Весна-лето 1943 года были спокойными. Немцы готовились к наступлению на Курской дуге, а советские войска к обороне.
В июне 1943 года Центральный Комитет КП(б) Беларуси принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». Это решение было принято в связи с тем, что железнодорожный транспорт играл важнейшую роль в военной логистике Германии. Поезда перевозили войска, боеприпасы, снаряжение и продовольствие, обеспечивая боеспособность немецкой армии.
Партизаны получили приказ нанести сокрушительный удар по железнодорожному транспорту противника. Для этого они должны были одновременно подорвать тысячи рельсов на ключевых участках железных дорог.
Сделать это было непросто, так как, немцы на каждом километре ставили блок-посты из 10 солдат. Все лесопосадки на 300 метров от железных дорог вырубались.
При этом изначально заместитель начальника Украинского штаба партизанского движения по диверсиям Старинов предложил взрывать не рельсы, а паровозы. У немцев были проблемы с подвижным составом. А вот рельсы они умели заменять очень быстро с помощью специальных ремонтных поездов. Так как план был разработан и доведен до партизан отменять приказ о Рельсовой войне не стали.
Операция «Рельсовая война» началась 3 августа 1943 года. Партизаны действовали по заранее разработанному плану. Выбирали участки железных дорог, по которым проходили важные для противника транспортные артерии. Затем подготавливали взрывные устройства и устанавливали их на рельсах. При этом конспирация была чрезвычайная, и к подготовке, ни в коем случае, не привлекалось местное население.
В течение первых пяти дней операции партизанам удалось повредить около 20 тысяч рельсов. Это привело к полному параличу железнодорожного движения на многих участках. Эшелоны с войсками и боеприпасами застревали в пути, а немецкие войска не могли своевременно перегруппироваться и перебрасываться на угрожаемые направления.
Операция «Рельсовая война» имела огромное значение для хода войны. Она оказала существенную помощь Красной армии в победе в Курской битве. Благодаря рельсовой войне немецкие войска не смогли быстро восстановить боеспособность после разгрома под Курском. Это позволило Красной армии начать общее наступление по всему фронту.
В сентябре 1943 года партизаны провели вторую операцию по разрушению железнодорожных коммуникаций противника. В ходе операции «Концерт» партизанам удалось повредить ещё около 30 тысяч рельсов. Это привело к ещё большему нарушению железнодорожного сообщения противника.
Рельсовая война имела также большое морально-политическое значение. Она показала, что советские партизаны не только готовы к борьбе с врагом, но и способны наносить ему серьёзные удары.
* Партизаны использовали различные методы подрыва рельсов. Наиболее распространённым был метод подрыва рельсовой пары. Для этого партизаны использовали взрывчатку, которую помещали между рельсами. Взрыв разрушал рельсы и шпалы, а также вызывал деформацию пути.
* Партизаны также использовали мины-ловушки, которые устанавливались на рельсах. Когда поезд наезжал на мину, она подрывалась.
* Партизаны также разрушали железнодорожные мосты. Для этого они использовали взрывчатку или артиллерию.
Рельсовая война оказала значительное влияние на ход Великой Отечественной войны и способствовала победе Красной армии.
В то же время, после завершения операции партизан ее результаты подверглись критике, так как потраченные 50 тонн взрывчатки на подрыв рельсов можно было использовать более эффективно. Для подрыва эшелонов, что также снизило бы потери среди партизан. Так как для подрыва эшелона достаточно небольших групп партизан в труднодоступных для охраны участков железной дороги.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!