Найти тему
Грани преодоления

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ КАРАНДАШОМ НАД ОТДЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ

Для того чтобы рисующему правильно ориентироваться среди
стоящих перед ним задач, найти наивернейший путь к закономерному
окончанию рисунка, он должен в своей работе соблюдать ту последо-
вательность, тот «порядок», о котором так убедительно говорит
П. П. Чистяков: «Каждое дело... требует неизменного порядка, требует,
чтобы все сперва начиналось не с середины или конца, а с начала, с
основания... нарушение... порядка в делах приносит вред и ведет к со-
вершеннейшей неверности и путанице..».

Таким образом, и процесс рисования имеет свое начало, середину
и конец, иными словами — три стадии работы.

Ваглянув на натуру, рисовальщих видит сразу, одновременно все:
фигуру, пропорции, свет, цвет и т. д. Поэтому «целостность зритель-
ного восприятия является обязательным условием правдивого ее изо-
бражения.

Но так как нарисовать сразу предмет, как его видишь, физически
невозможно, а рисование по частям неизбежно приведет малоопытного рисовальщика к пестроте и раздробленности, необходимо прежде всего все детали изображаемой натуры привести к простейшей и характерной для нее форме,

В силу этого процесс рисования начинается «от общего», что яв-
ляется «началом» рисунка.

Приступая к непосредственной работе, рисующий прежде всего
должен не только уместить, но и композиционно разместить на листе
обобщенную форму предмета или целую группу. Привычка закономер-
ного размещения рисунка на бумаге должна привязаться с самого начала. Для этого предварительно нужно легкими касаниями карандаша быстро наметить границы будущего рисунка (орнамента, натюрморта, головы и т. д), определяя его общую высоту и ширину, в также взаимное отношение размеров, отдельных предметов и их основных частей.
Необходимо определить горизонт и, если изображается несколько предметов, то и направление, в котором они размещаются.

-2
-3

Когда натура расположена и намечены ее очертания, то внутри них
следует находить и размещать основные части, выявляющие ее форму.
С этого момента нужно вводить светотень начиная с самых общих опре-
делений: оставлять чистой бумагу для освещенных поверхностей и за-
крывать тушевкой в одну силу поверхности, остающиеся в лени. Это необходимо сделать для того, чтобы иметь возможность на возникающей трехмерной форме уточнить пропорции.
Продвигая рисунок от обобщенной формы к подробной проработ-
ке, для выявления деталей следует в первоначально обобщенную све-
тотень вводить рефлексы (в тени), полутона и блики (в свету), выдерживая их тональные отношения.

-5
-6
-7

Разрабатывая таким образом детали, нельзя забывать об их связи
со всей формой. Поэтому не следует сосредоточивать все внимание
на кончике карандаша, на проводимых линиях. Наоборот, нужно ори-
ентироваться на всю изображаемую форму в целом. В процессе работы
рекомендуется систематически проверить рисунок, сравнивая его с на-
турой.

Мы проследили продвижение рисунка от первоначального построе-
ния на листе до уточнения деталей. На этой стадии работы в натюрмор-
тах и орнамента следует внимательно прорисовывать части предметов во всех подробностях, а также стараться передать их материал и фактуру.

-8

-9

Рисуя голову или фигуру, необходимо одновременно изучать их
строение, прорабатывать части, их взаимосвязь,Вполне естественно, что при старательном рисовании деталей со всеми анатомическими подробностями в рисунке можно утерять цельность в передаче натуры.

Поэтому на последнем этапе, завершающем рисунок, внимание ри-
совальщика должно быть сосредоточено на подчинении выделяющихся деталей характеру основной формы.

Часто правильно построенный и проработанный в деталях рису-
нок при заканчивании оказывается совершенно «замученным» и сби-
тым с тона. Несколькими умелыми прикосновениями мягкой резинки
(для карандаша) или тряпки (для угля) возможно снять, где это необ-
ходимо, лишний материал и восстановить основные тональные отношения, а затем подчеркнуть на ожившем рисунке характерные черты, чем рисовальщик придаст ему свежесть выполнения и выразительность.

-10

Все изображения взяты из интернета

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1964г#Попрограммехудучилища#РИСУНОК#РИСОВАНИЕСНАТУРЫ