На нашем канале царит разнообразие: мы пишем и про книги, и про фильмы, и про игры, и про музыку, да и вообще про что угодно, к чему душа лежит. Но очень редко удается написать про что-то, объединяющее сразу несколько направлений. Что ж, сегодня как раз такой случай. В тематический день ламповых игр я предлагаю вспомнить одну из лучших игр скандально известного геймдизайнера Питера Молинье. Игру, которая сумела «геймифицировать» киноиндустрию, и которая заняла небольшую нишу платформ для машинимы. Встречайте, The Movies!
Что это такое? Ну, это экономическая стратегия, где игрок берет под контроль собственную киностудию: нанимает актеров, режиссеров, массовку, сценаристов, операторов, даже уборщиков и строителей для обслуживания студии, затем садит одних писать сценарий, других отправляет строить различные съемочные площадки, а третьих посылает снимать киношедевр. Или же кинопровал — успех фильма зависит от различных факторов, от неподходящей внешности главной актрисы (60-летняя старушка вряд ли подойдет на роль молодой и красивой жертвы маньяка в хоррор-фильме) до шкурки от банана, которая портит настроение всей съемочной команде. Правильное сочетание всех факторов, а также заоблачные гонорары и потакание всем потребностям кинозвезд — прямой путь к успеху и первым местам в киночартах.
Есть даже местный «Оскар» — раз в 5 лет устраивается кинофестиваль, на котором лучшие фильмы, звезды и киностудии получают различные полезные награды. Всегда можно получить награду за что-то уникальное. Не получилось создать конкуренцию фильму от другой студии? Быстренько сделайте экшен-боевик с крутым актером в главной роли, накидайте побольше взрывов и трюков (для этого, правда, требуется дополнение Stunts and Effects, но если честно, рассматривать оригинальную игру в отрыве от аддона совсем не хочется), и выиграйте награду за самые крышесносные и рискованные эффекты. Не каждый может снимать как Скорсезе, но всегда можно снимать как Майкл Бей.
«Ну и чего такого?» — спросит читатель. Экономических стратегий в былые времена выпускалось очень много, и по разным тематикам. Но у The Movies все же есть небольшой козырь в рукаве. В самом начале я назвал игру «песочницей для киноманов» — и нет, речь не о симуляторе владельца киностудии. Дело в том, что в специальном режиме ручного написания сценарий The Movies позволяет игроку... создать собственный фильм.
Да, в специальном редакторе можно выбрать съемочную площадку, выбрать одну из множества сцен, расставить актеров на заранее расставленные «слоты», задать освещение, эффекты, декорации, а затем повторить до состояния «шедевр, нах». При этом сцен ОЧЕНЬ много: от простых разговоров с кучи разных планов (камеру, кстати, можно задать и вручную, но остерегайтесь попадания элементов съемочной площадки в кадр) до эффектных трюков с привлечением техники. От игрока лишь требуется расположить все эти сцены в таком порядке, который хоть немного бы напоминал логику повествования. Для игры, впрочем, это не так важно: сценарий можно заполнить всякой херней под завязку, настоящее значение имеет только новизна декораций, объем сценария, а также сцены-трюки, где вместо актеров нужны профессиональные каскадеры. Но для собственного удовлетворения не грех и заморочиться. Тем более что в редакторе заботливо подскажут, на каком этапе лучше устроить экспозицию, а на каком — кульминацию.
Ну и это эпическое полотно затем можно провести по всем стадиям кинорутины: PR-кампания, съемки, разборки с забухавшими актерами, увольнение режиссера, пересъемки, допиливание сценария... Шучу, необязательно косплеить Warner Bros. Ваш съемочный процесс может пойти как по маслу, если правильно распределять нагрузку. Но дело это нелегкое, особенно учитывая, как безжалостно быстро идет время, как много факторов нужно учитывать, и какими капризными бывают ваши кинозвезды.
Для тех, кто просто хочет использовать The Movies как платформу для машинима-роликов, доступен специальный режим «песочницы», где фильмы снимаются мгновенно — от игрока требуется только создать сценарий в редакторе. После «публикации» фильма доступен встроенный редактор, где можно обрезать сцены, поменять звуковую дорожку и т. д. Впрочем, редактор довольно примитивный, легче выгрузить фильм из игры (делается одной кнопкой в самой игре) и отредактировать в привычном видеоредакторе. А для настоящих мастеров монтажа есть даже возможность использовать хромакей: при редактировании сценария можно выбрать специальную декорацию, «синий экран», и уже на ней разгуляться так, как душа пожелает.
Казалось бы, вот она, идеальная платформа для машинимы, вот щас люди разгуляются... Ну, не совсем. Гигантской известности игра, увы, не снискала, и общепринятой платформой для машинимы тоже стать не получилось. Все же сказывалась определенная ограниченность в действиях — различные The Sims лучше справлялись с отдельными сценами, а нишу крутой постановки быстро заняли игры серии GTA. А со временем и вовсе вышел Source Filmmaker, который полностью оккупировал нишу машинима-проектов.
Но вот что я вам скажу: в недрах VK есть маленькое сообщество, The Machinima Creators. Я не знаю, что у них сейчас там, но где-то 10 лет назад это был главный хаб фильмов на платформе The Movies в СНГ. В архивах видеозаписей этого сообщества можно найти много лютой годноты — вплоть до фильмов, которые дадут фору настоящим фестивальным короткометражкам. Некоторые даже совмещали несколько игр в одной — с помощью хромакея помещали актеров из The Movies в декорации GTA IV. И смотрелось очень даже хорошо, знаете ли?
Что касается меня, я отметился одним очень кринжовым проектом, о котором обычно рассказываю в духе «вот это я был дебил». И знаете? Я поделюсь этим проектом с вами. Итак, встречайте, STAR DEATH — за авторством тогда еще 15-летнего Алексея Иванова. Но сразу предупреждаю: это очень плохо. Держите кринжеметры наготове, дамы и господа, и приятного просмотра!
Автор текста: Алексей Иванов