Для того чтобы рисующему правильно ориентироваться среди
стоящих перед ним задач, найти наивернейший путь к закономерному
окончанию рисунка, он должен в своей работе соблюдать ту последо-
вательность, тот «порядок», о котором так убедительно говорит
П. П. Чистяков: «Каждое дело... требует неизменного порядка, требует,
чтобы все сперва начиналось не с середины или конца, а с начала, с
основания... нарушение... порядка в делах приносит вред и ведет к со-
вершеннейшей неверности и путанице..».
Таким образом, и процесс рисования имеет свое начало, середину
и конец, иными словами — три стадии работы.
Ваглянув на натуру, рисовальщих видит сразу, одновременно все:
фигуру, пропорции, свет, цвет и т. д. Поэтому «целостность зритель-
ного восприятия является обязательным условием правдивого ее изо-
бражения.
Но так как нарисовать сразу предмет, как его видишь, физически
невозможно, а рисование по частям неизбежно приведет малоопытного рисовальщика к пестроте и раздробленности, необходимо прежде всего все детали изображаемой натуры привести к простейшей и характерной для нее форме,
В силу этого процесс рисования начинается «от общего», что яв-
ляется «началом» рисунка.
Приступая к непосредственной работе, рисующий прежде всего
должен не только уместить, но и композиционно разместить на листе
обобщенную форму предмета или целую группу. Привычка закономер-
ного размещения рисунка на бумаге должна привязаться с самого начала. Для этого предварительно нужно легкими касаниями карандаша быстро наметить границы будущего рисунка (орнамента, натюрморта, головы и т. д), определяя его общую высоту и ширину, в также взаимное отношение размеров, отдельных предметов и их основных частей.
Необходимо определить горизонт и, если изображается несколько предметов, то и направление, в котором они размещаются.
Когда натура расположена и намечены ее очертания, то внутри них
следует находить и размещать основные части, выявляющие ее форму.
С этого момента нужно вводить светотень начиная с самых общих опре-
делений: оставлять чистой бумагу для освещенных поверхностей и за-
крывать тушевкой в одну силу поверхности, остающиеся в лени. Это необходимо сделать для того, чтобы иметь возможность на возникающей трехмерной форме уточнить пропорции.
Продвигая рисунок от обобщенной формы к подробной проработ-
ке, для выявления деталей следует в первоначально обобщенную све-
тотень вводить рефлексы (в тени), полутона и блики (в свету), выдерживая их тональные отношения.
Разрабатывая таким образом детали, нельзя забывать об их связи
со всей формой. Поэтому не следует сосредоточивать все внимание
на кончике карандаша, на проводимых линиях. Наоборот, нужно ори-
ентироваться на всю изображаемую форму в целом. В процессе работы
рекомендуется систематически проверить рисунок, сравнивая его с на-
турой.
Мы проследили продвижение рисунка от первоначального построе-
ния на листе до уточнения деталей. На этой стадии работы в натюрмор-
тах и орнамента следует внимательно прорисовывать части предметов во всех подробностях, а также стараться передать их материал и фактуру.
Рисуя голову или фигуру, необходимо одновременно изучать их
строение, прорабатывать части, их взаимосвязь,Вполне естественно, что при старательном рисовании деталей со всеми анатомическими подробностями в рисунке можно утерять цельность в передаче натуры.
Поэтому на последнем этапе, завершающем рисунок, внимание ри-
совальщика должно быть сосредоточено на подчинении выделяющихся деталей характеру основной формы.
Часто правильно построенный и проработанный в деталях рису-
нок при заканчивании оказывается совершенно «замученным» и сби-
тым с тона. Несколькими умелыми прикосновениями мягкой резинки
(для карандаша) или тряпки (для угля) возможно снять, где это необ-
ходимо, лишний материал и восстановить основные тональные отношения, а затем подчеркнуть на ожившем рисунке характерные черты, чем рисовальщик придаст ему свежесть выполнения и выразительность.
Все изображения взяты из интернета
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1964г#Попрограммехудучилища#РИСУНОК#РИСОВАНИЕСНАТУРЫ