«Мое искусство — прославление величайшего из чудес эволюции — человека» © Пилотти Рист
Сейчас современное искусство тяжело распознать простому обывателю. Ты приходишь в галерею, смотришь на якобы гениальные произведения и абсолютно не понимаешь, в чем смысл и что автор хотел в них заложить?!
Но есть некоторые авторы, которые могут использовать это в благих целях и создавать из казалось бы обычных бытовых вещей что то манящее, расслабляющее и заставляющее подумать не столько о самом искусстве, сколько заглянуть внутрь себя самого.
Сегодня расскажу вам про выставку художницы Пипилотти Рист в галерее современного искусства Hauser & Wirth в Нью-Йорке, которая меня заинтересовала. Но для начала познакомимся с самой художницей, ведь на мой взгляд, она является не менее интересным персонажем для изучения.
Пипилотти Рист (Pipilotti Rist) — это псевдоним Элизабет Рист (Elisabeth Rist). Она такая же, как и героиня истории Астрид Линдгрен о Пеппи Длииныйчулок — своенравная, инфантильная, но при этом неизмеримо глубока.
Элизабет Рист родилась в Грабсе, Швейцария. В 1982 году она взяла псевдоним «Пипилотти», совместив свое детское прозвище «Лотти» с именем героя своего детства — Пеппи ДлинныйЧулок, персонажем Астрид Линдгрен.
Данный персонаж во многом определил характер художницы: никто не мог заставить ее делать то, что она не хотела. Поэтому однозначно классифицировать Рист сложно. Она — визуальный художник, который работает с фильмами, видео, движущимися изображениями и входит в десятку самых влиятельных современных художников.
Произведения Пипилотти затрагивают тематику различия полов, сексуальности и человеческого тела. Яркие и музыкальные короткометражные фильмы, наполненные цветными и энергетическими изображениями, передают ощущение счастья и простоты.
Первая работа художницы появилась в 1986 году, еще в университетские годы. Она называлась I'm Not The Girl Who Misses Much («Я не из тех девушек, что многое теряют»). Вызывающе? Конечно!
Пытаться однозначно объяснить работы Рист — занятие совершенно бесполезное, потому что все они напоминают сон. Они — как проекция счастья, без стыда и границ, как побег из реальности в выдуманный мир, общий для всех и удивительно разный для каждого.
Инсталляция Sip My Ocean («Пей мой океан») — это прославление красоты человека, затерянного в дебрях подводного мира, состоящего из 3000 грубоватых пластмассовых ракушек, кораллов, причудливых кристаллов. Автор упивается невесомостью тело, погруженного в воду, хрупкостью жизни и ходом времени. Разрушение границ между мультимедийным миром искусства и миром телесных забот пронизывает все ее творчество.
Теперь перейдем непосредственно к выставке.
Сейчас хитрая грань между общественным и частным пространством также неизменно привлекает Рист. На ее нынешней выставке на 22-й улице в Hauser & Wirth зрители могут увидеть ее скульптуры на бытовую тематику, многие из которых выполнены в новом для публики жанре: с видео, спроецированным на бытовые предметы в скульптурных конфигурациях. Здесь есть антикварный мраморный камин с барной стойкой, нареченный "Ich Brenne Fur Dich" (с немецкого - "Я сгораю для тебя") В миниатюрной игрушечной конюшне "Over Hill and Dale" находится скала, неистово оживляемая быстро меняющимся видео.
Есть скульптуры в форме зубов с чешуйками металла, полупрозрачными и блестящими, представляющими собой возможные стулья: "Мне кажется, на них можно сидеть", - сказал один посетитель галереи другому. С потолка в пространстве свисают деревянные гимнастические кольца, предлагая посетителям проверить свою силу. Один из посетителей даже пытался подтянуться.
Работы Рист, всегда интерактивные, наглядно демонстрируют, как легко люди меняют свое поведение при правильных сигналах окружающей среды. Ее видеоинсталляция и гостиная под названием "Petting Colors" занимает большую заднюю комнату галереи. В ней она устроила острова из ковров, залитые мягко клубящимися разноцветными проекциями. На каждом острове есть диваны и мягкие скульптурные сиденья, приглашающие людей посидеть, поговорить и пообщаться.
Все это создает нетипичную для галерей атмосферу, где тебе не нужно быть сосредоточенным на искусстве. Наоборот, ты максимально расслабляешься и окунаешься в него с головой. Ты становишься частью этого искусства.
А когда это происходит, ты уже смотришь не во вне, а внутрь себя и находишь в себе новые интересные для тебя самого открытия. Ведь человек и есть самый интересный и прекрасный экспонат, достойный изучения в любом жанре искусства!
#Искусство #Выставка #Нью-Йорк #Hauser & Wirth #СовременноеИскусство #Человек #ВзглядВнутрь