Процесс очищения духа - это важнейшая задача для каждого верующего человека. Именно духовная чистота способствует нашему внутреннему развитию и обретению гармонии.
Но что «загрязняет» наш дух?
Ответ очевиден: грехи, которые мы совершаем ежедневно. Именно наши прегрешения лишают нас покоя и отрады, а потому многие из нас часто задаются вопросом о том, как именно они могут очистить душу.
Итак, что может помочь нам побороть пагубные страсти?
Прежде всего, осознание собственной греховности. Когда мы с искренностью признаёмся себе в совершении тех или иных ошибок, а после этого обращаемся к Небесному Отцу с просьбой о прощении, мы очищаем свой дух.
При этом ключевую роль в данном случае играет именно искренность - в минуту Исповеди нельзя обманывать или пытаться скрыть что-либо от батюшки. Это - большой грех. Нужно обо всём поведать священнослужителю, при этом всем сердцем раскаиваясь в содеянном.
Кроме того, очень полезно время от времени мысленно беседовать с самим собой, выделяя те пороки, от которых мы никак не можем окончательно избавиться. Это поможет нам сосредоточить своё внимание именно на них и найти способ бороться с грехами более эффективно.
И, наконец, нельзя забывать о прощении. Когда мы искренне прощаем своих обидчиков, мы отпускаем негатив, отравляющий нашу душу. Именно он мешает нам жить в гармонии с собой и окружающим миром.
При этом прощение помогает нам не только избавиться от негативных эмоций, но и стать милосерднее и сострадательнее. Ежегодно, в один особенный день, все христиане просят друг у друга прощения.
И отнюдь неспроста Прощёное Воскресение отмечается перед началом Великого Поста - мы должны приступать к продолжительному воздержанию с чистой, спокойной душой. Тогда и Пасхальные праздники удастся встретить с лёгкостью на сердце и с чистыми, светлыми мыслями.
Кроме того, важно следить не только за своими мыслями, но и поступками - когда человек стремится к самосовершенствованию и гармонии, он должен уметь нести ответственность за собственные действия. Такая ответственность включает в себя, например, анализ наших привычек, а также размышления над тем, какие из них вредят не только нам, но и нашим ближним.
Для более глубокого и подробного анализа можно скачать себе на телефон так называемый «трекер привычек». Он поможет Вам уделять больше внимания наиболее полезным из них. А вот с пагубными и дурными привычками необходимо начинать бороться, не откладывая.
Нельзя забывать и о саморазвитии, а также о более тесном знакомстве с духовными ценностями. Читайте Святое Писание, интересуйтесь духовной литературой, участвуйте в Святых Таинствах Церкви и возносите молитвы - это поможет Вам познать Божественную благодать.
Кроме того, стремление к подобным вещам придаст Вам сил и вдохновит на борьбу с прегрешениями, ведь данный процесс требует упорства, постоянства и терпения.
Небесный Отец постоянно напоминает нам о Себе, важно лишь уметь слышать Его. Рассуждая на данную тему, митрополит Павел сделал следующий вывод:
Не раз упоминал о важности своевременного очищения духа и протоиерей Павел Великанов:
«...Нам, современным людям, в отличие от наших предков, трудно воспринять саму идею покаяния. Ведь с той поры, когда о важности покаяния писали первые Святые, времена и жизненные условия претерпели значительные изменения.
Нам непонятно, как это - непрестанно очищать собственное сердце? У нас совсем иные проблемы. Мы обычно думаем о том, какой же лопатой или каким бульдозером выгрести из собственных душ тот мусор, который туда попадает ежедневно и со всех сторон - и из телевизоров, и из интернета, и даже из обычного общения.
К сожалению, мы находимся в некоем подобии канализационного потока, а потому и не напитаться всей этой гадостью не можем. В связи с этим и задачу мы для себя должны поставить минимальную: важно хотя бы собственное сердце содержать в живости и отзывчивости.
Конечно, мы помним о словах Апостола Павла: он учит нас тому, что
И неспроста Феофан Затворник на склоне лет говорил следующее:
«...Чем старше я становлюсь, тем больше убеждаюсь в том, что не существует на свете плохих людей». Но для того, чтобы научиться подобному мировосприятию, нужно уподобиться Феофану Затворнику, а до подобного состояния необходимо долго расти…
Задачи, над которыми христиане непрестанно работают, на первый взгляд довольно просты - живя в миру, они стремятся быть при этом неосквернёнными от мира. И плодами таких трудов являются раскаяние и Исповедь.
Таким образом, мы как бы напоминаем себе о тех ошибках, промахах и поражениях, которые сопровождают эту борьбу, и, кроме того, постоянно «повышаем планку» качества своей религиозной жизни: мы требуем от себя большего и лучшего.
Иногда у меня спрашивают, почему священнослужители с таким трепетом относятся к покаянию, предшествующему постам? Такое покаяние как будто считается более глубоким и интенсивным…
Важно понимать, что покаяние - это процесс созревания нашего духа, а созреваем мы все по-разному, вне зависимости от постов. Дело здесь в другом - обычно мы находим для себя множество отговорок и предлогов для того, чтобы отложить покаяние. У нас вроде бы и так всё благополучно, и острого желания каяться в такие моменты нет.
А потому Церковь и устанавливает для нас строгие «рамки» в виде постов - таким образом Она помогает нам обрести внутренний импульс, вспомнить о важности покаяния.
В периоды постов мы лишаемся привычных развлечений и досуга, притупляющих чуткость наших душ, но, с другой стороны, это время воспитывает наш дух аскетичностью: более частыми походами в Храм, более долгими и усердными молитвами, более частыми Причащениями.
Все эти меры направлены на воспитание нашего духа. Именно они учат нас отличать достойное от недостойного, причём речь здесь идёт не только о крайностях, но и об оттенках, ранее нам недоступных. Ведь когда наш дух загрязнён, он утрачивает способность обращать внимание на подобные тонкости».
Читайте еще: