Найти в Дзене
Secretum clarum fit

Утраченные сокровища Великого Лидийского царя Крёза

"Богат, как Крез, средь белых роз"

Царь Крёз
Царь Крёз

Произошло это интересное событие в Турции примерно четверть века назад - в земле холма Икизтепе, вблизи городка Ушака, местные крестьяне случайно обнаружили древнюю гробницу. Сначала мотыга наткнулась на что-то твёрдое: как оказалось, это было не что иное двухстворчатая мраморная дверь, ведущая неизвестно куда. Они были в изумлении, что им каким то невиданным чудом удалось обнаружить такую находку. Открыть её самостоятельно у них не получилось, но желание заглянуть внутрь загадочного подземного сооружения заставило поискать другой вход. Наконец одному пройдохе каким то образом удалось проникнуть туда через крышу.

В течение нескольких дней первооткрыватели и другие разбойники разграбили сокровища гробницы. Когда в неё попали учёные, им лишь оставалось констатировать, что найденное захоронение носит поистине уникальный с исторической точки зрения характер. Судя по всему, гробница принадлежала не обычному богачу, а самому Крёзу - знаменитому царю могущественного государства Лидии, располагавшегося некогда на территории современной Турции.

  • Через некоторое время этого крестьянина разыскала жандармерия и он поведал археологам что увидел внутри гробницы: "В склепе я увидел открытый саркофаг. Мумия давно истлела. Хорошо сохранились только волосы погребенного. Осветив фонарём помещение, я увидел множество ювелирных изделий, в том числе сотни графинов, кувшинов из серебра и золота".

О Крёзе, жившем и правившем ещё в VI веке до нашей эры, сложено бесчисленное число легенд, в которых воспевались главным образом его сказочные богатства. Не случайно появилась и уже много столетий гуляет по свету поговорка "Богат, как Крёз". Но фортуна, щедро одарившая лидийского царя золотом, в конце концов отвернулась от него: потерпев поражение в войне с персами, Крёз был казнён. Однако есть и другая историческая версия, согласно которой персидский царь Кир II сначала приговорил побеждённого к сожжению, но потом помиловал.

По мнению турецких археологов, обнаруженная вблизи Ушака гробница - это и есть последнее пристанище великого царя Крёза. За прошедшие два с половиной тысячелетия историки потеряли её из виду, а положенные когда-то в склеп вместе с останками царя драгоценности превратились в клад, который и был найден турецкими крестьянами.

Пытаясь отыскать и возвратить разграбленные исторические ценности, жандармерия провела десятки обысков и допросов, но выяснить удалось немногое. Нити вели в Измир, куда похитители переправили большую часть сокровищ. Там их и приобрёл по выгодной цене некий торговец, назвавшийся Али Бабой. Найти этого реального или сказочного персонажа оказалось не простой задачей. Один из подозреваемых "Али", на кого пал след, поведал, что ему будто бы предлагали купить ценности, добытые из недр холма Икизтепе, но он, как законопослушный гражданин понимая незаконность такой сделки, вынужден был отказаться.

Поиск продолжался. Не вызывало сомнения, что Али Баба уже успел сбыть историческое разграбленное золото и серебро за границу. Одна из более вероятных версий была весьма не утешительной - лидийские сокровища тайком приобрёл американский собиратель антиквариата Джон Клейман, и они уже контрабандным путём пересекли Атлантический океан.

Спустя несколько лет турецким журналистам, продолжившем интересоваться судьбой похищенных драгоценностей, удалось выяснить, что в Нью-Йорский музей искусств Метрополитен поступили ювелирные изделия, относящиеся к лидийскому периоду. В официальных же каталогах музея они не значились, а музейное руководство не потакало взволнованную турецкую общественность информацией на эту тему.

И вдруг в 1984 году - как снег на голову, Метрополитен открыто выставляет разыскиваемые лидийские сокровища:

  • более двухсот предметов, указав в экспозиционных комментариях, что они якобы найдены в Восточной Греции.
На запросы корреспондентов турецких газет представители пресс-бюро музея дали такое пояснение: "Выставленные в музее исторические ценности приобретены тремя партиями у Джона Клеймана в 1966 - 1968 годах. Музей заплатил за эти предметы 1 миллион 117 тысяч долларов. Это, исторические памятники из Восточной Греции".
И хотя Лидия находилась к востоку от Греции, а на её территории когда-то располагались некоторые греческие колонии-полисы, лукавый смысл такого переименования был очевиден: тем самым Турция как бы лишалась права претендовать на найденные в её земле сокровища.