Программа «Честный детектив» выпустила материал о деле журналиста и бывшего советника главы Роскосмоса по информационным вопросам Ивана Сафронова, который в сентябре 2022 года был приговорен к 22 годам лишения свободы по обвинению в государственной измене.
ЧЕШСКИЙ И НЕМЕЦКИЙ ШПИОН
Сафронов, по версии следствия, сотрудничал с чешской разведкой через Мартина Ларыша и с немецкой разведкой через Демури Воронина. Заказчиков интересовали российские вооруженные силы, а именно расположение конкретных подразделений, их командование и вооружение.
Сафронов познакомился с агентом чешской разведки Ларышем в 2012 году, тогда начался период вербовки и выстраивания отношений, а в 2013 году журналист получил первые задания от своего нового работодателя.
Ларыш установил первый контакт с Сафроновым в социальных сетях, когда работал в Москве в качестве корреспондента чешской прессы. Обвинение утверждает, что этот человек является сотрудником чешского аналога российской СВР.
ПОНИМАЛ, ЧТО ДЕЛАЕТ
Контрразведка прослушивала квартиру Сафронова и предоставила «Честному детективу» записи, на которых журналист говорит сожительнице про разговор с Ларышем, где тот в шутку, а может и нет представился майором чешской разведки Мартином Шебячиком. Высказывание было вырвано из контекста, но Сафронов точно понимал, что у чехов к нему существует особый интерес.
Сафронов получил от Ларыша 80 тысяч долларов и много раз ездил в Чехию – раз в два-три месяца, а для ввоза денег в Россию использовал свою сестру.
Одной из своих женщин – иноагенту Таисии Бекбулатовой, Сафронов говорил про «ввоз бабла от Мартина». Кроме того, в запись попало ехидное обсуждение ими темы госизмены. Другой сожительнице Сафронов затем говорил, что не хочет в 30 лет получить 20 лет срока.
Данные ремарки подтверждают осведомленность Сафронова о рисках сотрудничества с Ларышем.
248 ДОЛЛАРОВ
Сотрудничество с Вороновым принесло Сафронову 248 долларов за материал о сухопутной операции ВС РФ в Сирии, это единственный задокументированный факт получения Сафроновым средств. Воронов платил исходя из количества страниц, но журналист выполнял все его задания и был заинтересован в новом контакте.
Воронов является гражданином РФ и ФРГ, был задержан и во всем признался, после чего осужден российским судом на 13 лет, а теперь рассчитывает на обмен удерживаемыми лицами между Москвой и Берлином.
Всего Сафронов выполнил 12 заданий для Ларыша и 8 для Воронова. Контразведка следила за действиями Сафронова годами с первого его контакта с Ларышем. Данный факт говорит о том, что чешский «журналист» изначально воспринимался органами как иностранный разведчик.
НАСЛЕДСТВО ОТЦА
Заместитель руководителя 1-го отдела Следственного управления ФСБ полковник Александр Чебан, на интервью с которым «Честный репортер» построил свой материал, заметил, что «Сафронов предал не только свою страну, но и профессию, потому что использовал работу журналиста для совершения преступлений».
Сафронов в качестве источника информации задействовал друзей и коллег своего покойного отца – полковника в отставке и обозревателя проблем оборонно-промышленного комплекса.
Чебан заметил, что «главное, что было у Сафронова, это окружение отца, которое тот передал ему по наследству». Впервые Сафронов попал в поле зрения российских спецслужб в 2012 году после того, как написал материал «Паленая лодка» про пожар на АПЛ «Екатеринбург», в котором использовал закрытые данные.
Обвинение обозначило мотивом действий Сафронова корыстный умысел. Чебан отметил, что «все остальные мотивы – это наши предположения», однако в этой истории ничего нельзя исключать.
В ОЖИДАНИИ ОБМЕНА
«Честный репортер» взял интервью у Сафронова, который вину не признает и считает, что обвинение было построено на двух эпизодах. Во-первых, на многолетней слежке, которая якобы не доказала факт шпионских действий. Во-вторых, на эпизоде с Демури Волковым, которому Сафронов сделал материал и послал его на электронную почту.
Сафронов, вне сомнения, осознавал, что работает с представителями иностранных разведок, но рассчитывал на то, что является журналистом и не имеет допуска к секретным материалам. Спусковым крючком к его аресту , видимо, послужило назначение на пост советника Рогозина, на этой должности он продержался два месяца и был задержан.
Если до этого органы могли воспринимать Сафронова как подозрительного элемента и не быть уверенными в доказательной базе, то это событие не оставило им выбора. Посмотрим, что будет дальше, если Сафронова поставят на обмен, то и говорить будет не о чем.