Найти тему
Денис Александров

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА ДЕТСКОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ

В деятельности детского народно-певческого коллектива огромное значение имеет верно, подобранный репертуар, доступный и интересный детям, обогащающий их ум и сердце и, кроме того, посильный для исполнения.

Репертуар – основа всей деятельности любого народно-певческого коллектива, определяющая его художественно-творческую направленность. Репертуар – это также отражение творческих взглядов руководителя, т.к. позволяет судить о художественных принципах и эстетическом вкусе музыканта. Формируя репертуар, нужно учитывать, что каждый конкретный исполнительский состав уникален по характерности звучания голосов, тембровой красочности, вокально-техническим возможностям.

Профессионализм руководителя не должен ограничиваться только разучиванием текста и мелодии, что является первой ступенью в вокально-хоровой работе. Педагог, работающий с детским анамблем, должен обладать профессиональными знаниями и навыками, чтобы помочь ребенку глубже понять народную песню и раскрыть ее поэтическое и музыкальное богатство, учитывая также способности и возможности каждого воспитанника.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего не владеют большим вокальным диапазоном. Добиваться качества исполнения от малышей очень сложно, поэтому развитие их творческих способностей направлено на усвоение большого количества материала народного творчества, в частности, детского игрового фольклора, который отличается своей краткостью, малым объемом и максимально доступен детям, способствует смене деятельности на занятиях. Соответственно, репертуаром для них могут быть колядки, масленичные и колыбельные песни, припевки, потешки, дразнилки, осенние и весенние заклички, в которых многократно повторяются короткие мелодические обороты в узкообъемном диапазоне с интонацией зова. Детские народные песни с шуточной тематикой, авторские песни, доступные для понимания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время есть достаточный выбор детского репертуара, и при творческом подходе его вполне возможно реализовать в доступной для детей форме.

Физиологические возможности детей подросткового возраста, связанные с мутацией голосового аппарата, приводят к необходимости соблюдения щадящего режима на занятиях: умеренно использовать силу голоса, подбирать песни в удобной тесситуре, не перегружать голос. С этой целью дополнительно вводится разыгрывание театральных действ, где участники разучивают стихотворения или какой-либо текст, играют различные роли, что дает возможность не перенапрягать голосовые связки, но в то же время заниматься творчеством, пополняя репертуарный архив коллектива.

Репертуар старших воспитанников более усложнен, расширяется певческий диапазон, укрепляется голосовой аппарат, дыхание, более осмысленный подход к исполнению произведения, возможно освоение элементарного двух-трехголосия. Эта группа может позволить себе исполнение не только зычных календарных песен, хороводных, игровых, но даже и некоторых лирических образцов. Для расширения кругозора участников в репертуар включается диалектное пение, пение с огласовками. Диалектные украшения вставляются аккуратно, чтобы для нашего Поволжского региона песня звучала понятно. Очень помогает прослушивание записей мастеров-песенников, аутентичных ансамблей, народных коллективов.

Сценическое воплощение народно-песенного материала требует его аранжировки: музыкально-поэтическое редактирование народно-песенных партитур, их облегченное изложение и переложение. При редактировании музыкального материала мы, как правило, применяем изменение голосоведения в тех случаях, когда строфа отличается сильно варьированным изложением. Точное заучивание детьми таких партитур, как показала практика, невозможно. В процессе облегченного изложения многоголосных народно-песенных партитур для детей сохраняется ведущая роль основного напева, ладогармонические и метроритмические особенности песни.

Иногда приходится варьировать мелодию, чтобы было меньше скачков, часто сочиняются вторая и третья партии, добавляются подголоски, то есть все возможно при наличии голосов участников. Часто используются модуляции как средство движения и развития музыки, сокращаются куплеты. Но при сокращении куплетов надо внимательно следить за сюжетной линией, чтобы она не ломалась.

Форма произведения выстраивается по вкусу и художественному чутью руководителя. Сюда входят инструментальные проигрыши с использованием других мелодий, контраст темпов, динамики, развитие кульминации, использование фермат и цезур и тому подобное.

Не случайно народные песни всегда сопровождаются пляской, то есть в исполнении участвует не только голова, но и ноги, руки, весь организм. Все это в единении дополняет друг друга. Ребёнок должен жить песней. Часто в плясовые песни вводятся шумовые инструменты. На них играют как сами участники, так и отдельные исполнители.

В процессе освоения репертуара развиваются певческие и артистические навыки. Работа над репертуаром сама подскажет правильные пути нахождения и передачи своеобразия стиля и манеры исполнения.

Народная песня – это такой инструмент, в котором самое главное душа. Не нужно увлекаться исполнением народной песни под фонограмму, она должна затрагивать тонкие струны души человеческой. А это возможно только при исполнении песни «вживую», где каждый исполнитель привносит в песню свою тембральную окраску.

Формирование репертуара ансамбля – это сложный процесс, требующий тонко чувствовать характер произведения и отношение самих участников к выбору педагога. Не всегда дети, в силу своего возраста и мышления, могут передать настроение песни, ее характер, что приводит зачастую к обычной тренировочной работе. Педагог должен тонко чувствовать это и стараться заменить изучаемое произведение либо внести в него новые элементы, чтобы исполнение песни не сводилось только к выполнению технических задач, а имело целью понимание и раскрытие смысла песни, душевных переживаний героя, артистичности, манерности, чтобы песня оживала на сцене. Важно понимать, что от подбора репертуара зависит творческий рост коллектива, стоящие перед ним исполнительские задачи.