«Совсем дурак умом тронулся! – кричала женщина. – Ты что несёшь? Какой ещё царский сын?». Тимофей сидел насупленный и злой. Жена нечасто устраивала ему такие сцены, но сейчас явно перегнула палку. «Молчи, баба, – пробасил он. – Если сказал, что царский сын я – значит, так и есть!». Жена на мгновение умолкла, а потом принялась бранить его с новым задором. В тот момент Тимофей Анкудинов знал, что решилась судьба – и непутёвой супруги, и его самого. Он выбрал путь – и назад дороги уже не было. Как же стрелецкий сын превратился в самозванца? И чем обернулась авантюра Анкудинова для его семьи?
Способный вор
В 1617 году у зажиточного стрельца Анкудинова родился сын Тимофей. Событие для семейства было радостным – ещё бы, появился на свет продолжатель рода, отцовский помощник! В ту пору родитель Тимофея уже оставил службу и начал торговать тканями, что было делом прибыльным и несложным. Конечно, он надеялся, что и сын пойдёт по его стопам.
А юный Тимоша с ранних лет начал проявлять сообразительность и интерес к обучению. Учителя говорили, что молодой Анкудинов непременно станет «большим человеком» – тот показывал немалые успехи в освоении различных дисциплин. Спустя некоторое время паренька приметил вологодский архиепископ, который принял Тимофея к себе на службу келейником. А вскоре Тимофей подыскал себе невесту с хорошим приданым и женился.
Несомненно, жизнь Анкудинова могла бы сложиться вполне удачно – для этого имелись все условия. Вот только сам Тимофей Дементьевич был, как говорится, с «червоточинкой». И хотя всё у него ладилось, он мечтал получить ещё больше денег и влияния. Через некоторое время Тимофей был уличён в воровстве казённых средств, а потом началась череда краж в Вологде, причём Анкудинов имел непосредственное отношение к этим «тёмным делам».
Стрелецкий сын, ставший «царевичем»
Именно тогда, став «своим» в местных криминальных кругах, Тимофей придумал план, который помог бы ему заполучить богатство и стать первейшим человеком на Руси. Он начал говорить, что является сыном царя Василия Шуйского. Один из разбойников шайки Анкудинова назывался его слугой и всюду сопровождал «царевича».
Неудивительно, что в ту пору совершенно испортились отношения Тимофея с женой. Рассказывали, что после очередной ссоры с супругой он вышел из дома, запер его, а после поджёг. Отныне разбойника ничто не держало в родных краях. Похитив немало казённых денег, он бежал вместе со своим соратником.
Самозванец держал путь на Краков, где намеревался встретиться с королём Владиславом IV Вазой. Польский правитель действительно дал согласие принять Тимофея, который назвался иным именем и представился воеводой Вологодским. Вот только мошенника ожидало разочарование. Монарх, несмотря на всё внимание, с которым выслушал просьбы своего гостя, отказался помочь невесть откуда явившемуся «воеводе».
Человек неглупый и хорошо образованный, Тимофей отправился в Константинополь и там сумел заручиться поддержкой великого визиря Салих-паши, который и назначил ему встречу с султаном. Но поверил ли ему правитель Османской империи? И что ждало Анкудинова?
Неверный путь
– Я сын царя Василия, – уверенно заявил Тимофей Анкудинов. Султан, прищурившись, недоверчиво смотрел на него. Неужто правда к нему пожаловал царевич? Если так, то можно было использовать его в собственных целях. Но что-то подсказывало османскому правителю, что этот пройдоха – никакой не царский сын, а обыкновенный самозванец – подобных личностей султану уже доводилось видеть.
Однако он решил присмотреться к Тимофею, назвавшемуся Иваном. Тот говорил, что мечтает вернуть «законную» власть и русский престол. Увы, на помощь османов рассчитывать не стоило – при дворе у тех уже проживал иной самозванец Иван Вергунёнок, который тоже рассчитывал стать русским правителем.
Поняв, что здесь ему ничего не светит, Тимофей покинул Османскую империю. Говорили, что османы сами выдворили самозванца, которого требовали выдать русские посланники. Как бы то ни было, но Тимошка лишился содержания и отправился странствовать по Европе, надеясь получить помощь кого-либо из влиятельных людей.
Самозванец «на крючке»
Поразительно, но, представляясь царевичем, Анкудинов сумел ввести в заблуждение многих известных деятелей, которые были настроены враждебно по отношению друг к другу. Богдан Хмельницкий, султан Ибрагим Первый, Кристина Шведская, папа римский Иннокентий Десятый – все они поначалу поверили самозванцу и даже планировали поддержать его. Правда, в дальнейшем обман раскрывался, и Тимофей лишался своих могущественных покровителей.
Несмотря на всю изобретательность, его главная ошибка крылась в непоследовательности действий, что постоянно рушило все дерзкие замыслы самозванца. Впрочем, это был тот самый случай, когда оказалась «не по Сеньке шапка» – Анкудинов желал слишком многого, но не имел возможностей осуществить даже часть своего амбициозного плана.
Как и следовало ожидать, Тимошка попросту «заигрался с огнём». В 1654 году он появился при дворе Фридриха Третьего Гольштейн-Готторпского, который и выдал самозванца русским властям. О том, что ждало Анкудинова, догадаться несложно. Накануне казни к нему привели его старую мать. Как писал Адам Олеарий, «она, горько плача, увещевала его отказаться от своего безумия, признать истину и умолять царя о милости». Вот только Тимофей Анкудинов делал вид, что не узнаёт эту женщину и до последнего мгновения своей жизни продолжал твердить, что является сыном царя Василия.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))