В очередной раз убедился в этом, прогулявшись по любимому с детства ГУМу: здесь прогуливаются так неспешно, с таким удовольствием! И вдобавок лакомятся знаменитым мороженым, разглядывают витрины, отдыхают на скамейках, фотографируются...
ГУМ ведет свою историю с 1893 года. Тогда его название было — Верхние торговые ряды. Ведь площадь в ту пору была Торгом — купцы всех мастей продавали здесь самый разнообразный товар. И место было далеко не самое приятное — здесь же, не отходя от прилавков, ели, пили, что-то проливали, далеко не все сразу успевали убирать… Так было и 300, и 400 лет назад.
Район между Ильинкой и Никольской был местом главной торговли Москвы.
А знаете, когда здесь были построены первые каменные торговые ряды? Еще при Борисе Годунове! Они встали вдоль Ветошного переулка. А при Екатерине архитектором Джакомо Кваренги был разработан проект в стиле классицизма. Но… 1812-й год, Наполеон в Москве, пожары… За обустройство Верхних торговых рядов взялся Осип Бове. Но его здание простояло не более, чем полвека. Стали опять решать, что делать, так как постройку признали аварийной.
Выход нашли — объявили конкурс, в котором приняли участие лучшие архитекторы не только Москвы и Петербурга, но других городов — Нижнего Новгорода, Одессы, Берлина. 23 проекта было подано на рассмотрение. И каждый из них должен был найти гармонию с теремом из красного кирпича — зданием Исторического музея. В нем-то и разместили все проекты для обозрения и обсуждения.
Победил проект Александра Померанцева.
Он включал 16 отдельных зданий , между ними — застекленные улицы с аркадами-галереями.В центре — большой терем с главным, парадным, входом и воротами в виде башенок. Получилось очень торжественно и наилучшим образом вписалось в исторически сложившийся центр Москвы.
Самый крупный в Европе
На тот момент это был самый крупный пассаж в Европе! Его сразу стали называть «город в городе». Тем более, что в здании было небо! Это чудо придумал и построил гениальный инженер Шухов, о котором мы все с вами сегодня знаем как об авторе знаменитой Шуховской башни.
Ажурный каркас, на который ушло 800 тонн металла, стеклянный восьмилепестковый купол — все это придают зданию необыкновенную легкость.
Восхищенные современники из многих стран писали тогда: «прогресс в древне-русском стиле», «самая высоко-технологичная постройка»...
«Три уровня магазинов, свой банк, телеграф, электростанция, артезианская скважина, канализация, отопление, вентиляция. Под землей — железная дорога для подвоза грузов».
С приходом Советской власти назначение здания поменялось. Здесь размещались министерства, еще какие-то конторы. В конце концов, еще при Сталине, родился ГУМ — Государственный универсальный магазин (так он тогда назывался).
Сейчас ГУМ — частная собственность. Но аббревиатура осталась. Хотя расшифровывается как Главный универсальный магазин. И он одинаково любим и москвичами, и гостями столицы. Самый центр Белокаменной.
«Сейчас это и торговые ряды невероятной красоты, и любимое место встреч, и знаменитое мороженое, и неповторимая гумовская атмосфера», — прокомментировала Екатерина Андреева репортаж о юбилее ГУМа на Первом канале, когда отмечался его 130-летний юбилей.
Еще небольшой экскурс в историю, показывающий торговую культуру той эпохи. 130 лет до юбилея:
Вторая половина 1880-х годов. Городской голова Николай Алексеев, его называли одним из лучших московских градоначальников, решил заставить купцов вступать в Акционерное общество Верхних рядов.
Он просто снес прежние ряды, перенес все лавки во временные павильоны здесь же, на Красной площади. Радикальные меры? Еще бы! А как сильно ударили они по доходам торговцев! Некоторые разорившиеся купцы даже решились на самоубийство прямо на Красной площади! Но градоначальник своей цели достиг, вот тогда-то и был объявлен конкурс на проект нового здания.
В Москве праздник
И жизнь в центре Москвы начала меняться. Ведь раньше, в старых рядах, кругом торговали пирожками — и это была основная еда как для продавцов, так и для покупателей. А запивали сбитнем, которым торговали прямо у Лобного места. В недрах рядов функционировала Квасная лавка, везде стояли также самовары с чаем.
А тут вдруг открывается ресторан! Назывался он «Мартьяныч». Держал его Петр Николаевич Мартьянов, располагался в огромном помещении в подвале. Обедали там целыми семьями. И ходить туда стало престижно. А по городу ходили молодцы и кричали:
Дома некогда готовить,
На дешевку жены мчат.
Пусть мужья не прекословят:
Ну к чему «домашний ад»?
Дело можно сделать проще:
Заказать, взяв кабинет,
Для жены, детей и тещи
У Мартьяныча обед.
Ну, просто гений маркетинга этот Мартьянов! К 100-летию Николая Гоголя в ресторане готовили специальное меню: грудинка под названием «Бульба», «Каша из Диканьки», «Пирожки Манилов». Ресторан был невероятно популярен и дело было прибыльным.
Пока не случилась революция. Мартьянову пришлось искать выход, он открыл свои филиалы в Париже и Харбине, куда сразу начала ходить та же самая московская знать, уехавшая в эмиграцию.
А на месте ресторана открылась столовая наркомата продовольствия, который размещался в здании.
Прогулка по ГУМу сегодня — настоящее удовольствие! В любую погоду, в любое время года — здесь тепло, светло, нарядно, празднично. И очень уютно, как-то тепло и знакомо. Специалисты даже дали ответ — оказывается, здесь все невероятно эргономично! И нами любимо. Потому-то сегодня в Москве такой большой праздник!
А здесь - небольшая прогулка по ГУМу: