Найти в Дзене

Как справляться с критикой и критиканством

Оглавление

☀️Всем доброго времени суток. У меня есть причины, по которым я не веду регулярно контент. И сегодня затрону одну из них. Я эмпатичный человек, остро реагирующий на критику. Благодаря психологическому образованию и знаниям, мне стало легче. Но часть страхов осталось, с чем я активно работаю. 

А недавно меня сильно вынесло, когда я столкнулась в необоснованной критикой в свой адрес, с переходами на личности и обесцениванием. Чтобы не ввязываться в конфликт, решила вместе с Вами разобраться в видах критики и как с ними справляться. 

📝 Начну свои размышления с того, что существует разница между критикой и критиканством. Знаю, что многие путают эти понятия. 

Критика - это анализ ситуации. Помогает выявить сильные и слабые стороны.

Например, я как-то пришла в любимое кафе поесть пиццу, а ее принесли горелую. С черной корочкой и пересушенными овощами. Я не стала ругаться, но давиться тоже не хотелось. Поэтому подошла к официанту и попросила заменить блюдо. Не обвиняла девушку, не переходила на личности. Просто и спокойно объяснила ситуацию. И через 10 минут наслаждалась ароматной пиццей.

Критиканство - это либо комментарий, направленный на слив эмоций или желание самоутвердиться. С переходом на личности, обесценивание собеседника. 

Сюда можно отнести некорректное высказывание с непрошеными советами, которое изначально не создано, чтобы оскорбить человека. Либо троллинг - издевки, провокационные фразы. Целью которых, является вывести человека из себя и разжечь конфликт. Троллей злит спокойная реакция от собеседника. Часто они всеми силами будут стараться вывести собеседника из себя. 

-2

Конструктивная критика это двигатель прогресса. Я рекомендую искренне благодарить за такие комментарии и анализировать сказанное.

Напишу несколько рекомендаций:

1️⃣ Задача конструктивной критики не вызвать вину, а объяснить какие-то ситуации, которым человек недоволен. Почему не стоит излишне извиняться и оправдываться. 

2️⃣ Не рекомендую в ответ нападать на собеседника. Переходить на личности, обесценивать. В таком случае человек перейдет в роль обидчика. Если критика обидела, можно прямо и спокойно об этом сказать. Понимаю, что первое время это может очень сложно.

3️⃣ Важно понимать, что ошибаться и делать не идеально - это нормально. Мы просто люди. Если попрощаться с перфекционизмом и регулярно работать над самооценкой, то постепенно к такому виду критики отношение будет меняться.

На обесценивающий комментарий можно отвечать по-разному, в зависимости от ситуации.

-3

☺️Если человек слышит в своей адрес некорректное высказывание, в котором есть зерно правды, можно использовать метод бутерброда: 

В начале поблагодарить, затем объяснить, где были манипуляции. Сказать, что для Вас это не допустимо. В конце сказать о действиях, которые Вы предпримите или можно вновь поблагодарить. 

😡Если обесценивание было в комментариях социальных сетей и написано ради слива эмоций (критиканство), есть несколько вариантов: 

1) удалить сообщение или архивировать его

2) спокойно отстоять границы. Объяснить разные позиции в той или иной ситуации 

3) попросить завершить диалог 

4) игнорировать сообщения. Иногда это допустимо, но если у Вас это вызывает дискомфорт, стоит выбрать другой вариант

5) напишите в комментариях Ваши идеи

😱Если Вы видите, что человек своими словами пытается вывести на эмоции и слить свой негатив, тоже могу порекомендовать несколько идей: 

1️⃣ Не идти на конфликт и не давать хейтеру то, что он хочет. Стоит отвечать спокойно и аргументированно. Не переходите на личности, не обвиняйте и не давайте советов.

2️⃣ Можно использовать чувство юмора. Вариант отшутиться часто помогает. Например, неожиданно сказать шутку и посмотреть на реакцию человека, после чего сменить тему.

3️⃣ Стараться во время диалога с обидчиками не пытаться менять мнение собеседника. Это может быть сложно и энергозатратно.

4️⃣ Если в процессе общения с обидчиком понимать манипуляции обидчика; какой реакции он хочет добиться, то проще справится с ситуацией. Ваще всего агрессор ждет двух реакций - яркой, эмоциональной или тревожной, неуверенной. Если это понимать в процессе общения, можно попробовать повести себя каким-то другим способом, не так, как привык критикан.

🎲 Критика может разрушать, а может быть двигателем прогресса. Моим главным осознанием во время исследования этой темы стала фраза: Не стоит играть в чужую игру, стоит создать свою.