Картина «Неизвестная» Ивана Крамского стала настоящей сенсацией 11-й выставки Товарищества передвижников, прошедшей в Петербурге в 1883 г. Как ни старались посетители экспозиции угадать, что за даму изобразил художник на своем полотне, им это не удавалось. На все вопросы любителей живописи организаторы выставки отвечали уклончиво, что, конечно же, еще больше интриговало публику.
Версии искусствоведов
Так и осталась картина «Неизвестная», которую называют «Русской Джокондой», огромной загадкой для публики вплоть до наших дней. Информации о том, кто послужил моделью для этого полотна не имеется ни в одном из воспоминаний современников Крамского.
Пытаясь выяснить, кем является «Неизвестная», любители искусства как XIX в, так и современные, выдвинули огромное количество версий. Большинство исследователей при этом сошлось на том, что дама, изображенная на картине, не могла принадлежать к высшему свету.
Во-первых, в двухместной коляске "Неизвестная" сидит совершенно одна. Между тем высокородная дворянка выехать подобным образом никогда бы себе не позволила. Богатую аристократку обязательно сопровождали бы ее отец, брат или хотя бы компаньонка.
Во-вторых, дама на картине одета слишком «вызывающе» для представительницы высшего света. Бархатная шляпка «Франциск» со страусовым пером, дорогие кожаные перчатки и манто «Скобелев» девушки дали повод некоторым исследователям полагать, что она, возможно, является или женой какого-то нувориша XIX в, или же и вовсе падшей дамой полусвета, то есть куртизанкой.
Чтобы разгадать тайну «Неизвестной» искусствоведы обращали внимание также и на литературные произведения. Считается, что на картине Крамского может быть изображена, к примеру, Настасья Филипповна Барашкова из «Идиота» Достоевского или же Анна Каренина из одноименного романа Толстого.
Самое вероятное предположение
Версий того, кого именно запечатлел на своем полотне Иван Крамской, таким образом, существует множество. Но сегодня большинство исследователей склоняются к мысли о том, что «Неизвестная» - это вовсе не жена или дочь нувориша, не литературный персонаж и уж точно - не куртизанка.
Считается, что на своей картине Иван Крамской изобразил свою единственную и любимую дочь Софью Крамскую. Поскольку других свидетельств не сохранилось, основным доказательством этой версии считаются сохранившиеся портреты Софьи Ивановны, на которых явственно прослеживается ее сходство с "Неизвестной".
К тому же в пользу этой версии говорят и косвенные признаки. Софья действительно не являлась дамой высшего света, а потому вполне могла позволить себе ездить в экипаже в одиночку. Дорогие наряды также не были чем-то недоступным для девушки, поскольку ее отец был очень успешным художником, вхожим в императорский дворец.
Кем была Софья: юные годы
Судьба Софьи Крамской, несмотря на то, что с юности она привыкла к комфортной и свободной жизни, к сожалению, оказалась, если не трагичной, то очень тяжелой. Софья Ивановна была шестым ребенком Ивана Николаевича и его супруги - Софьи Прохоровой. Родившись в 1866 г, она стала единственной дочерью своих родителей и Крамской, по воспоминаниям современников, просто души в ней не чаял.
Живописец уделял огромное внимание развитию и образованию Софьи и с ранних лет лично учил ее рисовать. В детстве младшую дочь Крамского по каким-то причинам считали девочкой некрасивой. Но, несмотря на это для Ивана Николаевича с самых малых лет Софья стала любимой моделью.
Юная красавица
Повзрослев, из гадкого утенка Софья, по свидетельству современников, превратилась в прекрасного лебедя. С возрастом дочь Ивана Крамского стала высокой девушкой с идеальной изящной фигурой и большими красивыми глазами. Современники описывали ее как очень энергичную, веселую и подвижную девушку.
Известно, что внешностью Софьи Ивановны, к примеру, восхищался ученик ее отца — Илья Репин. В любом случае недостатка в женихах у симпатичной, да к тому же еще и далеко не бедной Софьи, не было. Известно, что в юности за хорошенькой Крамской ухаживал, в том числе и живописец и архитектор Альберт Бенуа. Однако 30-летний Бенуа показался Софье слишком старым, и она отказала ему.
Красавец-жених
Из всех своих воздыхателей в конечном итоге 16-летняя Софья выбрала сына знаменитого врача Сергея Петровича Боткина — Сергея Сергеевича. Начав встречаться с Сергеем, Софья Ивановна была необыкновенно счастлива. Будучи красивым внешне, Боткин считался еще и человеком очень образованным, интеллигентным и уверенным в себе. Софья была довольна также и тем, что ее жених нравится не только ей самой, но и ее отцу.
Однако радовалась юная Крамская преждевременно. В конечном итоге Сергей Боткин оказался человеком необязательным. Вскоре после помолвки, когда уже был назначен день свадьбы и все активно готовились к торжеству, жених неожиданно разорвал все отношения с Софьей и отказался от всех своих обязательств. Несчастная Крамская, по сути, была брошена женихом едва ли не у алтаря.
Подруга
Для Софьи предательство Сергея стало настоящим горем и тяжелым испытанием. Ситуацию усугубляла и причина, по которой Боткин отказался от свадьбы с ней. Оказалось, что несостоявшийся жених влюбился в близкую подругу своей невесты — Александру Третьякову, дочь знаменитого коллекционера.
Когда Софья узнала, почему Сергей отменил помолвку, по воспоминаниям современников, она очень сильно страдала. Но позднее Крамская все же нашла в себе силы простить подругу. Известно, что дружеские отношения Софья и Александра в последующем сохраняли всю свою жизнь.
Крест на личной жизни
Брак Боткина и Третьяковой в дальнейшем прошел проверку временем и оказался удачным. Горе же Софьи Ивановны со временем притупилось. Однако поступок Сергея и Александры все же очень сильно сказался на дальнейшей жизни Крамской.
На момент предательства Сергеем Софье было всего 16 лет. И ей оказалось не под силу справиться со свалившимся на нее несчастьем. Софья замкнулась в себе и надолго поставила крест на своей личной жизни.
Известно, что состояние дочери после разрыва помолвки очень беспокоило Ивана Крамского, который однажды написал по этому поводу:
Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь (Софьи) грозит превратиться в трагедию
По стопам отца
Сторонясь любых отношений с представителями противоположного пола, Софья всю себя посвятила живописи. После кончины отца, она решила, что, во что бы то ни стало продолжит его дело. Несколько лет Софья усердно занималась с лучшими художниками своего времени. Известно, что она, к примеру, брала уроки у А. Соколова и А. Куинджи.
В 90-х годах XIX в, находясь за границей, Крамская также посещала Парижскую школу живописи. Пробуя писать в разных жанрах и экспериментируя с сюжетами, в конечном итоге основной акцент Софья сделала на портретной живописи. Также современников в последующем восхищали и жанровые картины ее кисти.
Вскорости талант дочери Ивана Крамского был замечен, в том числе и в высшем свете. Известно, что картины и портреты у Софьи заказывали не только самые родовитые аристократы, но члены императорской фамилии. Помня о заслугах Ивана Крамского, Романовы обратили внимание на творчество его дочери, которую знали с самого детства.
Счастливый брак
Когда Софье Ивановне исполнилось 35 лет, она наконец смогла решиться на новый роман. Избранником художницы на этот раз стал скромный юрист - финн Герман Юнкер. В 1901 г. влюбленные сыграли свадьбу. В последующем они прожили счастливым браком целых 15 лет.
В 1916 г. Софье Ивановне однако пришлось пережить тяжелую утрату. Ее супруг скончался от болезни. По воспоминаниям современников, уход мужа художница восприняла крайне тяжело и сильно страдала.
Антирелигиозный музей
После революции Софья Ивановна решила остаться в России. Чтобы хотя как-то прокормиться, она поступила на работу в издательство "Главнаука". В последующем ей, человеку глубоко верующему, по заданию этого издательства пришлось организовать в Зимнем дворце антирелигиозный музей.
Также в рамках своей новой профессиональной деятельности Софья Ивановна иллюстрировала журнал «История религии» от издательства «Атеист».
Первое время советские власти не трогали дочь знаменитого художника. Но в конечном итоге репрессии все же коснулись Софьи Ивановны. В 1931 году Крамскую обвинили в контрреволюционной пропаганде, заговоре и создании антисоветской группировки.
Пострадала Софья Ивановна, которой на тот момент уже перевалило за 50, из-за того, что помогала своим дореволюционным друзьям — оставшимся в России дворянкам и офицерам. По просьбе этих своих знакомых, находящихся в очень тяжелом положении, она подыскивала им работу, знакомила их с потенциальными заказчиками и т. д.
Ссылка
За такую деятельностью Софью Ивановну на три года сослали в Сибирь. Во время следствия многие допрашиваемые по делу Крамской лица говорили о ее глубокой религиозности. Это, конечно, очень не вязалось с родом ее профессиональной деятельности.
Вынесенный в конечном итоге приговор настолько расстроил впечатлительную художницу, что у нее случился инсульт. Парализованную Софью Ивановну некоторое время продержали в тюремном лазарете. Когда же ее состояние немного улучшилось, ее этапировали в Иркутск, а затем — в Красноярск.
В заключении Софья Ивановна в последующем спасалась лишь тем, что продолжала писать картины. Своего любимого занятия художница не оставляла, несмотря даже на то, что у нее осталась лишь одна действующая рука.
Общее здоровье Софьи Юнкер-Крамской при этом оставляло желать лучшего. Понимая, что долго в Сибири она не протянет, Софья написала письмо жене Горького Екатерине Пешковой с просьбой помочь ей. В ее послании были, в том числе и такие строки:
Я могла делать ошибки в своих суждениях, могла что-нибудь не так правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но преступления я не совершала никакого – и сознательно так горячо любя свою страну, после смерти мужа (он был финляндским подданным) – переменила свои бумаги на русские, подписав тогда уже отказ от каких бы то ни было претензий на имущество. Было даже смешно поступить иначе. <…> Помогите мне! Я написала просьбу о помиловании М.И. Калинину. Я прошу Вашего содействия. Я оправдаю милость, если мне она будет дарована, могу уверить в этом Вас. Я честно проработала 40 лет. Тяжко последний, быть может очень короткий срок – чувствовать себя – так наказанной… Я собрала последние силы, чтобы написать Вам все это…
Горький и его супруга, как известно, пользовался огромным уважением у новых властей. По ходатайству писателя после революции смогло спастись от арестов и расстрелов многие дворяне. Сумела супруга Горького помочь и Софье Ивановне.
Екатерине Пешковой удалось убедить власти в том, что, будучи больной, художница не представляет никакой опасности для советского общества. По ходатайству жены пролетарского писателя, Софьи Ивановне разрешили вернуться в Ленинград.
Нелепая кончина
Уезжая из Красноярска, художница очень радовалась и строила множество творческих и жизненных планов. Этими своими мечтами Софья Ивановна поделилась, в том числе и с Екатериной Пешковой в написанном ей письме.
Однако реализовать свои задумки Софье Ивановне в последующем было не суждено. Всего через год после освобождения художница скончалась при очень странных, трагичных и нелепых обстоятельствах. Чистя рыбу, Софья Юнкер-Крамская уколола палец косточкой, и через несколько дней ушла из жизни от общего заражения крови.
Детей у Софьи Ивановны не было. А потому после ее кончины никто не позаботился о ее творческом наследии. Многие работы художницы в последующие годы, к сожалению, были утрачены. Часть картин Софьи Крамской также была утеряна при пожаре в Острогожском музее, куда она когда-то лично передавала свои работы. Тем не менее до наших дней все же дошло несколько полотен Софьи Крамской, по которым можно судить о ее огромном таланте и по-женски изящном художественном вкусе.
Смотрите галерею картин Софьи Юнкер-Крамской:
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской