Приветствую вас, уважаемые друзья!
Группы агрессивной молодежи были настолько распространены в советском обществе, что даже милиция не могла с ними справиться.
«Двое моих знакомых, ребята из Казанского речного техникума, 18-летние подростки, разговаривают между собой: «Нам уже по восемнадцать лет, и мы еще никого не убили... Эта фраза до сих пор режет мне уши», - вспоминает Радиф Замалиев, мастер спорта по рукопашному бою и житель Казани, который в юности был свидетелем расцвета «казанского феномена». Это была эпоха безрассудных и очень опасных молодежных уличных банд, которые контролировали городские кварталы, улицы и дворы.
«С одиннадцати-двенадцати лет все уже знали о преступных группировках и об их сфере влияния», - говорит Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана». Книга представляет собой документальный рассказ о жизни 70-80-х годов в Казани, где действовало более ста организованных молодежных преступных группировок.
«Если ты не был членом группы, ходить по улице было очень опасно, потому что кто-то всегда пытался остановить тебя, отобрать у тебя деньги и избить», - говорит Гараев. Он и сам был членом одной из таких банд.
Банды охватили весь город страхом и террором. «Дети не могут даже выйти на улицу», - жаловался учитель в советском документальном фильме 1988 года «ПТУ не с парадного подъезда», который был посвящен «казанскому феномену.
Как были организованы казанские банды?
Первой и самой известной бандой стала «Тяп-ляп», названная в честь района завода «Теплоконтроль», где проживало большинство членов банды. Один из участников группы, Сергей Антипов, нашел помещение для «спортивного зала», где штангами служили батареи отопления, а перекладиной – обычная водопроводная труба. В отсутствие официальных молодежных спортивных клубов этот «спортзал» был чуть ли не единственным местом, куда подростки могли ходить по вечерам. Те, кто посещал такие спортзалы, стали организовываться определенным и часто криминальным образом.
Члены группы были разделены на возрасты. Первой, названной «скорлупа», были дети от младших классов средней школы до 13 лет. Младшие стояли «на стреме», когда старшие грабили магазины или ларьки, их основной функцией было приходить на «учения», а главное собирать и сдавать деньги.
Второму возрасту – «суперам» - было 14-17 лет, и они должны были постоянно дежурить во дворах своего района или на подконтрольной территории. Они также занимались воспитанием «скорлупы», следя за тем, чтобы они своевременно вносили денежные взносы.
«Молодые», те, кому было 17-19 лет, были основной боевой силой в стычках, швыряя в своих противников кирпичами, используя металлические прутья, деревянные или резиновые дубинки. Эти «молодые» организовывали рейды, которые назывались «доброе утро» или «добрый вечер». Целью таких рейдов было застать соперничающую банду врасплох, напугать их, избить или даже «сломать» (нанести тяжелые телесные повреждения).
«Середнякам», которым было 20 лет или чуть больше, разрешалось посещать соседние районы в качестве миротворцев и посредников. Следующими были «старики», или «армейцы», которые часто действительно уже служили в армии. Они имели право развязывать бандитские войны, ходить на дискотеки и контролировать местных коммерсантов и торгашей.
Во главе каждой банды стояли «авторитеты», «деды» и «короли». Это были криминальные авторитеты, эквиваленты «донам» из «крестных отцов», которые определяли политику и приоритеты казанских группировок. Вокруг этих могущественных криминальных авторитетов часто витал ореол таинственности, и младшие возрастные группы обычно даже не знали их в лицо.
Члены этих групп, конечно, не называли себя «бандами». Более распространенными названиями были «моталка», происходящее от слова «мотаться» - участвовать в уличной жизни банды; и еще одним термином был «контора». Однако чаще всего группу называли прямо по ее названию. В Казани в 1970-1980-е действовали десятки, если не сотни различных «моталок»: «Жилка», «Суконка», «Хади Такташ», «Тяп-ляп», «Чайники», и даже «Пентагон» – все они получили свое название по местным улицам, местам встреч и условным знакам («Чайники», например, обозначали свою территорию, развешивая старые чайники на деревьях и заборах).
Чтобы присоединиться к группе, нужно было пройти своего рода идентификацию, которая на местном сленге называлась «прописка». Обычно новичка сильно били по лицу. Если он мог продолжать сопротивляться и защитить себя, его принимали в «контору». Если подросток 15-17 лет хотел присоединиться, его могли заставить напасть на случайного прохожего или члена другой «конторы». Всем членам «моталок» было строго запрещено курить, пить или употреблять какие-либо вещества. Если кого-то ловили с сигаретами или пьяным, то вся его возрастная группа подвергалась суровому наказанию, часто унизительному избиению. Таким образом, в «конторасе» формировалось мощное чувство групповой солидарности и сплоченности, которое объединило молодых хулиганов и заставляло их остерегаться друг друга.
Каждый участник должен был посещать обязательные «учения». Обычно мальчиков вызывали на учения их собственные соседи, поскольку члены банды жили недалеко друг от друга, в одних дворах и многоквартирных домах. Тренировки для младшего возраста проводились почти каждый день, и это было причиной, по которой подростки прогуливали занятия. На самом деле, это было в интересах лидеров, которые извлекали выгоду из того факта, что скорлупа, суперы и молодые были необразованные, часто видели в жизни только одну дорогу – ту, что проложена по грязным улицам.
Во время учений подростков учили правилам уличной морали: нужно было держать свое слово, всегда защищать свой двор и свою «контору». Если члены разных группировок встречались на улице и спрашивали «Кто ты?», пацан был обязан сказать, к какой «конторе» он принадлежал, даже если понимал, что его побьют. Лгать, скрывать факт участия в «моталке» было постыдно – тебя бы выгнали из банды и, как минимум, сильно избили. Более того, они рассказали бы всем о предательстве, и вы не смогли бы присоединиться ни к какой другой «моталке», а это означало, что ходить вам по улице было бы опасно.
Чем занимались банды?
Основной функцией всех возрастных групп было вносить деньги в общую казну, «общак». Откуда молодежь брала деньги? Они грабили других пацанов на улице, в первую очередь тех, кто не принадлежал ни к каким «конторам». Таех жертв называли «чушпанами». Любой член конторы мог остановить любого чушпана на улице и ограбить его, снять пальто или сапоги, что угодно. Такой способ грабежа не считался незаконным в кодексе пацанов, потому что подростки, которых они грабили, не принадлежали к преступному миру и считались бесполезными и недостойными.
Младшим рассказывали, что деньги собирались для материальной поддержки других членов банды, которые были заключены в тюрьму. На самом деле эти деньги просто присваивались высшим эшелоном «контор», которые покупали себе дорогую одежду или мотоциклы, считавшийся самым подходящим транспортом для главаря.
Помимо сбора денег с молодежи, члены банды занимались рэкетом малого и среднего бизнеса в Казани, а также налетами на уличных продавцов.
31 августа 1978 года члены банды «Тяп-ляп» устроили массовый «наезд» в районе «Ново-Татарская слобода», который контролировался другой «конторой». Более 50 подростков с железными прутьями и даже пистолетами бегали по району, нападая на всех без разбора. Несколько десятков человек были ранены, в том числе женщины и пожилые люди, два человека были убиты. Однако никто не подал заявление в полицию после нападения – жители Казани боялись возмездия со стороны бандитов.
Распад СССР изменил ценности советского общества. Тренажерные залы в подвалах больше не были единственным местом, куда можно было пойти вечером. В то время как уличная преступность в городах еще оставалась серьезной проблемой много лет, принадлежность к банде больше не была необходимой для подростков в конце 90-х и у них появилось право выбора своего жизненного пути.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтоб однажды, снова найти его в этом море информации. Хорошего вам дня и крепкого здоровья! Комментарии всегда открыты для всех.
При подготовке статьи использовался материал интернет портала rbth.