Найти тему
По книжным мирам

Андрей Антипин «Соболь на счастье». Есть, за что похвалить, и есть, к чему придраться

Продолжаю знакомиться с творчеством Андрея Антипина и делиться своими впечатлениями.

Второй рассказ, вошедший в книгу «Радуница», называется «Соболь на счастье».

Девяностые. Сибирская деревня. Дефолт. Безденежье. (Ах, как напомнило прошлое!) В семью одиннадцатилетнего Никиты пришла беда. Чтобы спасти маму, Никите необходимо добыть чёрного соболя. У этого зверька очень редкий и дорогой мех, вырученных за него денег должно хватить, чтобы прогнать беду из дома.

В чём конкретно заключается случившееся с мамой несчастье мы узнаём не сразу, и эта неизвестность подогревает читательский интерес. Постепенно выясняется, что мама Никиты, переквалифицировавшись из учительницы в коммерсантку, сделала большую растрату и хозяйка поставила её на счётчик.

Из плюсов в этом рассказе – образный язык. Интересно, например, как слились у автора в один образы беды и старухи-коммерсантки, которая подбила маму заниматься коммерцией:

Беда сидела за столом и швыркала из кружки, деликатно отогнув мизинец… О, беда вошла в их дом старухой-грибницей, потом въехала коробками с жвачками, с тарелками, со шмотками, затем – застрекотала СЧЁТЧИКОМ и запикала телефонной трубкой, которую мама выпустила из рук… <…> И вот теперь беда как ни в чём не бывало сидела за столом… Волосы её, и без того жидкие, сопрели и напоминали плесень.

Ещё плюс – главному герою веришь, сопереживаешь. Хорошо получились у автора и другие персонажи, тонко подмечены оттенки их поведения в разных ситуациях. Сама история, составляющая сюжет рассказа, трогает.

Но имеются два существенных минуса.

Первый: техническая неопытность автора. Повествование ведётся то от лица Никиты, то от лица автора-рассказчика. Мама в рассказе то мама, то Антонина Сергеевна. Отец всегда Владислав Северьянович. Мне даже показалось сначала, что, может, он отчим мальчику, но вроде бы нет. Эти постоянные смены ракурсов повествования мешают. Такое бывает, конечно, в произведениях, но когда автор пользуется этим умело – совсем другое дело. Здесь, повторюсь, чувствуется авторская неопытность.

Второй: незаконченность. Начинается всё с того, что Никита мечтает добыть соболя, и этими же мечтами-снами всё заканчивается. То есть автор рассказывает, почему, собственно, у мальчика появилось такое желание – поймать ценного зверька, зачем ему это. Но самое главное, что хотелось бы узнать: улыбнулась ли Никите охотничья удача, удалось ли маме вернуть долг – остаётся неизвестным.

«Соболь на счастье» – рассказ из раннего творчества Антипина. На тот момент видно, что Антипин талантлив, но рука ещё не набита. Что ж, буду читать дальше, очень надеюсь увидеть творческий рост автора.