Найти в Дзене

Апология Сократа

Диалог Платона "Апология Сократа" посвящен последней речи этого великого философа перед афинским судом, где его обвиняли в развращении молодежи и введении новых богов. В своей речи Сократ защищает свою невиновность. Он говорит, что не может развращать людей, так как сам ничего не знает и лишь ставит вопросы, побуждая собеседников к мудрости. Обвинение во введении новых божеств Сократ также опровергает. Он рассказывает о Дельфийском оракуле, назвавшем его мудрейшим из людей. Но сам Сократ пришел к выводу, что он мудр лишь тем, что осознает свое незнание в отличие от многих самонадеянных людей. В конце Сократ говорит, что не будет унижаться и умолять о пощаде, так как вел справедливую и добродетельную жизнь, всегда следуя велению бога стремиться к мудрости и истине. В итоге суд признает Сократа виновным и приговаривает к смерти. Исторический контекст: Сократ стал жертвой политической борьбы и внутреннего кризиса афинского общества в конце Пелопоннесских войн. Его образ мыслей и метод пои

Диалог Платона "Апология Сократа" посвящен последней речи этого великого философа перед афинским судом, где его обвиняли в развращении молодежи и введении новых богов.

В своей речи Сократ защищает свою невиновность. Он говорит, что не может развращать людей, так как сам ничего не знает и лишь ставит вопросы, побуждая собеседников к мудрости. Обвинение во введении новых божеств Сократ также опровергает.

Он рассказывает о Дельфийском оракуле, назвавшем его мудрейшим из людей. Но сам Сократ пришел к выводу, что он мудр лишь тем, что осознает свое незнание в отличие от многих самонадеянных людей.

В конце Сократ говорит, что не будет унижаться и умолять о пощаде, так как вел справедливую и добродетельную жизнь, всегда следуя велению бога стремиться к мудрости и истине.

В итоге суд признает Сократа виновным и приговаривает к смерти.

Исторический контекст:

Сократ стал жертвой политической борьбы и внутреннего кризиса афинского общества в конце Пелопоннесских войн. Его образ мыслей и метод поиска истины через постановку провокационных вопросов воспринимались консерваторами как опасные и подрывающие традиции.

Обвинения Сократу были предъявлены его политическими противниками, которые видели в его деятельности угрозу своим позициям. Они использовали против него общественные настроения, недовольство демократией и ксенофобию в условиях военных неудач и кризиса полиса.

Сам Сократ не стал защищаться и лишь честно говорил о своём стремлении к истине. Приговор суда он воспринял стоически, веря в правоту своих устремлений. Так один из величайших мыслителей древности пострадал от политических интриг своих недоброжелателей.

Сократ жил и действовал в сложную эпоху Пелопоннесских войн между Афинами и Спартой в V веке до н.э. Это было время глубоких потрясений для афинского полиса.

К концу войны в обществе нарастали разочарование в демократии, подозрительность и поиски "внутренних врагов". Сократа стали воспринимать как опасного человека, подрывающего традиционные ценности своими вопросами.

Обвинение ему были предъявлены политиком Анитом, который видел в Сократе и его последователях угрозу демократическому строю Афин. Обвинительная речь принадлежала софисту Мелету.

Таким образом, процесс над Сократом был обусловлен как личными мотивами его противников, так и сложной внутриполитической борьбой в афинском обществе того периода.

Сократ о самом себе.

В частности, в этой речи перед афинским судом Сократ говорит о себе следующее:

  • Он не считает себя мудрецом, который обладает истинным знанием. Но мудр лишь тем, что осознает собственное невежество в отличие от многих напыщенных "знатоков".
  • Всю жизнь он проводил в поисках мудрости и истины, ставя вопросы и опровергая ложные представления сограждан. Этим и была вызвана их неприязнь к нему.
  • Он никого не развращал и не вводил новых божеств. Просто побуждал людей к добродетели, указывая на их невежество.
  • Даже перед лицом смерти Сократ не жалеет о том, что вёл философские беседы в поисках мудрости, подчиняясь велению бога.

Таким образом, в "Апологии Сократа" Платон передаёт самооценку и оправдательную речь своего учителя, обречённого афинским судом на казнь. Готов продолжить изложение, если есть дополнительные вопросы.

После признания Сократа виновным.

В диалоге Платона "Апология Сократа" после того, как суд признает его виновным.

После оглашения обвинительного приговора Сократ произносит свою заключительную речь. Он говорит, что не раскаивается в том, что всю жизнь посвятил философии и поиску истины. Сократ стоически относится к смертному приговору.

Он отвергает возможность просить о смягчении наказания, так как не желает унижаться и признавать себя в чём-то виновным. Сократ уверен, что поступал правильно, подчиняясь воле бога стремиться к мудрости и добродетели.

В конце Сократ обращается к судьям с пророчеством, что они вскоре будут наказаны богом за содеянное. Это ещё больше ожесточает судей, и они утверждают смертный приговор.

Таков финал судебного процесса над Сократом согласно диалогу Платона "Апология Сократа"

После смертного приговора.

Апология Сократа" после того, как суд выносит Сократу смертный приговор.

После оглашения приговора Сократ обращается к судьям с последней речью. Он говорит, что не раскаивается в своих поступках и что провёл жизнь в соответствии с высшим предназначением - стремлением к истине и добродетели.

Сократ предсказывает, что вскоре судьи будут наказаны богом за несправедливость. Это ещё больше раздражает судей, но Сократ стоически относится к собственной участи и не просит о снисхождении.

В конце Платон описывает прощание Сократа с друзьями и родными перед казнью. Сократ утешает плачущих учеников и просит передать потомкам о его преданности философии.

На этом завершается повествование Платона о последних днях и речах своего учителя перед казнью по приговору афинского суда.