Найти в Дзене
О Москве нескучно

История лучшего аэропорта Москвы

Оглавление

Почему решили строить этот аэропорт? Что на его месте располагалось раньше? Правда ли, что всю инфраструктуру пришлось создавать с нуля? Откуда взялось название воздушной гавани? Как выглядели первые пассажирские терминалы? И какие постройки пришли им на смену позже? В какие страны отсюда можно было улететь в советское время? А также - как изменился аэропорт за годы после распада СССР? И кто признал его лучшим в наше время? Об этом и не только расскажу сегодня.

Откуда взялось название

Шереметьево находится примерно в 13 километрах к северо-западу от МКАД. Именно этот аэропорт признали лучшим среди всех воздушных гаваней столицы сами пассажиры. Последний такой опрос проводили в 2019 году на одном известном сайте по продаже авиабилетов. Люди отмечали удачное расположение аэровокзала, его удобство и пунктуальность авиакомпаний. Название "Шереметьево" появилось благодаря одноимённому дачному посёлку, который возник после 1901 года. Тогда на Савёловском направлении железной дороги открыли платформу Шереметьевская. Она же получила наименование по волостному центру: Троицкое-Шереметьево. Он располагался немного восточнее, на реке Клязьме.

История самой местности в округе современного аэропорта является достаточно богатой. Чуть севернее до сих пор находится деревня Чашниково. Её первые упоминания можно найти в документах 16 века. Земля принадлежала нескольким знатным людям, пока не попала к боярину Никите Романовичу Юрьеву. Это дед будущего царя Михаила Романова. Родственники монарха владели местностью и позже. Но в 1649 году она перешла в дворцовое ведомство. У последнего собственника не было наследников. Позже в здешних лесах очень любил охотиться другой государь - Алексей Михайлович.

Во времена Петра I земли перешли к Нарышкиным. Они владели Чашниковым и окрестными поселениями вплоть до середины 19 века. Потом всё это приобрёл малоизвестный помещик по фамилии Карепин. Юго-восточнее современного аэропорта когда-то находилось Старое Чашниково (более позднее название - Воскресёнки). Оно также известно с 16 столетия. Изначально принадлежало Чудову монастырю. А после секуляризации церковных земель в 1764 году - Министерству государственных имуществ. Окончательно исчезла деревня в 1970-х. Тогда "Шереметьеву" потребовалась земля для строительства новой взлётно-посадочной полосы.

Международный аэропорт с нуля

О строительстве новой воздушной гавани задумались во второй половине 1950-х годов. В те времена появлялись новые модели самолётов, увеличивалось количество рейсов и пассажиров. Аэропорт "Внуково", который на тот момент являлся главным в столице, уже не мог справиться с такой нагрузкой. Правительство СССР приняло решение передать под новое сооружение аэродром ВВС Шереметьево. Документы подписали 31 июля 1959 года. Однако местность не совсем была приспособлена для аэропорта.

Здесь не было ни грузовых павильонов, ни необходимого количества служебных помещений, ни достаточного места для стоянок самолётов, ни даже освещения. То есть всё пришлось делать с нуля. Ещё одной сложностью являлось отсутствие кадров. Руководство аэропорта привлекало к работе молодёжь из окрестных деревень и сёл. Из них готовили будущих кассиров, загрузчиков, багажных кладовщиков и т.п. Чтобы освоить новые профессии, они обучались на специальных курсах. Для некоторых других служб какое-то количество сотрудников одолжили в аэропортах "Внуково" и "Быково".

Самолёт Ту-104Б, который выполнял рейс Москва-Ленинград в аэропорту Шереметьево, 1959. Фото С. Преображенского, с сайта www.pastvu.com.
Самолёт Ту-104Б, который выполнял рейс Москва-Ленинград в аэропорту Шереметьево, 1959. Фото С. Преображенского, с сайта www.pastvu.com.

Несмотря на все сложности, 11 августа 1959 года здесь уже приняли первый пассажирский рейс. Самолёт Ту-104 прилетел в Москву из Ленинграда. С тех пор сообщение по этому направлению стало регулярным. В июле 1960 года в Шереметьево из Внукова перевели некоторые самолёты. Они начали выполнять рейсы за рубеж. Сначала в 23 государства. Новую воздушную гавань позиционировали, как, в первую очередь, международную. Таким образом, уже за 1960 год аэропортом воспользовались более 50 тысяч человек. Потом "Аэрофлот" вступил в международное общество электронной связи. Это позволило пассажирам бронировать места на международных рейсах.

Воздушный коридор в другие страны

В 1963 году количество перевезённых пассажиров увеличилось до 822 тысяч. Сюда прилетали самолёты более 20 зарубежных авиакомпаний. Конечно, всё это требовало улучшения сервиса. Поэтому в 1964 году открыли новое здание аэровокзала: Шереметьево-1. Оно могло обслуживать до 1400 человек в час. Проект создавали архитекторы Г. Елькин и Ю. Крюков. Внешний вид здания не был особенно интересным. Но для воздушной гавани он подходил как нельзя лучше. Сейчас на месте старой постройки находится терминал В, который возвели в 2018-м.

К 1968 году из Шереметьева начали выполнять регулярные рейсы в Японию, США и Канаду. На них ставили самолёты Ту-114. Конечно, развитие аэропорта ускорило использование реактивных пассажирских авиалайнеров второго поколения. Речь, в первую очередь, по Ил-62. Он мог преодолевать расстояние до 9 тысяч километров. Поэтому новинку стали использовать для полётов в Дели, Нью-Йорк, Монреаль, а также некоторые европейские города. Например, Париж и Рим. Для улучшения обслуживания на заграничных рейсах в июле 1967 года в аэропорту начала работать собственная служба бортпроводников. Ну и, конечно, постоянно улучшали техническое оснащение воздушной гавани. Чтобы полёты были более безопасными.

Пожалуй, одним из самых важных событий в истории аэропорта стала закладка нового терминала (Шереметьево-2 - сейчас F) в ноябре 1977 года. Здание строили, в первую очередь, для обслуживания зарубежных гостей во время "Олимпиады-80". Оно могло принимать до 6 млн пассажиров в год. Интересно, что проект разрабатывали в институте гражданской авиации совместно с фирмами из ФРГ ("Рютербау" и "Зальцгиттер"). Соответсвенно использовали множество западного электронного оборудования. Оно позволяло, например, сильно сократить время регистрации на рейс и оформление багажа. Торжественное открытие нового терминала состоялось весной 1980 года.

История повторяется

Началом трудного времени для аэропорта стал 1983 год. Тогда СССР сбил южнокорейский пассажирский Боинг-747 в районе Дальнего Востока. После этого, в начале сентября, администрация США и страны НАТО запретили воздушное сообщение с Советским Союзом. Ограничения сняли только весной 1986 года. Аэропорт Шереметьево был вынужден в этот период осваивать новые направления и увеличивать частоту рейсов на оставшихся. В принципе план удался. Существенного падения пассажиропотока не случилось.

С 1988 года аэропорт начал заключать договоры с иностранными компаниями. Например, из Ирландии, Бельгии, Японии и Франции. Это позволило отремонтировать старые гостиницы поблизости и построить новые, а также улучшить техническое оснащение воздушной гавани. В 1989-м появился советско-американский "Аэромар". Предприятие отвечало за бортовое питание. Это, конечно, вопрос субъективный. Но в специальной литературе написано, что еда на борту самолёта во времена СССР оставляла желать лучшего. С открытием нового подразделения качество блюд стало выше, а их разнообразие увеличилось.

Загрузка бортового питания от "Аэромар" на ИЛ-62М. Сзади можно увидеть самолёт американской компании Pan Am, которой уже давно не существует, 1989-1991. С сайта www.pastvu.com.
Загрузка бортового питания от "Аэромар" на ИЛ-62М. Сзади можно увидеть самолёт американской компании Pan Am, которой уже давно не существует, 1989-1991. С сайта www.pastvu.com.

В 1990-х годах аэропорт начали модернизировать, чтобы он мог принимать как можно больше типов зарубежных моделей самолётов. Отечественная продукция постепенно свои позиции теряла. В следующем десятилетии встала проблема пропускной способности. Поэтому решили строить новые здания аэровокзала. В марте 2007 года открыли международный терминал С (его потом ремонтировали и повторно вводили в строй в начале 2020). В 2009-м реконструкция настигла Шереметьево-2. Его теперь стали обозначать буквой F. В ноябре того же года в эксплуатацию ввели огромный терминал D. Чуть раньше, открыли маршрут Аэроэкспресса с Белорусского вокзала. Пассажирам стало намного удобнее добираться из Москвы или ехать обратно в столицу.

В 2008 году завершилась реконструкция второй взлётно-посадочной полосы. Теперь она могла принимать абсолютно все воздушные суда. В том числе и самый большой пассажирский самолёт в мире - Airbus А380. К сожалению, развитие истории произошло по спирали. В 2022 году аэропорт столкнулся с похожей проблемой, что и в 1983-м. Отсюда перестали выполнять зарубежные рейсов в Европу, США и некоторые другие страны. Из-за этого пассажиропоток сильно сократился. Он итак был не очень высоким из-за ковида. Большинство терминалов закрыли. Сейчас тут в основном обслуживают внутренние маршруты. Поэтому пока работает лишь терминал В.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!