Уральские горы, что может быть прекрасней. Как утверждал известный советский геолог и популяризатор науки профессор Анатолий Алексеевич Малахов, спрятал в горах свои сокровища Емельян Пугачев, когда понял, что его попытка овладеть российским престолом обречена на провал. Поводом для возникновения версии о пугачевском кладе послужила случайно приобретённая учёным в середине 60-х годов малахитовая пластинка, крышка от старинной шкатулки.
Профессор решил по внимательнее рассмотреть зелёную плитку, и вооружился хорошим увеличительным стеклом неожиданно для себя открыл любопытную и загадочную картину. Целая портретная галерея людей в высоких меховых шапках.
- Такие головные уборы были в моде во второй половине XVIII века.
Более того, приглядевшись, профессор пришёл к выводу что на одном из портретов поразительное сходство с Емельяном Пугачёвым, также и другие лица на малахитовом холсте напоминали по описаниям некоторых сподвижников крестьянского царя.
Судя по всему, плитка была создана в XVIII столетии, поскольку кусочки малахита неизвестный умелец своего дела наклеивал прямо на мрамор, а в следующем столетии камнерезы уже использовали обычно для этой цели металлические пластинки. Чтобы хоть в какой то мере пролить свет на это уникальное открытие загадочного группового портрета, Малахов подверг плитку ультрафиолетовому облучению, а свердловские криминалисты с помощью специальных современных методов выполнили ряд профессиональных фотографий.
Оказалось, что верхний слой пластинки отличается по структуре от малахита. Поверхностное вещество излучает бледно-зелёный свет, а малахит в ультрафиолетовой обстановке ведет себя немного иначе. Видимо, художник по камню либо воспользовался чем то вроде эмали, либо втирал при нагреве в камень малахитовую крошку, смешанную с клеем.
Перед нами встаёт вопрос, для чего мастер сделал свою картину тайной, не доступной для взоров посторонних? Ответ на этот загадочный вопрос заключался в следующем предположении:
В годы Екатерининского правления, запрещалось всё, что было как то связано с бунтовщиком Емельяном Пугачёвым. Но была и другая причина, продолжая изучать рисунок на плитке, Малахов обнаружил скрытые скалистые пейзажи, а приглядевшись к ним, тонкий узор из букв, сложившихся не в что иное как в слово "ТАВАТУ". Профессор понял, что имеется ввиду Таватуй - озеро близ Свердловска. Скалы же, изображенный на каменном рисунке, были очень, очень схожи с кручами протекавшей неподалёку реки Чусовой. Однако самое что не на есть удивительное ждало Малахова впереди: на одной из скал он увидел слово - "КЛАДЪ".
Малахитовая пластина это не что иное, как зашифрованное указание того места, где Емельян Пугачёв спрятал свои сокровища. И профессор геологии решил во что бы то не стало разгадать эту загадку и отправится в путь, на встречу приключениям и поискам давно забытого клада.
Прежде всего он засел за изучение документов пугачевской ставки, многие из которых сохранились в свердловских архивах. Первые впечатления, не давали никаких поводов, которые можно было бы истолковать в пользу гипотезы о кладе. Ни крупные денежные суммы, ни драгоценности в бумагах не упоминались.
Очень интересная находка ожидала профессора в разделе неофициальных бумаг Пугачёва. В письме, адресованной своей жене Устинье Кузнецовой, воюющий муж сообщал:
При сем послано от двора моего с подателем сего казаком Кузьмою Фофановым сундуков за замками и собственными моими печатьми, которые по получению вам не отмыкать и поставить к себе в залы до моего императорского величия прибытия.
Это письмо Емельян Пугачев отправил в Бердскую слободу под Оренбургом, в дом казака Ситникова, где находился его мечтательный царский дворец, в феврале 1774 года, когда трон под ним уже покачивался.
Малахов пытается заинтересовать царскими драгоценностями государственные организации, но безуспешно - им нет дела до них. Тогда учёный решается сам отправится на поиски в верховья реки. С помощью биолокационного метода шаг за шагом прощупываются береговые скалы, которые изображены на малахитовой пластине. И уже кажется, что найдено наконец то самое место, где на глубине находится скопление металлов, об этом сигнализирует ивовая лоза.
Теперь нужно приехать сюда снова, чтобы добраться до клада сквозь каменную толщу. Но этой мечте профессора не суждено сбыться: он внезапно умирает, унося с собой все нити, которые связывали его идею с реальной действительностью. Неизвестно куда исчезла и сама малахитовая пластина, поведывавшая о Пугачевском кладе.