысль пришлось заткнуть куда-нибудь подальше, пока у меня нет детей, т.к. радиация там немаленькая.
Так и не стал я исследователем подземелий, женился, стал меньше времени проводить в горах.
И вот летом 2023 года наткнулся на статью о вылазке в ртутную штольню под станицей Дербентской. Хм, интересно, а много ли у нас таких штолен на ближних подступах к Краснодару?
Несколько дней изучал форумы и вот какой я список для себя составил:
1. Белокаменное месторождение (1 штольня возле ст. Дербентской с 2-мя входами);
2. Сахалинское месторождение (2 или 3 штольни) в горах за пос. Синегорск;
3. Архангельское (или возможно Каскадное) месторождение (1 штольня) в долине реки Убин;
4. Перевальное месторождение (2 штольни) в Туапсинском районе за с. Подхребтовое;
5. Штольня у с. Рожкао в КЧР.
И вот уже здесь начинается непосредственно рассказ.
Декабрь 2023 года, раннее утро буднего дня: мы с другом Женей стартуем так, чтоб покинуть город до пробок. Доезжаем до ст. Холмской, берём хлеб, колбасу и сыр для бутербродов, на выезде из станицы сворачиваем налево на пос. Синегорск. Проезжаем посёлок вверх по долине реки Хабль, въезжаем в пос. Новый, проезжаем его насквозь. Асфальт заканчивается, начинается сносная грунтовка. Возле никакущей, но обозначенной на карте обзорной точки со скамеечкой примечаем крошечный водопад.
Через пару километров, у безымянной частной усадьбы с видеокамерами, накатанная дорога уходит влево вверх к пос. Сосновая Роща. Дорога вверх по долине Хабля тоже есть, но моя пузотёрка рискует там уйти по крышу, да и рисковать ради лишнего километра до первого брода не охота. Оставляем машину на развилке.
Где-то с километр нужно будет прыгать по лужам или обходить их через колючие заросли и полянки с кучами строительного мусора. Минут через 15 доходим до развилки дорог на небольшой поляне, поворачиваем направо - вниз, к реке.
В голове рождается план пропрыгать по валунам, не замочив ноги, но последние несколько дней шли дожди, река поднялась и разлилась. Разуваемся и переходим реку вброд.
Или когда-то в этом месте был мост, или он подразумевался к постройке, но посреди реки чуть выше по течению остались бетонные кольца опор моста.
Сразу за бродом по обочинам дороги стоят красно-белые столбы с цифрами, в которых, похоже, зашифрован участок охотхозяйства или лесничества.
При всей склизкости окружающей нас действительности, лужи на дороге можно сосчитать по пальцам, а колеи как таковой и вовсе нет. Но где-то через километр ручей, вверх вдоль которого проложен наш маршрут, решил что ему удобнее какое-то расстояние течь по дороге, и вот тут нам уже пришлось попрыгать.
Я обратил внимание на небольшие скалки по левую руку от нас, и мы направились туда заценить изгибы старого русла ручья. Оказалось, что со скал стекает мини-водопад. Совсем малютка, но в масштабе местности можно отметить.
Далее следует ещё один брод, который вполне себе перепрыгивается с высокого берега на низкий, после чего ручей делает широкий зигзаг, как бы пересекая направление одного из отрогов, отчего стены долины сходятся всё ближе, становятся немного круче, местность в целом делается чуть мрачнее.
Тут ручей протекает в нависающих над ним обрывистых берегах с метр-другой высотой. В одном месте такой навес примечателен тем, что с него капает ручей.
Далее дорога завершает зигзаг и возвращается на прежнее направление "на юг", поднимаясь на левый (орограф.) борт долины и выходя на небольшую поляну. Здесь вдоль дороги начинают появляться высоченные сосны - как окажется, верные спутники горных выработок.
Далее дорога вновь чуть спускается к ручью, и через километр на противоположном берегу можно заметить небольшой водопад. Присмотревшись, видим, что он - ничто иное, как промыв в дамбе пруда. Если верить карте, то здесь должно быть 4 таких водоёма.
И вот мы выходим на полянку. Сразу на въезде основная накатанная дорога поворачивает вправо на 180 градусов, где начинается капитально обустроенный подъём. Мы же движемся прямо.
За перелеском, в котором дорога по мосту пересекает полноводный ручей, открывается большая поляна, слева и справа - отвалы породы. Назовём эту поляну нижней. Прямо на грудах камней растут молодые сосенки. Поднимаемся на отвал слева, чтоб осмотреть местность.
Если идти против часовой стрелки от того проезда, с которого мы зашли, то видно: самый высокий отвал, камыши, дорога в гору, пол десятка разрушенных строений на том краю поляны, снова камыши, лес и, собственно, отвал, на котором мы стоим.
На форумах было написано, что возле нижней поляны есть одна штольня, но её видно только из леса. Решаем начать поиски с леса за разрушенными строениями.
За остовами фундаментов протекает ручеёк. Чуть проходим вверх по нему - на лицо явное отсутствие признаков того, что именно здесь была штольня. Разворачиваемся, идём вниз по ручью. Почва здесь почти болотистая, предательски хлюпает под ногами, даже когда кажется, что ступаешь на сухую кочку. Вправо в гору уходит совсем уж забытый волок, а сам ручей впадает в один из прудов. Возвращаемся на поляну, прыгая через бассейны, образовавшиеся на месте фундаментов.
Пересекаем поляну в обратном направлении и поднимаемся на вершину самого большого отвала. С него видно ручей выше моста, болото выше по течению и - что бы вы думали - чёрную дыру в ближайшей горе! Естественно, что так обнаружить штольню можно только в зимнее время, когда лес не прикрыт занавесом из пышной листвы.
Женя почувствовал, что его тянет к местным сосенкам, и прилёг на породу, чтоб почувствовать единение с хвойной флорой этих необычных мест.
В целом, чтоб пройти к нижней штольне, нужно обойти огромный правый отвал по камышам и углубиться в лес до ручья, после чего штольню пропустить будет уже невозможно. Представляет она из себя бетонный тоннель с болотом у входа. Обвал, похоже, что искусственный, находится всего метрах в пяти от дневной поверхности.
Подходим поближе, заглядываем внутрь - в верхней части обвала отверстие - связь со склоном горы.
Если посмотреть вверх по ручью, протекающему рядом, то можно увидеть ещё бетонные конструкции. Подходим к ним. Здесь у нас небольшое озерцо и технический, похоже что водоотводной тоннель, из которого вытекает ручей.
Взбираемся сверху на штольню. Здесь видим собственно просевший из-за обвала грунт и то самое отверстие, которое видно снизу перед завалом. В теории в него можно забраться, только какой в этом смысл.
Здесь мы решаем, что не будем сейчас выходить на дорогу, а попрёмся непосредственно в гору в надежде куда-нибудь выйти. Стоит отметить, что GPS на моём телефоне предельно неточен в горах, и местоположение мне по большей части приходится определять по изгибам рельефа.
Мы быстро выходим на давно заросший волок, и в его направлении штурмуем гору. По волоку течёт маленький ручеёк, который, как оказалось, вытекает из небольшой металлической трубки. В пяти метрах выше этой трубки строго по её направлению выкопана ямка, причём как будто даже не так давно. Из этой ямки торчит ещё одна труба.
Вскоре на склоне нам начинают попадаться сосны, появляется щетинистый подлесок, и мы выходим на так сказать магистральный волок в месте его разворота на 180 градусов.
Склон впереди явно террасирован, но это похоже скорее на естественные образования, хотя кто его знает, насколько человек наследил в этом уголке природы.
Поняв, где мы находимся, немного спускаемся по волоку к его предыдущему зигзагу, а точнее - к развилке на поляне (будем называть это средней поляной). Здесь нет грандиозных отвалов, но логика местности подсказывает, что ещё одну штольню нужно искать где-то здесь.
И действительно - идём по той дороге, что ведёт нас вдоль балки против направления течения, и видим в склоне справа бетонную крепь штольни, скрытую за камышами. У её входа довольно грязно, но сухой путь вглубь выложен камнями и повёрнутыми шпалами.
Преодолеть подтопление у нас получилось не замочившись, и это в такую склизкую пору, так что вход проходим в любое время.
Через три десятка метров в свете фонарика уже виден завал, что меня в значительной степени расстроило.
Но! Целых три "но"! Во-первых, он чуть разобран, через при желании можно перелезть. Во-вторых, справа есть довольно широкий полукруглый проход, ведущий прямо за завал. В-третьих, слева в стене вручную прорыт узкий коридор куда-то.
В полукруглом проходе довольно грязно. В середине стоят две тумбы, видимо, под электрошкафы или что-то подобное. Сразу за поворотом начинается подтопление, и туда мы соваться не стали. Но можно найти видео, где люди проходили эту воду, взбирались по следующему завалу в вырытый над ним тоннель и лицезрели дыру в дальнюю часть штольни, куда можно спуститься по верёвке. Честно говоря, я бы тоже не стал туда нырять, т.к. неизвестно, что там с кислородом и какие там газы скопились.
Мы поворачиваем налево в узкий и низкий коридор и...
... и попадаем в ещё одну штольню! Точнее это второй вход, который так же упирается в описанный выше завал. Вход этот сухой и отклонён от первого градусов на 30. Метров через 40 виднеется дневной свет.
Идём наружу, и вот мы снова на средней поляне. Вход этот совсем недалеко от первого, всего метрах в 50-ти.
Дальше план вот какой. На форумах пишут, что где-то выше посреди карьера должна быть ещё одна штольня, но ни один человек не смог сказать, что побывал в ней. Возможно она и правда есть, а возможно всех вводит в заблуждение советская карта, где в трёх местах на Сахалинском месторождении стоит значок места добычи полезных ископаемых с припиской "шт.". Кто знает, может просто так ошибочно карьер отметили. Так что мы планируем посмотреть на сам карьер, а верхнюю штольню уже искать, если будет желание и возможность - определимсся по месту.
Возвращаемся к развилке и поднимаемся обратно вверх по заросшему волоку. Надо сказать, что угол подъема у него довольно крутой здесь, и вряд ли это был маршрут карьерных самосвалов.
Проходим поворот, к которому мы вывалились из леса получасами ранее, и продолжаем подъём. Вскоре справа появляется бетонное сооружение. Мне оно напомнило ДОТы заброшенной военной базы на мысе Кадош.
Пробираемся к сооружению. Оно представляет из себя огромный бетонный колодец - резервуар. Внутри около полуметра воды, и метров 5 по вертикали с крыши до её поверхности. Сомневаюсь, что это сооружение относится к штольням - мне кажется, что скорее к карьеру.
Возвращаемся на волок и продолжаем подъём. Вначале дорога выполаживается, давая расслабиться. Здесь путь чист, на нём не растёт кустарник и не течёт ручей.
Но вскоре дорога вновь круто задирает вверх, превращаясь в дождевое ущелье и зарастая молодым подлеском. Такие участки приходится обходить поверху. Местами можно уловить чуть более вытоптанное направление, по которому двигаться чуть легче, но такие поблажки быстро заканчиваются.
И тут внезапно справа открывается потрясающий вид на карьер - это и есть наша верхняя поляна. Мы выходим на ближайший край террасы и решаем остановиться на обед именно тут.
Пообедав, решаем обойти карьер верхом и выйти на капитальную дорогу на той его стороне. Возвращаемся на наш волок, поднимаемся на пару уровней террас выше и отклоняемся по едва заметной тропке, ведущей по террасе к центру балки.
Тропа уводит в молодой сосновый лес, сбрасывая нас на пару уровней ниже. Если верить OSM-карте, то она должна закрутиться так, что выведет к центру карьера, где на советской карте обозначена штольня. Но в действительности она приводит нас к водопаду (его считать естественным или искусственным?), где мы переходим на другой берег основной балки, и тропа уводит на пару уровней выше.
Тут не то что ответвление тропы было увидеть сложно, тут она и сама едва читается. Также стоит отметить тот факт, что вся территория карьера изрезана ручьями, что очень затрудняет передвижение.
По итогу тропа выводит нас к главной площади этого каменного города - большой видовой площадке на верхней террасе, которую посередине разрезает ручей, срывающийся вскоре водопадиком с крутого обрыва.
Отсюда мы решили придерживаться тактики "идти по верхнему уровню у границы леса". Не сказать, что эта тактика работала безупречно - то мы упирались в обрывы, то продирались через заросли камыша или перелазили по осыпям через ручейки, но мы точно двигались в нужном направлении.
Где-то пройти не позволяли близкорастущие деревья, где-то - стена подлеска на опушке, так что приходилось петлять с уровня на уровень.
В какой-то момент россыпи камней пропадают и мы продолжаем наш путь вниз по лесу вдоль ручья. Здесь я уже начинаю терять ориентацию в пространстве и мне начинает казаться, что мы уже перескочили за нужный нам отрог, поэтому я решаю подняться на правый борт балки, чтоб искать дорогу на отроге. Но, поднявшись туда, я обнаруживаю путеводный обрыв на противоположном борту балки, и мы устремляемся туда.
Дорога оказывается и вправду капитальной. Вот здесь вполне могли ездить карьерные самосвалы.
- А что если она упирается в штольню?
- Да не, бред. Тогда бы её точно уже нашли. Так ведь? Скорее всего это просто главная карьерная дорога.
Вскоре дорога принимает в себя ответвление слева, откуда ведут относительно свежие следы, а затем делает поворот на 180 градусов, спускаясь к нижней поляне. На этом спуске открывается отличный вид на всё месторождение: сверху донизу.
Спускаемся к развилке перед отвалами нижней штольни, поворачиваем на 180 градусов и возвращаемся тем же путём, что и шли сюда. На обратном пути к машине обувь можно и промочить, поэтому брод проходится быстро и приятно.
Добираемся до машины, отмечаем время прогулки - на всё про всё 6,5 часов.
Сложность: 3/10
Итого: 13 км
Декабрь 2023
Кстати, дозиметр у отвалов и в штольнях показывал околофоновые значения, в городе уровень радиации даже выше обычно.