Найти тему
Влад Шабала

Май Декабрь, как пример из истории основанной на реальной жизни.

Будем говорить откровенно, перед нами фестивальный продукт, который не всегда может понравиться зрителю. Картина Тодда Хейнса представленная на Каннском кинофестивале в этом году, интересна тем, что поднимает довольно актуальную тему для нашего общества, где один из супругов младше своего партнёра. Мы часто не задумываемся, но подобные истории, которая произошла с Грейси и Джо происходят не только в США, но и у нас в России. Вопрос заключается другом, как будут развиваться эти истории, ведь финал у каждой истории свой. Зрителя скорей всего будет смущать возраст героев, ведь не каждому придёт в голову закрутить роман с тем, кто на данный момент является ребёнком. Хотя каждый из нас кто учился в школе, влюблялся в своего учителя. Это был всё-таки хороший стимул, чтобы получить неплохие оценки, и двигаться дальше. Просто у некоторых это заходит чуть дальше. Вместо того чтобы осуждать, нам надо отбросить всё ненужное в сторону и просто поразмышлять - пофилософствовать. Именно для этого сценаристами был придуман персонаж Элизабет Берри - героиню, которую играет Натали Портман…

-2

История основана частично на реальных событиях. Я говорю частично, поскольку нам лишь показывают малую часть тех отношений, стараясь не романтизировать отношения Мэри Кей Летурно и Вили Фуалау, которые послужили прототипами для главных героев Грейс (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелтон). Тогда 34-летняя учительница литературы начала встречаться с 12-летним учеником. Тем временем режиссёра Тодда Хейнса интересует не столько начало их отношений, сколько последствия: действие фильма происходит спустя четверть века после случившегося. Преодолев все трудности, связанные с инцидентом в прошлом, и доказали обществу, что имеют право на любовь друг к другу. Они женаты 24 года, соответственно Грейси 60 лет, а Джо 36 - столько же, сколько было Грейси, когда они начали встречаться. У пары трое детей: старшая дочь учится в университете, а двое близнецов, мальчик и девочка, готовятся к школьному выпускному. Скандальный роман учительницы с её учеником попал на первые страницы всех таблоидов. Спустя 20 лет супруги Джо и Грейси счастливы в браке и воспитывают близнецов. Об их истории запретной любви решают снять фильм. Поэтому актриса, которая должна сыграть Грейси, сближается с парой, чтобы лучше подготовиться к роли, но её появление становится испытанием для пары даже после долгой совместной жизни.

-3

…Заглянем чуть дальше - помимо того, что она актриса, она ещё сторонний наблюдатель, который должен разгадать, в чём смысл подобных отношений. Лучше понять свою героиню. Для Натали Портман это, пожалуй, одна из трудных ролей, где ей приходится в некоторых эпизодах играть сама собой. И тут надо сказать честно: а интересна ли она в этой роли? Нас постепенно подводят к любовному треугольнику, который мог внезапно возникнуть. Отношение Элизабет с тем, кто стал предметом её исследования в данной истории закономерен. И по идее должен был стать развитием полноценного сюжета. Но нет - этого не происходит, потому что кинематограф сейчас зажат в рамки, и он вынужден соблюдать цензуру. Данная лента легко могла пойти по стопам «Королевы сердец» 2019г, где также рассказывалось об отношениях взрослой женщины с молодым человеком, который приходился сыном её мужа. Или, например, возьмём фильм «Хлоя» 2009г, где Джулианна Мур также принимала участие. И возможно от этого фильм стал бы гораздо интереснее. Я уверен, что сценарий позволял поиграть со зрителем в подобную игру. И тогда Элизабет могла превратиться в ту самую Хлою, которую играла Аманда Сайфред. Впрочем, она и превращается в неё ближе к концу... Но это заметит лишь внимательный зритель. Сама Элизабет несмотря на то, что является ровесником Джо, гораздо взрослее его. Сам Джо – это большой ребёнок в теле молодого мужчины. По крайней мере, нам на это намекают. Персонаж Чарльза Мелтона никак не развивается. Хотя стойте, в фильме «Тайное влечение» 2013г нам уже рассказывали о подобных отношениях случившееся между Йеном и Роуз. Йен напомню, был сыном подруги Роуз, Лил. Именно с ними отчасти можно сравнить Грейс и Джо. Поскольку перед нами вариант на тему во что вылились отношения двух подруг, которые неожиданно завели отношения с тем, кто годился им в сыновья.

В философском размышлении Элизабет пытается понять кто жертва, и на удивление сегодняшнего веяния жертвой оказывается вовсе не женщина, а молодой человек, который был соблазнён взрослой женщиной и стал её заложником. А представленная на обозрение зрителю семья – это лишь декорация. Тюрьма, в которой живёт Джо. Иллюзия! Элизабет на мой взгляд, должна была играть ту, которая его освободит. Но учитывая, что между актёрами нет химии – это не работает. А жаль! Элизабет в этой истории выдуманный персонаж, а значит более свободный. И у создателей была возможность с помощью Элизабет раскрыть персонаж Чарльза Мелтона.

Единственная кто отдаёт роли всю себя, является именно Джулианна Мур, которая вынуждена играть за двоих. В сцене со своим экранным мужем, где происходит ссора, она отдаёт всю себя. И это хорошо заметно на экране. При этом, я не скажу, что фильм получился уж сильно плохим. Именно в своём жанре он отыгрывает ту пьесу, которую мы наблюдаем на экране. Но если сравнивать с другими картинами, где уже поднимались отношения взрослой женщины с юным любовником, то картина Тодда Хейнса, безусловно, проигрывает упомянутым мной картинам и «Дикой Грации» 2007г, где Джулианна Мур уже играла подобную роль, основанную на реальной истории одной Голливудской актрисы Барбары Дэйли, убитой собственным сыном в 1972г.

Мне понравилось мнение одного зрителя, который сравнил данную историю с произведением Набокова «Лолита». И действительно Джо этакий перевёртыш у которого было отобрано детство, не было юности, он ее пропустил, сразу после своего детства он был вынужден заботиться о детстве своих детей. А теперь, дети выросли и Джо может вернуться туда, откуда его забрала взрослая жизнь, к девочкам, с которыми он не догулял. Иными словами Джо может стать Гумбертом. А «Май декабрь» стать не только продолжением переделанной "Лолиты", но и приквылом к «Лолите» в оригинальном варианте.