Философ, богослов, духовный писатель Сергей Фудель (1901 - 1977) написал в числе прочего замечательную книгу - "У стен Церкви". Она о встречах со святыми и людьми, которых можно назвать живой Церковью. Это книга о православных, которые сохраняли веру в годы расстрелов, репрессий и предательства. С. Фудель говорит в ней и о другом лике - точнее личине Церкви. Например, вспоминает о священнике, который снял облачения перед церковным народом и сказал, что обманывал прихожан, он не верил...
Даже в императорской России было это. С одной стороны, прославление преподобного Серафима Саровского, приезд императорской семьи в Дивеево и Саров. С другой, - покуривающие монахи во дворе во время службы. Это было всегда, но от этого не умаляется святость святых. Хорошо сказал о. Валентин Свенцицкий: "Всë зло, которое мы видим в Церкви, — не её собственное. Это зло против Церкви".
Серёжа Фудель запомнил друзей своего отца - священника Иосифа Фуделя: о. Павла Флоренского, о. Алексия Мечёва, поездки с отцом в Оптину пустынь, Зосимову пустынь. Отец Иосиф принял благословение старца Амвросия Оптинского быть священником, служил "тюремным батюшкой" в Бутырке.
Сергей окончил гимназию в 1917 году, - и попал в вихрь революционных событий, воинствующего безбожия. В 1918 году его отец умер. Сыну пришлось обретать свой путь. Он посещает кружки религиозной молодёжи, ищет свою веру, сближается с жизнью Церкви, много читает, делает выписки из святых отцов.
Люди Церкви в 1920-30-е годы гонимы, он разделяет с товарищами по несчастью их путь. Его ждёт сначала на Лубянка, а потом в Бутырка, где когда-то служил его отец. Начинаются года заключения и ссылок - их будет в общей сложности 12. В ссылку приедет его невеста Женя, так начнётся семья, родятся трое детей.
Ещё совсем молодым человеком (до 20 лет) он приехал в Оптину, и старец Нектарий благословил его на священнический путь. Тогда Сергей посчитал себя недостойным. В 1950-е тоже была такая возможность, но и здесь он уклонился. Может быть, он просто побоялся лицом к лицу столкнуться с тем самым «темным двойником» Церкви.
До конца жизни Сергей Фудель служил в храме псаломщиком — читал Священное Писание, возжигал свечи, подавал кадило. Поэтому жизнь Церкви в 20-50-е годы он хорошо знал, и свидетельством тому его книга - "У стен Церкви". Она адресована молодёжи, уверовавшей в годы господствующего атеизма. Да и всем людям, и в наше время делающим первые шаги в вере.
Автор рассказывает о том, как Бог постоянно посылал ему «встречи с живыми иконами: людьми Божиими». Молодые люди, которые никогда не видели святых рядом, не говорившие с ними и не слышавшие слов "чадо моё родное", могли приблизиться к настоящей Церкви.
Впервые книга была опубликована в самиздатовском сборнике «Надежда» под редакцией З.А. Крахмальниковой (1979 г.). В 1990-е годы книга дошла до читающей публики.
Скоро наступит долгожданный праздник Рождества Христова. Как его праздновали заключённые? Вот вам зарисовка из жизни зэков в 20-30-х годах из книги Фуделя "У стен Церкви". Автор и отец Иван-столяр идут к пересыльной тюрьме. Отец Иван - с иконописным лицом, измождённый. Он "непоминающий" патриарха Сергия, видимо.
"...Этап от Москвы до Новосибирска был тяжелый. Где-то на пути нас построили и повели к пересыльной тюрьме. Овчарок, кажется, не было. Мы с о. Иваном замыкали колонну, а сзади нас был только один маленького роста солдатик с добродушным лицом, но, конечно, с автоматом. И вдруг, o. Иван упал, не споткнулся, а обессилел, лежал на снегу с абсолютно белым лицом. Я подумал: это лицо святых мощей. Кое-как мы его подняли. Солдат не только затревожился из-за задержки, но и явно пожалел старика. «Вставай, отец, вставай!»
"Потом была в этом Новосибирске ночь под Рождество, уже по старому стилю. Мы с ним лежали рядом, и, когда, наконец, умолк, уставши, профессионал-рассказчик уголовно-похабного эпоса, и кое-где уже захрапели, тогда о. Иван начал потихоньку петь ирмосы Рождественского канона: «Христос раждается, славите... Христос на земли, возноситеся!..» – «А вот восьмой-то ирмос и забыл. Все слабеет, и голова. Не дни мои, а часы сочтены. Может ты, Сергей, помнишь?» Мне было очень неприятно, но и я не помнил. «Чуда преестественного росодательная изобрази пещь образ...»
Дня через два мы расстались. Дальше на Красноярск я поехал с поминающим о. Дмитрием".
Вот и всё, никакой патетики. Просто жизнь искренне верующих людей.
Ещё читать о Рождестве в Соловецком лагере. Это будет рассказ Б. Ширяева, который встречал Рождество с рыбарями-богословами, по остроумному замечанию свт. Илариона (Троицкого): "Древле Господь рыбари богословцы сотворил, а ныне богословцы - рыбарями". Надо сказать, что сам святитель был выдающимся богословом, а в лагере работал в рыболовецкой артели. Статья о нём здесь.