У кого такая свекровь, как у меня, тот в цирке не смеётся. Уж очень Наталья Ивановна специфическая женщина. Если бы проводили соревнования по устраиванию бурь в стакане, то она обязательно стала бы чемпионкой мира, а ещё бы организаторам высказала, что всё-то они неправильно сделали.
Общение с Натальей Ивановной можно сравнить с прогулкой по минному полю. Достаточно любой мелочи, и вся гармония летит кувырком, а все планы переворачиваются с ног на голову.
За 10 лет, что я замужем за её сыном Юрой, чего только не было, но самый эпичный случай произошёл в преддверии Нового года. За один день до волшебного праздника, супруг мне сообщил, едва я вошла домой:
– Лара, тут такое дело. Мама к нам отмечать Новый год приедет.
Я, уставшая на работе от предпраздничного аврала, так и рухнула на банкетку:
– Приплыли. Прощай, праздник! Твоя мама всегда всем недовольна. Всё ей будет не так! Я уже заранее знаю, что хорошее настроение будет испорчено, даже если я не отвечу ни на одну колкость в свой адрес.
Как любящий сын, Юра бросился защищать Наталью Ивановну:
– Не преувеличивай, Лара! У мамы, конечно, непростой характер, но она делает замечания не потому, что обидеть хочет. Ей хочется, чтобы всё идеально было.
– Юра, за всю нашу семейную жизнь твоя мама ни разу не осталась довольной тем, что и как я делаю. К внукам, и к тебе у неё тоже всегда вагон претензий. Ладно, в будние дни ещё можно потерпеть, но праздник портить совсем не хочется.
– Лариса, придётся потерпеть. У мамы изменились обстоятельства. Ты же знаешь, она никогда раньше на Новый год к нам не приходила, всегда отмечала со своими родственниками, но их угораздило разболеться: температура высоченная, кашель, сопли ручьём. Мама боится, что даже если они с симптомами справятся, то всё равно останутся заразными. Так что на праздник к ним она идти опасается, а сидеть одной дома перед телевизором – ну, что это за праздник. Не смог я ей сказать, чтобы и к нам она не приезжала!
– У меня просто нет слов, Юра. У тебя что, из головы вылетело, что нас самих-то в квартире на Новый год не будет? Мы же к моим родителям на дачу договорились поехать ещё в октябре! Хотели же повеселиться на свежем воздухе, хоровод водить вокруг живой ёлочки. Ладно, раз ты слово «нет» произносить не научился, что же делать.
– Я принялась рассуждать вслух: – Мама, папа – двое. Нас четверо. Люда с мужем и детьми – ещё четверо. Твоя мама. Итого, 11 человек. Хотя у родителей и двухэтажный дом, но жилой площади всего около 33 квадратных метра. На балконе и веранде на ночлег не устроиться – зима, всё-таки. Сейчас позвоню маме, предупрежу, что ещё одно спальное место надо, но даже не представляю, как она с этой задачей справится.
Вид у Юры был как у кота, стащившего колбасу, и я поняла, что меня ждёт ещё более неприятная новость. Хотя куда ещё неприятнее?
– Понимаешь, Лариса, мама на дачу ехать отказалась категорически. Сказала, что природу она, конечно, любит, но в хорошую погоду, а ехать туда на зимний праздник, и кое-как размещаться, возможно, даже на раскладушке, ей уже возраст не позволяет. К тому же, мама опасается, что в компании четверых детей будет слишком хлопотно. Так что я уже согласился, что мы отменим поездку, и встретим Новый год впятером в нашей квартире.
Хорошо, что в тот момент я уже сидела, а то бы вообще рухнула.
– Юра, ты чем думал-то? Со мной посоветоваться не судьба была? Ты же знаешь, что мы даже особенно не подготовились, потому что туда на несколько дней планировали уехать! Я маме и Людмиле давно деньги сбросила, чтобы они там свеженьких домашних продуктов купили и всего разного к столу, чтобы нам налегке на автобусе ехать. Мои родители уже и ёлку во дворе нарядили, и горку для внуков сделали. Папа с соседом договорился, что он их на санях покатает! От нас требуется только приехать!
Муж насупился:
– Лариса, ну, это как-то не по-человечески! К твоим родителям твоя сестра со всей семьёй приедет, а моя мама, получается, одна должна будет скучать? Мы же можем числа 2 на дачу поехать, и, так сказать, повторную встречу нового года устроить. Так никому обидно не будет!
Я вздохнула, поняв, что проиграла в споре, и приказала мужу:
– Тогда давай, не стой столбом. Бери деньги или карточку, пойдём по магазинам за продуктами. Не за пустой же стол Наталью Ивановну сажать. Она мне этого никогда не простит, да и нам самим что-то есть надо будет. Я пока список в смартфоне составлю.
Мальчишки так сильно огорчились, что запланированная поездка перенеслась, что даже отказались ехать в магазины, хотя я пыталась «соблазнить» их игровыми автоматами и посещением заведений с фаст-фудом. Бесполезно! Пришлось включить сыновьям игровую приставку и разрешить играть до того момента, пока мы не вернёмся домой.
Никакого праздничного настроения у меня не осталось и в помине, а ещё и Юра, когда мы приехали к торговому центру, опомнился:
– Раз мама у нас праздновать будет, то сувениром мы не обойдёмся. Давай, ей кофеварку подарим?
Мне было уже всё равно, и я кивнула. Пока я с тележкой колесила по супермаркету, загружая её всем необходимым, Юра «зависал» в отделе с бытовой техникой. По итогу, пакетов получилось так много, что я буквально взмолилась, чтобы муж вызвал нам такси, и он не посмел отказать.
Дома я принялась за процесс готовки и уборки, и к полудню 31 декабря мне уже никакого Нового года не хотелось. Хорошо, что всё уже было готово, и у меня появилось время хотя бы немного взбодрить себя контрастным душем. Однако вдоволь поплескаться не удалось. За звуком льющейся воды я услышала трель дверного звонка, и сникла, поняв, что свекровь решила не дожидаться оговоренных 15 часов, к которым мы её ждали.
Быстро подсушив волосы феном, я пошла встречать Юрину маму. Наталья Ивановна пришла не с пустыми руками, но в пакете лежали её ночная сорочка и тапочки, а вовсе не сувениры. Внукам, 7-летнему Костику и 6-летнему Мише, она вручила по киндер-сюрпризу. Серьёзно, по самому обычному шоколадному яйцу. Впрочем, мальчишкам ещё повезло, потому что мне и Юре не досталось вообще ничего. Как бы, не очень-то и хотелось, но ради приличия, могла бы хотя бы по календарику, что ли, преподнести! Зато нас свекровь без тени смущения спросила:
– А где мой подарок?
Юра предложил пройти в комнату. Там, под украшенной сосной лежали коробки, а кому какой подарок предназначается, подсказывали наклейки с именами.
Наталья Ивановна не стала дожидаться полуночи, чтобы увидеть, что мы для неё приготовили, и когда обёрточная бумага была снята, свекровь не сдержала вздох, вызванный вовсе не радостью, а разочарованием:
– Ой, спасибо, конечно, но в этой модели нет капучинатора. Небось, Лариса выбирала? Родной сын бы не забыл, что я капучино люблю!
Юра помрачнел. Ему явно было неприятно, что с подарком он попал впросак, но сознаваться в своём промахе не стал. После кофеварки под раздачу попало наше праздничное дерево. Наталья Ивановна, осмотрев его со всех сторон, вынесла суровый вердикт:
– Ерунда какая-то, а не украшение. Никакой гармонии и симметрии! Кто же так украшает: тут густо, тут пусто?
Юра молчал, а я выступила на защиту даже не нашей сосёнки, а своих сыновей:
– Наталья Ивановна, вообще-то, это Костя и Миша старались, и у них, как мне кажется, очень красиво получилось!
– Вот именно, что тебе кажется! – моментально парировала свекровь. – Хотя, откуда у детей взяться чувству стиля и хорошему вкусу, если у тебя этих добродетелей нет? Скатерть на столе не под тон обоев совершенно! И деревце какое-то куцее купили!
Вот на это Юра обиделся! Ведь он с сыновьями эту сосёнку выбрал, обойдя 3 «ёлочных базара».
– Мама, ну, что ты начинаешь. Всё в порядке с чувством стиля и у Ларисы, и у мальчиков. Даже оригинально получилось.
Свекровь уже переключилась на другой вопрос:
– Кстати, почему у вас дети бегают? Их надо обязательно уложить на дневной сон! Слышите? Обязательно укладывайте прямо сейчас! Пару часов поспят, и как огурчики до полуночи досидят, подарки от родителей получат, и тогда уже на боковую.
Эра дневного сна у обоих моих сыновей прервалась, когда им было по 4 года, и даже в садике их в этом возрасте перестали укладывать, потому что они и сами не спали, и товарищам по несчастью не давали.
– Нет, Наталья Ивановна, укладывать мальчиков – только нервы портить. Если они устанут, то сами прилягут, когда захотят.
Свекровь покачала головой, осуждая мою несостоятельность в роли матери, и привела в пример себя любимую:
– Ты просто их распустила! Вот Юрочка у меня до школы днём спал!
Я старалась терпеть, но Наталья Ивановна находила всё новые поводы меня покритиковать. Особенно когда заглянула на кухню. Кулинарка, с её слов, я вообще пропащая. В салате слишком крупные ингредиенты, а вот хлеб нарезан слишком тонко. На горячее курица, а по гороскопу надо рыбу подать. Пицца, испечённая по просьбе сыновей – вообще не праздничное блюдо. И так далее, и тому подобное.
После «наезда» на домашний яблочный сок, мол, он какой-то густой, я окончательно разозлилась:
– Наталья Ивановна, если вас что-то не устраивает в меню – чувствуйте себя как дома! Хотите рыбу на горячее и сок жидкий покупной – магазины пока работают. Готовьте, что хотите!
Обиженная свекровь, поджав губы в куриную гузку, вышла из кухни, чтобы, по-видимому, нажаловаться на мою грубость сыну. Я же в это время аккуратно упаковывала пиццу, потому что уже решила, что возьму мальчишек, и на такси поеду к родителям. Благо, их дачный посёлок расположен рядом с чертой города.
Юра, увидев, чем я занимаюсь, спросил:
– Ларка, ты чего?
– А ничего! Сейчас соберусь, одену мальчишек, и мы на дачу отправимся. Там нас никто не упрекнёт за отсутствие вкуса или неудачное меню. Твоя мама – тебе её и терпеть, а я хочу встретить Новый год со своими родителями.
– Лариса! – голос мужа дрожал от возмущения. – Это же неприлично! Некрасиво. Ну, ты же должна быть мудрой!
– Конечно, я понимаю, что некрасиво уезжать прямо сейчас, но так будет лучше. Потому что если я останусь, то Наталья Ивановна всё-таки спровоцирует меня на скандал, а ссориться в канун Нового года – совсем не то, чем бы я хотела заниматься.
Муж решил сменить тактику переговоров, притворно обиделся, нахмурился, и капризно протянул:
– А как же я? Мне-то что делать? Ты что, меня бросишь на растерзание маме?
Я пожала плечами:
– Ну, не преувеличивай, так ты мне, помнится, сказал. Наталья Ивановна – твоя мама. Что ещё за слово: растерзание? Раз не можешь объяснить маме, что это именно она ведёт себя некрасиво, то сам её и терпи.
Сыновья, которых бабушка в тот момент упрекала в беспорядке в детской, даже запрыгали от радости, когда я им сказала собираться в гости.
***
Новый год на даче мы встретили здорово! Дети уплетали пиццу, пусть не праздничную, но вкусную. Мы жарили колбаски домашнего изготовления, ели салаты, и теснота нас совсем не смущала! 1 января было не менее весёлым! Катания на санях, правда, не было. Но зато другой сосед предложил свою замечательную собаку, добродушного водолаза, для буксировки детей, стоящих на лыжах. Милый и как будто интеллигентный пёс выполнял эту работу не очень торопливо, но и мои сыновья, и племянники были счастливы!
Утром 2 января мы вернулись домой. Натальи Ивановны там уже не было, а Юрка был мрачный и злой.
– Что, хорошо повеселились?
Костик и Миша наперебой стали рассказывать, как было круто, а Юра становился всё грустнее. Когда мальчики умчались в свою комнату, муж признался:
– А у меня новый год начался кисло. Мама меня пилила, что я свою жену не могу воспитать. Заставила бежать в магазин, потом готовить. В общем, я почувствовал себя Золушкой в услужении у злой мачехи.
Вид у Юры был настолько несчастным, что, несмотря на некоторую обиду, мне стало его жалко. Обняв мужа, я сообщила ему радостную новость:
– Не грусти, милый Золушок! Мои родители приглашают тебя отметить у них Рождество! Ведь очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь!
-Если, конечно, ты не будешь занят встречей своей мамы. Только имей в виду, я в любом случае с мальчиками поеду на дачу. А ты волен Наталью Ивановну развлекать.
– Ни за что! – чуть ли не выкрикнул Юра. – Хватит с меня!