Лен и конопля были главными техническими культурами Мглинского района. Коноплю и лен выращивали много, еще до коллективизации и потом в колхозе. Под них отводились лучшие земли, так как эти технические культуры приносили основной доход. Засевали лен вручную после пахоты, следили,чтобы лен не зарастал сорняками. Давали льну отцвести и созреть семенам. Осенью, после созревания семян женщины - колхозницы вручную вырывали стебли из земли, вязали их в «кули» ставили на поле в небольшие копенки для сушки. Затем выбивали семена из этих "кулей" палками. Часть семян оставляли на посев, а часть пропускали через пресс, изготавливали льняное масло.
Обмолоченный лен женщины тонким слоем расстилали на этом же поле, по стерне, и под осенними дождями волокно отделялось от стебля. Его опять собирали в «кули», просушивали в поле, а досушивали в банях. На специальных железных «мялках», пропуская высохшие растения между зубчатыми валами, отделяли «костру« от волокна. Мялка приводилась в движение вручную,с помощью металлического маховика,на котором имелись ручки для вращения. Маховиков был на мялке два, женщины становились по два человека на сторону "мялки" и вращали маховое колесо. Вращение передавалось на зубчатые валы.
Женщины, работали на мялке парами – четверо крутят привод, двое подают стебли льна в валики, двое принимают на другой стороне пропущенные неоднократно через валики пучки льна. Работа эта была опасная, требовала внимания. Иногда женщины получали травмы рук между валиками мялки.
Но металлическая мялка была одна на бригаду, и ее перевозили от одной бани к другой, где растения уже были сухими. Эту работу надо было делать срочно, потому что приближалось время обработки конопли. Чтобы ускорить работу высушенные растения льна развозили по домам так как у каждой женщины дома имелась своя "мялка", изготовленная из сухого легкого бревна на двух ногах. В верхней части бревна проделывали треугольное углубление. По размерам этого углубления изготавливался и крепился клиновидный "язык", высохшее растение помещали между "языком и углублением и ударами "языка" по растениям, отделяли "костру" от волокна. После этого "трепышками"- специальными плоскими дощечками, трепали волокно, отделяя мелкие частицы "костры" о волокна. Полученное волокно сворачивалось аккуратно в "куделю",чтобы не запуталось. Готовое волокно после взвешивания передавалось бригадирам, которые отправляли его государству. За свой труд женщины получали часть изготовленного ими волокна или начислялись трудодни.
Длинными зимними вечерами женщины пряли льняную пряжу вручную, с помощью веретена или на "самопрядках". Дети наматывали эту пряжу в клубки или сразу на «цевки», сделанные из сухих, 15-20 см. палочек бузины. После нового года, когда больше становилось солнечных светлых дней, в каждом доме ставили ткацкие станки - «кросны». На всю ширину вала «кросен» наматывали нити основы,которые распределялись равномерно как можно ближе одна к одной. С помощью челнока, куда вставлялась «цевка» с намотанными на нее нитями, бросали нити с одной стороны основы на другую, одновременно нажимая на педали станка.
Нитку к нитке уплотняли «бердами» и получался холст, ширина которого, зависела от ширины основы. Весной, по молодой и чистой травке, холсты стелили для отбеливания на солнце. Серый холст выгорал на солнце и становился белым.
Толщина льняной ткани, её мягкость или грубость, зависела от толщины прядения нити. Если хозяйка была «тонкопряхой», и волокно хорошо "потрепали,"ткань была мягкая. Даже песня была такая: "Дуня, ты Дуняха, Дуня тонкопряха». Если прядение было грубым, толстым, ткань получалась жесткой, как мешковина. После отбеливания, уже зимой, шилась необходимая одежда. Все делалось вручную. Причем эта работа не освобождала от ухода за скотиной, работы в зимнее время по наряду колхозного бригадира.
Выращивание конопли требовало так же много ручного труда. Под коноплю выделялись самые плодородные земли, куда вносилось много навоза так как растения конопли вырастали выше двух метров. И чем выше вырастало растение,тем длиннее получали волокно конопли, которое называлось "пенька" Растения конопли находились в поле до созревания семян. Их вручную вырывали из земли и связывал в "кули",которые ставили на просушку. Как только семена конопли просыхали, их обмолачивали палками. Семена оставляли на посев или получали конопляное масло.
Обмолоченные «кули» конопли мужики грузили на телеги и везли их к речке, но в речке «кули» не замачивались, берегли чистоту воды, заботились о сохранении рыбы в реке.
На заливном лугу, были выкопаны специальные «сажалки» или «копаницы» - большие, глубокие, квадратные ямы в которые укладывались в несколько рядов «кули» конопли. Сверху эти «кули» придавливались толстыми деревянными колодками, чтобы они не всплывали. Когда начинался сезон дождей, и с верховьев реки подходила большая вода, эти «сажалки» с коноплей заливало до самого верха водой.
Волокно замоченной конопли отмокало в воде до начала крепких морозов. С началом морозов, колодки баграми вытаскивались мужиками к берегам и этими же баграми «кули» конопли вытаскивались на берег из воды. «Кули» опять ставили в копны, с них стекала вода, вымерзала на морозе.
После этого «кули» перевозились к освободившимся от льна баням, загружались «стоя» и топили бани до их полного высыхания. И по той же технологии ,что и лен, волокно от костры"отделялось "мялками". Но теперь маховики "мялки" вращали мужчины, или подростки так как это требовало значительных усилий.чтобы измельчить стебли и отделить волокно конопли. Высохшие «кули» также развозили по домам колхозников. Использовали для отделения волокна от «костры» те же деревянные «мялки»,что и для льна. Конопля клалась поперек бревна и с помощью этого «языка» стебли ломались и волокно отделялись.
Бани топились "по черному" и мылись в банях только поле завершения работ с коноплей.