Актрисе Нине Меньшиковой прочили блестящую карьеру в кино, у нее могла быть общесоюзная слава, государственные награды и приглашения на съемки в лучших советских фильмах, но она выбрала одну единственную роль, от которой не отказывалась до самой смерти - роль супруги и главной женщины режиссера Станислава Ростоцкого.
Как же сложился их тяжелый и, несмотря на это, счастливый брак.
Страдалица-актриса
Пожалуй, таковыми себя считают актрисы, с не самой миловидной внешностью. Вот и Меньшикова таковой вовсе не обладала. "Простушка", одним словом. И первые несколько лет на курсе Бабочкина она сильно страдала, испив эту чашу сполна.
Бабочкин говорил мне прямо: "Милочка, с такой внешностью вам в актрисах делать нечего. К тому же и таланта у вас нет". Поэтому выше троек я у него никогда не получала. Он думал, что я сама уйду из ВГИКа, но просчитался.
Из училища она не ушла, просто перевелась на другой курс, стала сталинской стипендиатской и получила роль в "Балладе о солдате", а потом встретила его - молодого красавца, любимца Сергея Эйзенштейна. Шансов у девушки не было никаких, но влюбилась в него без памяти. За Ростоцким бегали все самые красивые девушки, но тот, был очень осторожен - пока был на фронте, возлюбленная его предала и закрутив роман с другим мужчиной. Судьба свела будущих супругов случайно. Ростоцкий уехал в деревню писать сценарии, а Нина поехала за ним - в качестве поварихи. Началось общение, и в какой-то Ростоцкий открыл ей страшную тайну:
Стасик мне сказал: "Я потерял ногу на войне. Ты согласна с таким жить?". А я ответила: "На всю жизнь. Буду любить тебя всегда"
Пара расписалась в 1956 году и проживет вместе больше 45 лет.
Мудрая женщина
Меньшикова была женщиной-однолюбом. От мужа никогда не отрекалась, хотя возможностей влюбиться у нее было хоть отбавляй - такова специфика актерской профессии. Как-то одна из актрис говорила:
"В кино влюбленных не играют, влюбленности проживают. Но это не значит, что нужно с этим человеком ложиться в постель. Кто-то выдерживает соблазн, а кто-то - нет. Каждый сам для себя решает"
А Меньшикова сделала выбор в пользу семьи и мужа. Была предана ему до мозга костей. Терпела его многочисленные измены, коих было ну очень много. Дело в том, что Ростоцкий - хоть и инвалид-фронтовик - у женщин был нарасхват, да и сам не прочь был закрутить роман. И крутил он их главным образом с актрисами, которых выбирал на главные роли. Вот такая у него была особенность, и с этим он ничего не мог поделать. Актриса Лариса Лужина вспоминала:
"Ростоцкий был мужчиной харизматичным, гениальным оратором, кладезем различных историй. Бабы к нему липли, как банный лист. Да и сам он этому особенно не сопротивлялся. Он обязательно влюблялся во всех актрис, которых снимал, за исключением, пожалуй, Светланы Дружининой. Но там сыграл фактор мужа, который был постоянно рядом с ней"
Кто-то скажет бабник, кто-то изменник, семьи с таким не построишь. Только Нина Меньшикова была другого мнения. Уже упоминавшаяся в цитате Светлана Дружинина (сыграла Анфису в фильме "Девчата"), ставшая впоследствии близкой подругой Меньшиковой, вспоминала:
"Как-то в сердцах мне Ниночка признавалась: "Свет, ты думаешь я не знаю про его романы и интрижки на стороне? Знаю, конечно. Но я всегда делаю выбор в пользу того, чтобы пережить его очередное ничего не значащее увлечение, платонического характера, после которого он создаст очередной шедевр, чем потом горевать вместе с ним из-за неудавшегося фильма и испытывать чувство вины за то, что в его неудаче виновата, в том числе и я.
Он же творческий человек. И творческим людям порой нужно влюбляться в свое собственное произведение, в статую. А позже они столь же быстро перегорают и тот же самый объект их влюбленности становится им неинтересным, и они возвращаются домой". Мудрая женщина она была, что тут скажешь"
И Меньшикова знала о чем говорила - как-никак муж стал двухкратным номинантом на премию Оскар и оставил в историю нашего кинематографа настоящие бриллианты: "А зори здесь тихи", "Белый Бим черное ухо", "Эскадрон летучих гусар", "Дело было в Пенькове".
Мудрость Меньшиковой отмечала и Лариса Лужина, у которой, к слову, тоже был роман с Ростоцким:
"Нина была очень мудрой женщиной, от Ростоцкого не уходила, хотя поводов было более чем достаточно. Для нее очередное увлечение мужа поводом для разрыва не было. Она его безумно любила, да и сам Ростоцкий в романам своим относился очень просто. Он знал - это лишь увлечение, а к Нине у него были глубокие чувства"
"Он умер у меня на руках"
Тандем Ростоцкий-Меньшикова просуществовал без малого 45 лет. И закончился более чем трагично, как в классическом романтическом фильме.
После развала СССР Ростоцкий ушел в себя - видеть, как его страна разваливается на части, а кинематограф из искусства превратился в инструмент зарабатывания денег он просто не мог. Режиссер погрузился в тяжелую и затяжную депрессию. Он вспоминал:
Современное кино меня просто ужасает. Я не могу видеть, как наше искусство деградирует. Последний свой фильм я снял в 89-ом. И больше мне нечего сказать.
Ростоцкий вместе с супругой удалился в Карелию. Приобрел там небольшой, весьма скромный домик - занимался рыбалкой, ходил в походы, много читал. Меньшикова занималась огородом и домашними хлопотами. Смерть пришла неожиданно.
"Мы поехали на машине в Выборг на очередной кинофестиваль. Прямо за рулем он почувствовал резкую боль в груди. Остановил машину. Вышел, я за ним. Стала звонить в скорую, но было поздно. Он упал, я успела его поймать, смерть наступила мгновенно от инфаркта"
Вот такая трогательная история. Для Меньшиковой однозначно брак с Ростоцким был тяжелым. Терпеть столько измен.... Но как говорится, любимым простить можно все.