Искусство Древней Руси имело важную особенность — взаимопроникновение художественного слова и изображения. Сюжеты икон и картин нередко заимствовались из литературы, преимущественно богословской; это могли быть изображения святых, сцены из житий, Ветхого или Нового Завета. Изображения икон часто писались по литературным источникам. Как пример можно привести иконы работы иконописца Кирилла Уланова "Спас Нерукотворный" с клеймами "Сказания о Нерукотворном образе" и "Успение Богоматери" с клеймами "Успенского деяния", созданные им для церкви Покрова в Филях.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Клейма — это вспомогательные небольшие сюжеты, написанные по периметру доски главной иконы. Иногда они содержали пояснительные надписи.
Клейма на этих иконах Кирилла Уланова являют собой иллюстрацию к "Сказанию о Нерукотворном образе" и "Слову Иоанна Богослова на Успение Богородицы".
Надписи на иконе "Спас Нерукотворный" приводят нас к выводу о том, что в качестве основного источника использовалась не одна из редакций "Сказания", а "Пролог", в то время бывший общедоступным чтением. Сочинения о последних днях жизни Богородицы также были распространены на Руси.
Житийные иконы и иллюстрации могут служить косвенным доказательством существования тех или иных редакций литературного произведения, помогать определить датировку или обнаружить ранее неизвестный список.
Древнерусский художник часто был широко образованным человеком и в своей работе опирался на прочитанные литературные произведения. По литературным источникам писались не только иконы и миниатюры, но даже портреты святых, царей, персонажей Ветхого и Нового Заветов. Можно сказать, что изобразительное искусство строилось не только на иконописной и живописной традиции, но и на литературной. Словесный портрет для художника был не менее важен, чем живописный, слова дополняли образ, придавали ему деталей; не зря одним из любимых сюжетов древнерусской литературы был сюжет оживающего изображения. Жизненные наблюдения могли выражаться в портретах исторических личностей опосредованно — через литературное произведение.
От литературного образа зависела даже архитектура и зодчество; были примеры построения церквей по литературным произведениям: Борис Годунов приказал построить храм, похожий на храм царя Соломона.
Работа художника зависела не только от его положения в обществе, от самого общества и его убеждений, но и от идеологии мастера: его личных убеждений, веры, прочитанных книг, в том числе с еретическим содержанием.
Не во всех случаях можно разобраться, предшествовал текст изображению или изображение — тексту (такое тоже бывало). В литературе Древней Руси тема изобразительного искусства занимала большое место, художники и их творчество часто становились главными действующими лицами литературных произведений ("Сказание о фреске Пантократора в куполе Софийского собора", повесть "О чудном видении Спасова Образа Мануила, царя греческого", "Сказание о новгородской варяжской божнице", и другие), писались многочисленные сказания об основании монастырей и храмов, а сказания об иконах — это отдельный большой жанр, разделяемый на поджанры.
Таким образом, между литературным и литературным искусством происходил постоянный взаимообмен смыслами и сюжетами.
Автор статьи: Татьяна Поденкова
_______________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊