Найти в Дзене

Какими навыками было важно обладать девушке из высшего света для того, чтобы считаться хорошо воспитанной и образованной в XIX веке?

Девушка "из высшего общества" должна была получить такое воспитание и образование, чтобы она могла найти себе достойную брачную партию, выйти замуж и дать уже теперь своим собственным детям приличное воспитание и образование. Женское воспитание и образование, преимущественно, было домашним. Обязательными навыками были элементарный счет и чтение, знание иностранного языка (в основном, французского). Глубокого погружения в науки не требовалось. Важным было также умение вести дом - практическая деятельность по ведению хозяйства. Подспорьем для родителей в данном случае были детские журналы. Так, например, в 1842-1863 гг. издавался журнал для девочек "Звездочка", во главе которого стояла писатель и педагог А.О. Ишимова. Через журнал красной нитью проходила пропаганда религиозно-нравственного воспитания. Обязательным условием хорошего воспитания были танцы. Балы, танцы играли в это время весьма заметную роль в деле воспитания подрастающего поколения. Главный управляющий государственного кон

Девушка "из высшего общества" должна была получить такое воспитание и образование, чтобы она могла найти себе достойную брачную партию, выйти замуж и дать уже теперь своим собственным детям приличное воспитание и образование.

Женское воспитание и образование, преимущественно, было домашним. Обязательными навыками были элементарный счет и чтение, знание иностранного языка (в основном, французского). Глубокого погружения в науки не требовалось. Важным было также умение вести дом - практическая деятельность по ведению хозяйства.

Подспорьем для родителей в данном случае были детские журналы. Так, например, в 1842-1863 гг. издавался журнал для девочек "Звездочка", во главе которого стояла писатель и педагог А.О. Ишимова. Через журнал красной нитью проходила пропаганда религиозно-нравственного воспитания.

Обязательным условием хорошего воспитания были танцы. Балы, танцы играли в это время весьма заметную роль в деле воспитания подрастающего поколения. Главный управляющий государственного коннозаводства по Тургайской области майор Иван Антонович Хантинский в одной из оренбургских газет в 1897 г. довольно детально повествовал о смысле и значении танцевального искусства . Автор отмечал, что лет «тридцать тому назад в интеллигентном дворянском обществе танцы входили в курс воспитания юношества, на них смотрели как на искусство, равное музыке и поэзии. Поэтому неумение танцевать считалось в то время дурным тоном и без знания этого искусства невозможно было бывать в обществе». И.А. Хантинский настаивал на выводе о том, что польза танцев «в гигиеническом отношении, как виде гимнастики, и в эстетическом, как искусство пластическое, несомненна. Танцы развивали «салонное остроумие, умение сказать многое одним словом, умение поддержать отрывочный, минутный разговор, например, во время кадрили, лансье и котильона, при этом быть постоянно в курсе современных событий» .

Кроме того, желательными умениями были игра на музыкальном инструменте, рисование, вышивка, плетение кружев, пение. Они были необходимы для того, чтобы девушка могла занять свое свободное время, а также, чтобы развлечь гостей дома.

В учебных заведениях для девочек "ассортимент" изучаемых дисциплин бы гораздо шире. Так, в Институте благородных девиц девочки 6-9 лет учились танцевать, вязать и шить, изучали Закон Божий и катехизис, правила хорошего тона, русский и иностранный языки, арифметику, рисование, музыку вокальную и инструментальную. Во втором классе к числу изучаемых предметов прибавлялись география, история и домоводство. В третьем классе - литература, основы архитектуры и геральдики.

Хотя В.В. Капнист в комедии "Ябеда" едко прошелся по выпускницам этого учебного заведения (но это век XVIII):

"Возможно ль дурочку, в столице лет с шести

Преизбалованну почти до двадцати,

Которая приход с расходом свесть не знает,

Шьет, на Давыдовых лишь гуслях /т.е. арфе/ повирает

Да по-французски врет как сущий попугай,

А по-природному ни здравствуй, ни прощай, —

Возможно ли в жену такую взять мне дуру!"