Кстати, а вы никогда не задумывались, какой сувенир является визитной карточкой Москвы? Как пряник в Туле или Дымковская игрушка в Кирове (Вятке)?
Конечно, в центре Москвы в сувенирных лавках много чего продаётся, но первые приходящие на ум Гжель - это всё же Подмосковье, Хохлома - Нижегородская область, балалайки вообще много где использовались, а Матрёшка, как предполагается, и вовсе пришла в Россию из Японии.
Тем временем, оказывается, в Москве есть такой сувенир, как "Перовская мурава". Не слышали? Думаю, этот сувенир можно назвать настоящим московским, ведь его придумали в столице. Хотя ему ещё совсем мало лет и знаком он далеко не всем.
Сейчас всё расскажу. Заодно узнаем, а что же такое эта самая таинственная "мурава", известная многим лишь по выражению "трава-мурава" из народных сказок.
Оказывается, три большие фигурки "Перовской муравы" украшают московские улицы. Как легко догадаться из названия, "живут" они в столичном районе Перово на востоке Москвы.
Если вы вдруг окажетесь у дома 59А по Зелёному проспекту (ближайшее метро - "Новогиреево"), ещё издали заметите необычного зелёного тетерева, ростом выше пояса человека.
Такая фигурка и есть "Перовская мурава", московский сувенир родом из Государственного Музея - культурного центра "Интеграция" имени Н. А. Островского.
Миссией этого центра является интеграция культуры в повседневную жизнь москвичей, а также людей с ограниченными возможностями - в общество.
По своей сути Музей является площадкой для инновационных решений и культурных экспериментов. Он включает в себя Музей Николая Островского на Тверской улице, 14, Музей-квартиру И.Д. Сытина на Тверской 12/2 и два Музейных культурных центра в районах Перово (улица Лазо, 12) и Ивановское (Саянская, 6Б). В этих культурно-досуговых учреждениях проходят различные спектакли, мастер-классы, концерты и акции.
Также Музей работает над различными креативными идеями, одной из которых и стал проект "Московский сувенир "Перовская мурава".
За основу "Перовской муравы" были взяты небольшие керамические скульптуры, которые создавались по сюжетам терракотовых и муравлёных московских рельефных изразцов 17 века, а также по упоминаниям об охотничьих промыслах на территории нынешнего московского района Перово.
Началось всё с того, что керамисты Музея изучали муравлёные московские изразцы 17 века, а затем переносили изображения, бывшие на плоскости, в объём. То есть персонажей, изначально изображённых на плоских изразцах, делали из глины уже как трёхмерных.
Так в 2018 году и появился сувенир "Перовская мурава".
Конечно, глазурованные изразцы, будь они одноцветными или нет, с прозрачными глазурями были распространены не только в Москве, но и в других городах. Однако поначалу (16 век) они применялись исключительно на сооружениях особого значения, будь то печи в царском дворце или богатые здания и храмы. А такие постройки в большинстве своём возводились именно в Москве.
В 17 веке муравлёные изразцы стали более распространёнными и доступными. Они широко продержались в архитектурной моде до конца этого столетия. К концу же 17 века изразцы постепенно стали выходить из моды, оставаясь в декоре, в основном, храмов в провинции.
Муравлёные? Да, в 17-18 веках прозрачная глазурь называлась мурава, а изделия с ней - муравлёными. Часто "муравлёными" называли изделия с прозрачной глазурью как раз лишь зелёного цвета.
Помните "трава-мурава"? Вот, оказывается, это откуда. То есть "мурава" по сути обозначает лишь цвет, а "трава-мурава" - это, получается, - "ярко-зелёная, сочная, словно покрытая глазурью, трава". Что же - ясно, логично, понятно.
Цвет объёмных фигурок "Перовской муравы", как видим, тоже зелёный.
Тетерев у славян считался одним из воплощений лесного духа. Он символизирует богатство дичью лесов, когда-то находящихся на месте нынешнего московского района Перово. Также в 16 веке в этих местах существовала пустошь и деревня Тетеревники (а ещё были Бортное и Пирогово, Перово тож. В первом в 16 веке существовала церковь Успения Богородицы в Тетеревниках). Считается, что с территории нынешнего района Перово лесная дичь поставлялась к столу московских князей и царей.
В народе есть поверье, что тетерев прилетает лишь к тем людям, которых ждёт радостное событие. Он сидит на трубе и кричит до тех пор, пока его не заметят хозяева дома.
Так что будем считать, что тетерев "прилетел" ко всем, кто читает эту статью. У всех произойдёт какое-нибудь радостное событие!
В минуте ходьбы от тетерева, во дворе дома 16к1 по Федеративному проспекту, мы видим вторую "Перовскую мураву". На сей раз это утка.
У наших предков утка была символом крепкой семьи и продолжения рода. В некоторых мифах утка - творец Мира. Она возникла из пены Мирового океана и снесла яйцо, из которого была позже создана Вселенная.
Для пожелания долгой и счастливой семейной жизни фигурки уточек наши предки дарили на свадьбу молодожёнам.
Образ всадника в древнеславянской культуры был очень распространён. Им украшены и домонгольские храмы, и иконы. С ним делались и игрушки народных промыслов. Всадников воспевали в песнях, про них сочинялись сказки, легенды и мифы.
Всадник "Перовской муравы" - это мальчик с рожком, который несёт благую весть. Он сообщает о доставке почты и хороших новостей.
Золотой охотничий рожок изображён и на современном гербе московского района Перово: когда-то в этих местах велась царская охота, одним из главных атрибутов которой был специальный охотничий рожок - средство связи и оповещения.
Всадника (третью фигурку "Перовской муравы") можно увидеть в небольшом скверике на Федеративном проспекте, в десятках метрах от утки.
Вот такая эта "Перовская мурава" - московский народный промысел и ещё один символ города, пусть пока и совсем молодой. Кто знает, может через какое-то время "Перовская мурава" станет таким же распространённым атрибутом сувенирных магазинов, какими сейчас являются Гжель, Хохлома или матрёшки.
Слышали о ней?
Что ещё есть в Перово:
Соседний район Новогиреево:
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!