Привет! Сегодня расскажем как изготовить индикатор короткозамкнутых витков.
Что это и для чего он нужен? Данный индикатор позволяет определить наличие межвиткового замыкания в обмотках статора или якоря(ротора) электродвигателей и в других моточных изделиях. Индикатор срабатывает даже на изделиях с одним витком. Понадобиться он может, например при диагностике якоря УШМ, на наличие межвиткового замыкания внутри обмоток.
Нам понадобится намотать 2 катушки индуктивности на ферритовый сердечник. Индуктивность L1=5mH и L2=10 mH. Похожую катушку мы делали в этой статье. Проволоку для намотки использовали от старого трансформатора, толщина 0.3-0.5мм. Намотали до полного заполнения ферритового сердечника. Затем замерили индуктивность при помощи GM328A, она оказалась выше необходимой. Затем отматывая проволоку периодически замеряем индуктивность, пока не получили нужную. На готовые катушки одеваем термоусадку.
Остальной список деталей:
Резистор 1Kom 3 шт;
Резистор 470om 1 шт;
Резистор 100om 2 шт;
Резистор 15Kom 1шт;
Резистор 20Kom 1шт;
Резистор 10Kom 2шт;
Подстроечный резистор 5Kom 1шт;
Транзистор C9014 5шт;
Конденсатор 10n 1шт;
Конденсатор 100n 4шт;
Диод 1N4148 1шт;
Светодиод зеленый 1шт;
Светодиод красный 1шт;
Выключатель 1шт;
Элемент питания 18650 1шт.
Собирать будем на подобной макетной плате:
Катушки индуктивности размещаем на краю платы, чтобы к ним было удобно подносить диагностируемый объект, примерно таким образом:
Расстояние между L1 и L2 мы выдержали около 20-25мм.
Производим распайку радиодеталей согласно схеме:
После сборки прибор нужно настроить при помощи переменного резистора R6, он нужен для подстройки прибора из-за разных свойств компонентов используемых при сборке, а так же при изменении напряжения на источнике питания. Суть настройки сводится к тому, чтобы добиться одновременного свечения красного и зеленого светодиода. Если этого не удается, то попробуйте заменить R6 на большее сопротивление 50Kom или 100Kom.
После того как удалось настроить прибор, проверяем его при помощи обычного куска провода. Поднося провод к катушкам, должен гореть только зеленый светодиод:
При замыкании концов провода должен загореться красный светодиод, зеленый потухнуть:
Если всё происходит как описано выше, значит индикатор работает правильно. Можно использовать его при диагностике.
Например можно проверить якорь. Располагаем его как можно ближе к катушкам индуктивности, примерно на расстояние 2-10мм, и начинаем вращать якорь.
Свечение зелёного светодиода означает отсутствие межвиткового замыкания.
При обнаружении межвиткового замыкания, зеленый светодиод погаснет и загорится красный.
Обязательное условие перед проверкой: в обмотках не должно быть обрыва!
Для проверки статора двигателя, индикатор можно располагать внутри статора, но если его размеры слишком малы, то можно продиагностировать статор с наружной стороны, как в примере с якорем.
На этом всё. Пока