Возвышенная свеча
Согласно древнейшим записям Китая, азиатские копии Адама и Евы - "Ну и Куа" - родились в горах Кунь-лунь, расположенных в пустынном районе Центральной Азии. На первый взгляд совсем не понять, почему китайский Эдем расположен в столь странном отдалённом месте, совершенно неприспособленном к жизни. Однако в какую-то геологическую эпоху, пустыня Гоби была внутренним морем, окруженным плодороднейшими районами. Величественный горный массив Кунь-лунь, вершины которого покрыты льдом и снегом, в китайской мифологии считается пристанищем богов. Китайские писания не объясняют, почему их "Олимп" находится так далеко от современных районов Китая, в отдаленной провинции, малочисленное население которой составляют враждебные кланы. Верования древних китайцев во многом совпадают с легендами народов Индии, согласно которым обитель уникальных людей Калапа или Катала - расположена на северных склонах Гималаев, в Тибете. Согласно древнему учению "Курма Пуранам", некогда на Северном море был остров Света-Двина, что в переводе означает Белый остров. Через какое то время море высохло, дно его стало нынешней пустыней Гоби, а остров превратился в массив высоких гор, разрезанными глубокими долинами.
- В тибетских документах таинственная местность называется Чанг-Шамбала, или Джонг.
Португальский иезуитский миссионер Эстеван Кассела упоминает в своих дневниках о существовании сказочной страны, о которой ему стало известно от местных жителей. И святому отцу можно верить, поскольку он прожил на Тибете почти четверть века и приобрёл такое уважение местного населения, что ламы предложили проводить его в это тайное место.
Упоминание о такой стране есть среди записей и сотоварища Касселы португальского миссионера-иезуита Жуана Кабрала:
Он писал в 1625 году: "Помоему, Шамбала - это не Катхей, но то, что на наших картах называется Большая Тартария"
Действительно, на карте XVII века, изданной католиками в Анвере, такая страна значится. Более того, венгерский филолог Шандор Кёрёши Чома, проживший четыре года в буддийском монастыре, указывает точные географические координаты Шамбалы - между 45 и 50 градусами северной широты, за рекой Сырдарьей. Поскольку местонахождение страны Шамбалы вроде бы известно, но найти её не так то просто. Немецкий филолог, доктор Август Генрих Франке, побывавший в этом регионе около полувека назад, указывал в своих записях, что иногда его проводники не хотели следовать по намеченному пути и двигались в обход. Проникнуть на запретную территорию без особого приглашения обычно заканчиваются плачевно. Даже если путешественник найдет проводников, которые решат провести его по намеченному маршруту: то обвалы, снежные бури и прочие несчастья станут препятствовать продвижению. Если же путешественник будет упорствовать, не исключено, что одна из лавин станет его последним пристанищем. В течение веков паломники делали многотысячные попытки достичь Беловодья.
Многие вернулись, не вынеся тягот пути, некоторые таинственно исчезли. Возможно, они погибли в пустыне Гоби или в горах Тибета. Однако досужая молва гласит, что кое-кто из них все же достиг цели своего путешествия и остался жить в таинственной стране. А некоторые, возможно, и вернулись.
Говорят, например, что в 30-е годы в Костроме жил монах, после его смерти обнаружились дневники, из которых стало ясно, что святой человек был хорошо знаком с учением гималайских махатм. Приведем еще одно косвенное доказательство того, что некоторые странники не только достигали цели своего путешествия, но и через некоторое время возвращались обратно.
В эмигрантском журнале "Новая Заря", вышедшем в свет на русском языке в Сан-Франциско в апреле 1949 года, был опубликован рассказ об отце Сергии, которому удалось пройти этот путь в оба конца. Впервые о Беловодье он узнал в Греции, в монастыре на горе Атос, известном своей старинной библиотекой и строгой дисциплиной. Здесь молодой монах прожил несколько лет, вернувшись в Киев, отец Сергий, которому тогда было около 30 лет, рассказал легенду о Беловодье князю Владимиру. Тот был настолько очарован легендой, что в 987 году снарядил экспедицию во главе с Сергием на поиски чудесной страны. Поначалу монах полагал, что путешествие можно будет осуществить за три года. Однако прошли многие десятилетия, прежде чем в 1043 году в Киев возвратился старый человек и сказал, что он - тот самый отец Сергий, которого Владимир посылал на поиски Беловодья.
Он рассказал, что в конце второго года не легкого пути на восток его экспедиция потеряла много людей и животных. В дикой пустынной местности, где-то на территории современного Казахстана, путешественники встретили гиблое место, усеянное скелетами людей, лошадей, верблюдов и мулов. Это так напугало оставшихся в живых членов экспедиции, что все они, за исключением двух человек, наотрез отказались следовать за отцом Сергием. Отважное трио все-таки отправилось дальше. Но в конце третьего года странствий и этих двух верных товарищей Сергию пришлось оставить в одной деревне из-за болезни. Сам Сергий, хоть и был на пределе сил, все же решил продолжать путь. Слухи о таком подвижничестве распространились среди местных жителей, и они стали помогать отцу Сергию, указывая ему путь. И ещё через восемь месяцев путешественник достиг наконец границ Беловодья (белого озера, берега которого были покрыты слоем соли). Его последний проводник отказался следовать дальше, напуганный рассказами о стражах страны, которые несут смерть каждому, кто осмелится без разрешения пересечь границы. Русский монах был слишком измучен, чтобы возвращаться назад. И он решился следовать дальше. Ещё через несколько дней пути к нему внезапно подошли два незнакомца. Хотя они говорили на чужом языке, отец Сергий странным образом понял все, что они говорили. Изнуренного путешественника отвели в селение. Когда он оправился от тяжелого пути, ему стали поручать разную работу, которую он исполнял с великим тщанием, и всецело выдержал испытания, потому что через некоторое время его отвели в другое селение, где он был принят как брат и допущен к обучению. За многие годы, проведенные в Шамбале, отец Сергий приобрел новые познания, а затем был отпущен на родину.
Сергий рассказал, что по существующему в той стране закону только семь человек за столетие могут попасть в её пределы. Шестеро из них должны вернуться во внешний мир после того, как получат необходимые знания для его совершенствования. Седьмой же, не старея, навечно оставался в стране мудрецов. Таково краткое содержание рассказа.
И в то, что он построен отнюдь не на чистом вымысле, нас заставляют поверить следующие свидетельства.
Имя Николая Константиновича Рериха уже при жизни было окружено легендой. И надо сказать, не без оснований. По свидетельству одного из учеников Рериха - Эндрю Томаса, - Николай Константинович Рерих был одним из тех людей, которым удалось посетить Шамбалу. Ему встретились те же трудности, что и другим путешественникам, пишет Эндрю Томас.
- "Рерих, несмотря на всё, проехал на эту территорию на пони. Его отсутствие продолжалось несколько дней, и когда он появился, азиаты простерлись у его ног, восклицая, что он "Бог", потому что ни один человек не может перейти границу Шамбалы без божественного пропуска..."
Вот что потом рассказывал о своем путешествии сам Рерих. В Шинкьянге, местечке, расположенном к северу от горной цепи Каракорам, ему сказали, что "за этой горой живут святые люди, которые спасают человечество своей мудростью - многие старались увидеть их, но им это не удавалось".
Однако индусский проводник рассказал Рериху, что в массиве Каракорама существует множество обширных пещер, в которых местные жители иногда видят высоких белых людей. Затем он услышал рассказы о высокой темноволосой женщине с открытым выразительным лицом, которая иногда выходит из глубоких пещер, чтобы помочь путешественникам, попавшим в трудное положение. Рассказывали очевидцы и о всадниках с факелами в руках, которые исчезали в подземных переходах.
"Действительно, народ Шамбалы время от времени появляется в мире, рассказывал Рериху один лама, - они встречают своих гостей и для блага человечества раздают ценные подарки и реликвии..."
Одно из таких появлений, например, состоялось в горном монастыре. Когда в нём появился Ригден Джапо - глава Шамбалы, - все свечи зажглись сами собой.
- Случилось это в 1890 году в Восточной Монголии, в монастыре Нарабанчи Кюре. Зимней ночью кавалькада всадников проникла в монастырь. Приехавшие попросили монахов собраться в храме. Там на трон поднялся незнакомец и снял капюшон. Ламы увидели сияющее лицо самого владыки Шамбалы. Он сказал речь, благословил монахов, произнес грозное предсказание и исчез вместе со своими спутниками.
- В 1920 году в том же монастыре произошел удивительный случай с польским исследователем, доктором Оссендовским. Он беседовал с главным ламой монастыря Хутукту, когда тот неожиданно сказал: Я чувствую, что вы тревожитесь о существах, которых любите, и хочу помолиться о них. Действительно, польский ученый Антоний Фердинанд Оссендовский был вынужден бежать из России и тревожился об оставленной там семье.
Смотрите на темное пространство за статуей Будды, - продолжал тем временем лама, - и вы увидите ваших любимых. Антоний Фердинанд увидел дым курений. Затем в этом тумане стали отчетливо проявляться предметы и люди. Среди них ученый увидел свою жену так ясно, что мог различить детали ее одежды. Вместе с нею он увидел других членов своей семьи. "Живы", - у эмигранта отлегло от сердца.
Побывал в этом монастыре и Николай Константинович Рерих. Он спросил ламу, довелось ли ему самому видеть Ригдена Джапо. "Нет, ответил монах, я не видел Учителя. Но я слышал его голос, и когда зимой горы были покрыты льдом, роза - цветок далекой долины - была его подарком мне".
Живя в Индии, Николай Константинович ночами многократно видел вспышки и столбы света по всему небу. Они не могли быть ни северным сиянием, ни электрическими разрядами. Это сияющие лучи, которые излучает "Башня Шамбалы", - пояснили ламы. По их словам, свет исходит из драгоценного камня, сияющего как бриллиант. Камень этот на санскрите называется Шантамани, а по-тибетски - Норбу Ринпоч. По поводу его происхождения существует несколько легенд. Согласно одной из них, в 331 году нашей эры с неба упал ларец, в котором и был священный камень.
Согласно другой легенде, этот волшебный камень принес крылатый конь Лунг-та. Некоторые исследователи полагают, что "крылатый конь" - это не что иное, как космический корабль. Подобной версии придерживался и Николай Константинович, полагавший, что материал, из которого состоит камень Шантамани, существует лишь в созвездии Ориона, удаленном от нас на многие световые годы. Камень обладает "внутренним жаром" или "радиацией". Однако в отличие от обычной радиации эта воздействует на людей благотворно, направляя их мысли на нечто возвышенное.
Кроме главного камня, существует также несколько его фрагментов, состоящих в незримой связи с главным камнем. Один из таких фрагментов описан достаточно подробно.
- Он блестящий, по форме подобен земляному ореху. На камне вырезаны четыре иероглифа, расшифровать которые ещё никому не удалось. Говорят, что если камень темнеет, то в небе начинают собираться тучи. Если он становится тяжелым - проливается кровь. Когда камень даёт вспышки огня - мир на грани катаклизма. Но когда над ним сияет звезда близок мир и процветание.
Предания Азии говорят, что многие цари и вожди обладали этим камнем. В списке его владельцев, например, указаны владыки Индии, Иудеи, Китая. Маленький кусочек космического камня был послан даже в Европу, чтобы умиротворить враждующие стороны и помочь становлению Лиги Наций. Из Европы камень был возвращен в Шамбалу все тем же Николаем Константиновичем Рерихом в 20-е годы.