В 30-е годы прошлого столетия было организовано несколько покушений на Гитлера. Ни к одному из них советские разведчики отношения не имели.
8 ноября 1939 года антифашист Георг Эльзер устроил взрыв в мюнхенской пивной "Бюргербройкеллер". Погибло много посторонних людей. Гитлер покинул заведение за 15 минут до того, как сработал часовой механизм. Это была одна из наиболее близких к осуществлению попытка покушения.
Спецслужбы СССР получили приказ от Сталина "уничтожить фюрера" осенью 1941-го. Первый план, разработанный Павлом Судоплатовым, предполагал, что Гитлер приедет в Москву, в случае её взятия, на парад на Красной площади. Здесь же его и должны были поджидать специальные группы.
Столицу Советского Союза отстояли. Зимой 1942-го Сталин приказывает Судоплатову перенести операцию по устранению Гитлера на территорию Германии. На роль исполнителя назначили двадцати четырехлетнего сотрудника Госбезопасности Игоря Миклашевского.
В декабре 42-го он, как дезертир, переходит линию фронта и, в соответствии с легендой, рассказывает немцам о большом желании сражаться на стороне фашистов и о своем дяде, который ещё в 1941-ом добровольно перешел на сторону немцев и руководил антисоветским комитетом.
Миклашевский проходит все суровые испытания. Ему поверили. Он начинает работать у дяди, заводит необходимые знакомства и связи. Осенью 1943-го от Игоря приходит сообщение о полной готовности выполнить задание.
Начальник IV разведывательно-диверсионного управления НКВД Павел Судоплатов докладывает Сталину о том, что разведчики вплотную подобрались к объекту и готовы выполнить приказ. Ответ вождя обескуражил чекиста. Сталин сказал, что убивать Гитлера не стоит.
Уже в 1944-ом Судоплатов ещё раз напоминает Главнокомандующему о том, что всё готово. Сталин не только запрещает трогать фюрера, но и приказывает прекратить спецоперацию, а исполнителя отозвать.
Тем временем, покушение на Гитлера готовила и британская разведка, и часть немецкого генералитета. 20 июля 1944-го года полковник Клаус фон Штауффенберг пронес бомбу в ставку фюрера "Волчье логово" и привел в действие часовой механизм. Гитлеру снова повезло. Он получил тяжелые ранения, но остался жив.
И это было на руку Сталину. Красная Армия одерживала одну победу за другой, с каждым днем приближая полный крах третьего рейха. Если бы Гитлер погиб, к власти пришел бы кто-нибудь более приемлемый для западных союзников. Сепаратный мир стал бы реальностью. Сохранение нацистской Германии никак не входило в планы вождя. Только безоговорочная победа позволяла утвердить сферы влияния СССР в Европе. Жизнь или смерть фюрера оказались важнейшими факторами в большой геополитической игре.
Устранение Гитлера помешало бы воплощению планов Сталина о послевоенном устройстве, поэтому он и отменил тщательно подготовленную спецоперацию по его ликвидации.