Будем говорить откровенно, перед нами фестивальный продукт, который не всегда может понравиться зрителю. Картина Тодда Хейнса представленная на Каннском кинофестивале в этом году, интересна тем, что поднимает довольно актуальную тему для нашего общества, где один из супругов младше своего партнёра. Мы часто не задумываемся, но подобные истории, которая произошла с Грейси и Джо происходят не только в США, но и у нас в России. Вопрос заключается другом, как будут развиваться эти истории, ведь финал у каждой истории свой. Зрителя скорей всего будет смущать возраст героев, ведь не каждому придёт в голову закрутить роман с тем, кто на данный момент является ребёнком. Хотя каждый из нас кто учился в школе, влюблялся в своего учителя. Это был всё-таки хороший стимул, чтобы получить неплохие оценки, и двигаться дальше. Просто у некоторых это заходит чуть дальше. Вместо того чтобы осуждать, нам надо отбросить всё ненужное в сторону и просто поразмышлять - пофилософствовать. Именно для этого сценаристами был придуман персонаж Элизабет Берри - героиню, которую играет Натали Портман…
История основана частично на реальных событиях. Я говорю частично, поскольку нам лишь показывают малую часть тех отношений, стараясь не романтизировать отношения Мэри Кей Летурно и Вили Фуалау, которые послужили прототипами для главных героев Грейс (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелтон). Тогда 34-летняя учительница литературы начала встречаться с 12-летним учеником. Тем временем режиссёра Тодда Хейнса интересует не столько начало их отношений, сколько последствия: действие фильма происходит спустя четверть века после случившегося. Преодолев все трудности, связанные с инцидентом в прошлом, и доказали обществу, что имеют право на любовь друг к другу. Они женаты 24 года, соответственно Грейси 60 лет, а Джо 36 - столько же, сколько было Грейси, когда они начали встречаться. У пары трое детей: старшая дочь учится в университете, а двое близнецов, мальчик и девочка, готовятся к школьному выпускному. Скандальный роман учительницы с её учеником попал на первые страницы всех таблоидов. Спустя 20 лет супруги Джо и Грейси счастливы в браке и воспитывают близнецов. Об их истории запретной любви решают снять фильм. Поэтому актриса, которая должна сыграть Грейси, сближается с парой, чтобы лучше подготовиться к роли, но её появление становится испытанием для пары даже после долгой совместной жизни.
…Заглянем чуть дальше - помимо того, что она актриса, она ещё сторонний наблюдатель, который должен разгадать, в чём смысл подобных отношений. Лучше понять свою героиню. Для Натали Портман это, пожалуй, одна из трудных ролей, где ей приходится в некоторых эпизодах играть сама собой. И тут надо сказать честно: а интересна ли она в этой роли? Нас постепенно подводят к любовному треугольнику, который мог внезапно возникнуть. Отношение Элизабет с тем, кто стал предметом её исследования в данной истории закономерен. И по идее должен был стать развитием полноценного сюжета. Но нет - этого не происходит, потому что кинематограф сейчас зажат в рамки, и он вынужден соблюдать цензуру. Данная лента легко могла пойти по стопам «Королевы сердец» 2019г, где также рассказывалось об отношениях взрослой женщины с молодым человеком, который приходился сыном её мужа. Или, например, возьмём фильм «Хлоя» 2009г, где Джулианна Мур также принимала участие. И возможно от этого фильм стал бы гораздо интереснее. Я уверен, что сценарий позволял поиграть со зрителем в подобную игру. И тогда Элизабет могла превратиться в ту самую Хлою, которую играла Аманда Сайфред. Впрочем, она и превращается в неё ближе к концу... Но это заметит лишь внимательный зритель. Сама Элизабет несмотря на то, что является ровесником Джо, гораздо взрослее его. Сам Джо – это большой ребёнок в теле молодого мужчины. По крайней мере, нам на это намекают. Персонаж Чарльза Мелтона никак не развивается. Хотя стойте, в фильме «Тайное влечение» 2013г нам уже рассказывали о подобных отношениях случившееся между Йеном и Роуз. Йен напомню, был сыном подруги Роуз, Лил. Именно с ними отчасти можно сравнить Грейс и Джо. Поскольку перед нами вариант на тему во что вылились отношения двух подруг, которые неожиданно завели отношения с тем, кто годился им в сыновья.
В философском размышлении Элизабет пытается понять кто жертва, и на удивление сегодняшнего веяния жертвой оказывается вовсе не женщина, а молодой человек, который был соблазнён взрослой женщиной и стал её заложником. А представленная на обозрение зрителю семья – это лишь декорация. Тюрьма, в которой живёт Джо. Иллюзия! Элизабет на мой взгляд, должна была играть ту, которая его освободит. Но учитывая, что между актёрами нет химии – это не работает. А жаль! Элизабет в этой истории выдуманный персонаж, а значит более свободный. И у создателей была возможность с помощью Элизабет раскрыть персонаж Чарльза Мелтона.
Единственная кто отдаёт роли всю себя, является именно Джулианна Мур, которая вынуждена играть за двоих. В сцене со своим экранным мужем, где происходит ссора, она отдаёт всю себя. И это хорошо заметно на экране. При этом, я не скажу, что фильм получился уж сильно плохим. Именно в своём жанре он отыгрывает ту пьесу, которую мы наблюдаем на экране. Но если сравнивать с другими картинами, где уже поднимались отношения взрослой женщины с юным любовником, то картина Тодда Хейнса, безусловно, проигрывает упомянутым мной картинам и «Дикой Грации» 2007г, где Джулианна Мур уже играла подобную роль, основанную на реальной истории одной Голливудской актрисы Барбары Дэйли, убитой собственным сыном в 1972г.
Мне понравилось мнение одного зрителя, который сравнил данную историю с произведением Набокова «Лолита». И действительно Джо этакий перевёртыш у которого было отобрано детство, не было юности, он ее пропустил, сразу после своего детства он был вынужден заботиться о детстве своих детей. А теперь, дети выросли и Джо может вернуться туда, откуда его забрала взрослая жизнь, к девочкам, с которыми он не догулял. Иными словами Джо может стать Гумбертом. А «Май декабрь» стать не только продолжением переделанной "Лолиты", но и приквылом к «Лолите» в оригинальном варианте.