Найти в Дзене
Диана Валиева

О чем НА САМОМ деле песни Дэвида Боуи и есть ли в них вообще cмысл?

Всем привет! Как-то я уже писала подобную статью про Майкла Джексона: Теперь настало время разобрать и Дэвида Боуи. Поехали! Space Oddity Начинаем с самой известной песни Боуи, которую я уже не один раз упоминала на канале. Вроде-бы - предельно понятная история об астронавте майоре Томе, который отправляется на Луну, но во время полета связь с ЦУПом (ну, наземным управлением, Ground Control) обрывается и майор Том остается вращаться по орбите нашей планеты в своей "консервной банке". Однако сам Боуи как-то сказал в интервью, что закладывал в эту песню куда более глубокий смысл, чем просто занимательный сюжет. Что ж, поделюсь своим видением этого текста. Важно понимать, что песня написана Боуи в 1969-ом году, когда он был никому неизвестным 22-летним амбициозным музыкантом. Он не мечтал стать величайшим вокалистом в истории, или гениальным гитаристом, который бы остался в истории рок-музыки. Он просто хотел стать звездой, и, как он сам говорил, ему хотелось, чтобы все интересовались,
Оглавление

Всем привет! Как-то я уже писала подобную статью про Майкла Джексона:

Теперь настало время разобрать и Дэвида Боуи. Поехали!

Space Oddity

Начинаем с самой известной песни Боуи, которую я уже не один раз упоминала на канале. Вроде-бы - предельно понятная история об астронавте майоре Томе, который отправляется на Луну, но во время полета связь с ЦУПом (ну, наземным управлением, Ground Control) обрывается и майор Том остается вращаться по орбите нашей планеты в своей "консервной банке".

Однако сам Боуи как-то сказал в интервью, что закладывал в эту песню куда более глубокий смысл, чем просто занимательный сюжет. Что ж, поделюсь своим видением этого текста.

Важно понимать, что песня написана Боуи в 1969-ом году, когда он был никому неизвестным 22-летним амбициозным музыкантом. Он не мечтал стать величайшим вокалистом в истории, или гениальным гитаристом, который бы остался в истории рок-музыки. Он просто хотел стать звездой, и, как он сам говорил, ему хотелось, чтобы все интересовались, чьи рубашки он носит (к этому еще вернемся).

И в чем-то сам Дэвид Боуи - прототип майора Тома. Стремление Дэвида Боуи к звездной жизни - это стремление майора Тома в космос, туда, куда устремлены миллиарды человеческих глаз. Во многом в песне можно провести аналогию с самим Боуи. А, кстати, по поводу рубашек - на "прототипность" персонажа майора Тома также намекает и строчка в песне, в точности совпадающая с тем, о чем музыкант говорил в интервью. Цитата из песни:

"ЦУП - майору Тому. Вы действительно взлетели. СМИ (газеты) уже интересуются, чьи рубашки Вы носите. И сейчас самое время покинуть капсулу, если Вы рискнете"

Как же интерпретировать конец? Я думаю, этим музыкант хотел сказать, что будучи никем и мечтая о своем стремлении ввысь, глобально это ничего не изменит. Если он станет звездой, он лишь отдалится от мира и будет болтаться в своей "жестяной банке" где-то далеко в космосе. И несмотря на всю "бесполезность" стремления, он мечтает о том, чтобы стать звездой. Просто потому что это необычно, интересно, загадочно и недосягаемо, словно космос.

Oh! You Pretty Things

В тексте песни прослеживается сильное влияние оккультиста Алистера Кроули и философа Фридриха Ницше. Сам же музыкант объяснял, что она посвящена "надвигающемуся исчезновению человеческой расы к выгоде альянса между прибывающими пришельцами и молодежью современного общества".

Певец рассуждает о будущем человечества, раскрывает темы эволюции, бунта и "нестандартного видения" на социальные и риторические вопросы.

Боуи обращается к слушателям как к "прекрасным созданиям" и призывает их проснуться и осознать свой потенциал. Он говорит о приходе нового человеческого вида - Homo Superior, который будет заменять текущее поколение. Это поколение, которое будет обладать сверхъестественными способностями и будет преобразовывать мир.

The Man Who Sold The World

Эта песня стала известна благодаря каверу от "Нирваны", и мало уже, кто помнит, что песня в оригинале принадлежит Дэвиду Боуи. Вот часть перевода:

Мы шли по лестнице, мы говорили о том, что было и когда.
Разговаривая о разных событиях, хотя меня там не было...
Он сказал, что я его друг, сказал, что я был его другом,
Что стало неожиданностью для меня.
Я говорил ему в глаза, я ответил прямо в глаза:
"Я думал, что ты уже умер. В одиночестве."
Давным-давно, уже очень давно...
О нет, не я! Я никогда не терял самообладания!
Ты лицом к лицу с человеком, продавшим мир...

В данном примере как наводку к поиску смысла песни просто приведу фрагмент интервью Дэвида Боуи:

Я написал эту песню, когда искал другую сторону себя. Возможно, теперь я чувствую себя более комфортно в психическом и духовном плане, поскольку чувствую некое единство. Эта песня является описанием того, как ты себя чувствуешь, когда молод, когда знаешь, что есть еще одна часть тебя, которую ты никогда не видел и не видишь с ней взаимосвязи. Так вот, "The Man..." это поиск той самой взаимосвязи. Наверное, найдя ее, можно найти и понять себя. А найдя себя, человек может всё

Five Years

Главный герой узнает, что Земле осталось жить всего 5 лет и он пытается смириться с этими мрачными реалиями жизни. Идут различные размышления на тему "красоты" жизни. Песня иллюстрирует его растерянность и отчаяние, а также попытку воспринять всех людей, места и события, которые он пропустит за эти пять лет. "Я никогда не думал, что мне понадобится так много людей".

Life On Mars?

Наверное, самый сюрреалистичный текст из всего репертуара музыканта. Но в целом, Боуи рассказывает о поиске человеком смысла в мире, который часто может казаться хаотичным и непонятным. Первый куплет описывает положение главной героини в этом мире - родители заставляют ее оставить друга, и она сбегает в кино в надежде найти утешение. А в припеве задается самый непонятный вопрос - "Есть ли жизнь на Марсе?". Каком Марсе? При чем тут это? Вот при чем - этим вопросом автор не размышляет о том, водятся ли живые организмы на Марсе, он спрашивает, есть ли выход из всего хаоса и неразберихи земной жизни?

В конечном счете, песня рассказывает о желании человека жить жизнью с большим смыслом и целью, и о том, где их найти и существуют ли они вообще.

Blackstar

Последний альбом музыканта, вышедший за два дня до его смерти, надо сказать, очень тяжелый, но очень глубокий и впечатляющий. Дэвид на тот момент боролся с раком, и, видимо, осознавал, что скоро всему придет конец. Всего его мысли (а Боуи - настоящий интеллектуал), чувства и видения здесь. Просто шедевр. А Blackstar - это размышления о смертности и силе памяти после смерти.

Station to Station

Песня рассказывает о процессе преобразования и изменении себя. Боуи идеально рисует свое путешествие от высшего мира в низший и от места к месту (Station To Station). Он ищет связь, любовь и веру в себя, задавая вопросы и пытаясь найти ответы. Он устал от боли и осознает, что саморазрушительные модели поведения ограничивают его. Однако он не боится рисковать и продолжает над собой работать. В конечном итоге, он получает контроль над своим собственным путем, принимает свои достоинства и недостатки, продолжая путь к совершенствованию. Теперь ему это дается легко, ведь он имеет над собой полный контроль и точно понимает, кто он такой. Эта песня напоминает нам, что все изменения возможны, было бы желание, трудолюбие и готовность предпринять нужные шаги.

Time Will Crawl

Песня, которая размышляет о течении времени и изменениях, происходящих в обществе. Боуи использует яркие образы и метафоры, чтобы передать чувство беспокойства и предвкушения того, что ждет впереди.

Боуи поет о сомнении авторитетов, намекая на желание перемен и прогресса. Упоминание о том, что правительственный человек слеп и видит солнце в ночи, свидетельствует об отсутствии ясного видения и понимания у тех, кто находится у власти. Но песня также глубоко затрагивает и тему личной борьбы. Финальная строчка "За сумасшедшего ребёнка мы отдадим наши жизни. За ненормальную идею!" говорит о необходимости творческого и нестандартного мышления, чтобы привести к значимым изменениям.

Я никогда не ходил в море, я бы не бросил вызов гиганту. Я не мог потягаться с церковью. Время будет ползти до потерь XXI века. Я знал одного чиновника, он был слеп, как Луна. Он видел Солнце ночью и нанял пилота, который заставил его пролезть сквозь дыру

Heroes

Этот волнующий гимн был записан летом 1977 года в студии Hansa в Западном Берлине, откуда открывался вид на Берлинскую стену. Дэвид Боуи только вернулся в Европу из Лос-Анджелеса, из города, который терпеть не мог. А проживал он там по такой причине - по словам Боуи, ему необходимо было помещать себя в некомфортные условия, так как только там он мог сконцентрироваться, вдохновляться простыми вещами и по-настоящему творить. Также в Лос-Анджелесе проживали жена и сын Дэвида Боуи, хотя спустя пару лет, после развода, музыкант получил опекунство над ребенком и они вдвоем переехали в Англию.

Боуи всегда вдохновляла Германия: ее история, эстетика и некая философия. И именно здесь музыкант решил записывать свои альбомы Low и Heroes.

-2

Певец арендовал дешёвую квартирку над авторемонтной мастерской, бродил по городу и искал новые источники вдохновения. И на написание "Героев" его вдохновила пара влюбленных, которые встречались каждый день около Берлинской стены под дулами оружия, несмотря на опасность. Цитата из песни:

"Я помню: мы стоим у стены, и пушки стреляли над нашими головами. Мы целовались, будто ничего не могло рухнуть"

В заключение...

Дэвид Боуи был великим интеллектуалом, что прослеживалось и в его музыке, и в его текстах. У него, помимо сегодня перечисленных, есть еще огромное количество потрясающих композиций! Поэтому если Вы не знакомы с его творчеством, рекомендую это сделать.

Спасибо за прочтение!