Негодяй и ангел
Героями французского боевика в период советского кинопроката застойных оттенков были Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо. И если с первым все понятно с первых кадров – не пьет одеколон, как ни упрашивай, то второй по типажу явно должен быть топтаться на поляне Пьера Ришара и Луи де Фюнеса. Но нет – харизма и энергия актера очередным фильмом заставляет верить в последнего героя боевика вплоть до финального дефиле к вертолёту в «Профессионале» под пронзительную мелодию Эннио Морриконе.
В «Чудовище» (а, скорее, «Животном») Бельмондо негодяев не убивает, а только ломает конечности себе и американке Ракель Уэлч, ибо они работают здесь каскадерами. Не удовлетворившись тем, что трюки киношного экстремала Бельмондо выполнял сам, а это, ни много ни мало – обнимашки с живым тигром, полеты на крыле легкого самолета и разные мелочи, вроде, скатывания кубарем по лестнице. Причем, технологии 1977 года делают геройства Жан-Поля куда более достоверными, нежели, к примеру, Тома Круза, рассказы о чьих подвигах слушаешь с большим недоверием, памятуя про всемогущие спецэффекты и практицизм продюсеров, с охотой подменявших риск мультимиллионера-сайентолога каким-нибудь бедолагой ноунеймом с низкой тарифной ставкой.
Кстати, эту практику юзали в фильме по полной. Ибо Бельмондо, кроме неудачника, любящего по делу и без дела пропустить стаканчик условного мартини, изображал ещё и итальянскую кинозвезду Бруно Феррари в стиле Саши Барона Коэна, у которого был свой Бруно. Кто в курсе, тот понимает, почему для этого образа важны тени и помады, а я не буду привлекать внимание ищущих экстремистов по ту сторону радуги. В итоге зрители получили все ожидаемое – легкую эксцентрику, водевильные страсти, музыку Космы, очарование красавиц, не ведающих про толерантные боди ограничения, французскую Францию без обязательных Саидов Насери и Омаров Си. И, конечно, двойную порцию собрата по красоте и брутальности итальянца Челентано и американца Сталлоне – Жана-Поля Бельмондо.
Один из знаменитых французских кинокомедиографов Клод Зиди был в ту пору в самом соку. Не выходя за рамки жанра, он с легкостью заполнял кадр. Графский замок, полет над Парижем и окрестностями, битые кабриолеты, слоны, вальсирующие с тиграми, костюмы и декорации, метание костылей – всё, что душа пожелает. Вот только Эйфелевой башни я не заметил, может, моргнул не вовремя. А плещущую энергию уже ощутимо 40+ летнего Бельмондо не заметить было невозможно. Хотя этому изрядно мешал качественно озвучивающий Николай Караченцов. Идеальное попадание, за исключением пустяка – уж больно известен дубляжист, биполярочка какая-то. А тут еще сам каскадер мимикрировал под капризного звездного актера. Закроешь глаза – представляешь графа Резанова, ухлестывающего за американкой, откроешь – нет, все нормально, ряженая горилла Бельмондо методично громит супермаркет. Ни одного трупа, ни одной сиськи, ни одного негра, ни одной мазафаки. Лепота!
Чудовища Парижа семидесятых были куда симпатичнее современных чудовищ, показываемых в телевизионных новостях и на навороченных экранах кинокомплексов. И, если хочешь вернуть спокойной время, когда на Монпарнасе гуляли сугубо туристы и французы, а главной проблемой был вопрос, сбежит ли красавица от аристократа к безработному – то запускай что-нибудь из кино полувековой давности. Благо, сейчас с этим проблем нет.