Найти в Дзене
Святые места

День нашей смерти очень важен! Отец Андрей Ткачёв

У нас есть некая корысть, корысть есть, не надо ее стесняться. То есть у нас, скажем там, разные святые нам вымаливают разные дары. Варвара нам может вымолить причастие перед смертью.

Она с чашей изображается на святых иконах, и Церковь Святая верит, все, кто любит её, верят в то, что она может нам дать такой подарок.

Она может позвать к нам священника, сделать так, чтобы наши последние часы жизни нашей были освящены причастием святых Христовых тайн.

Я думаю, что в этом нет ничего плохого, если мы будем так корыстно относиться к святым, почему нет?

То есть один святой может дать тебе, скажем, квартиру. Со Спиридоном ходят же за деньгами, за квартирами. И он, кстати, дает. Кто-то путешествующих покрывает, кто-то даёт женщине родить младенца мужеского пола – Александр Свирский, кто-то пчельники благословляет, Савватий Соловецкий, например.

У святых тоже есть профессии, я так понимаю.

В этом нет ничего злого. Конечно, можно всё превратить в карикатуру. Вообще всё, что есть на свете, можно сделать, конечно, карикатурой. И иногда христиане без мозгов превращают всё в карикатуру. Но здесь есть тоже своя правда и своя истина.

Вот святая великомученица Варвара, она подаёт нам такой особенный дар – причаститься перед смертью.

Мы постоянно молимся с вами, мы говорим:

-2

Это великое дело. Хорошо умирать без боли, без стыда, без позора, не под забором, в своей кровати, в окружении родных и близких, со свечой в руках, с молитвой, без стыда. По-разному же умирают люди.

Я когда-то даже себе составлял такую книжечку небольшую, кто как умирает. Допустим, один философ французский ел персики, подавился косточкой, еще грязно выругался и тут же посинел. Ну, все. Вот так можно умереть.

А, там, скажем, там вот эти безбожники – Толстой, Вольтер, например, там еще какие-то –они умирали ужасно, они умирали так, что не дай Бог. А есть люди, которые тихо, спокойно, как я вам когда-то говорил, как будто в дорогу собираются.

Как будто человек собирает чемоданчик себе в далекий путь: не спеша, аккуратно, ложится под иконами ручки сложил, сказал:

«Господи, прими мою душу».

И душа пошла. Раньше так люди умирали очень часто.

Солженицын пишет в одном из своих воспоминаний, что он много раз наблюдал, как умирали старики, и русские, и калмыки, мордвины там какие-то. Самые разные национальности.

Как они умирали, как будто собирались в далекую дорогу: не спеша, потихонечку, без страха, спокойно, чинно, аккуратно, всех поцеловали, попрощались со всеми.

Всем пораздавали свои пожитки житейские. Сами помылись, сами оделись, сами легли. Сказали последнее слово: «Господи!», и ушла душа.

Сейчас так не умирают. Сейчас люди разучились жить и разучились умирать.

При том, что мы больные на голову все и суетные, как бы, и такие дерганные, и такие малахольные, придурочные люди стали. Мы в дурдоме живем, на самом деле. В метро спустись – там дурдом. На улицу выйди – там тоже дурдом.

Вот нам, больным людям современным, может быть уделена такая благодать, чтобы мы последние дни своей жизни прожили спокойно. Всех простили, всех поцеловали, у всех попросили прощения тоже сами: «это тебе, это тебе, это тебе». Всем всё раздали, что там у нас есть – книжки, деньги и т. п.

Дождались священника, и покаялись в грехах, и причастились со слезами, и всё:

-3

Это всё можно, это всё возможно. Поэтому в сегодняшний день

-4

Такой короткий тропарь у неё.

Значит, мы сегодня, может быть, с вами заложили камешек в будущее здание нашей смерти, в будущее наше умирание. Это очень важный будет день. Церковь постоянно молится о дне нашей смерти и заставляет нас молиться постоянно о дне нашей смерти.

Это будет очень важный день, чрезвычайно важный.

Хорошо бы умереть не во сне. Хорошо бы умереть в сознании, хорошо бы умереть без агонии, без проклятия, без страшных болей, безболезненно, непостыдно и мирно. Хорошо было бы так отдать свою душу Господу Богу. Потому что мы Богу душу должны, то есть мы должники Божьи.

Мы должны Богу душу отдать, и рано или поздно мы отдадим ему этот долг, отдадим Богу душу. Есть такое выражение «отдал Богу душу».

Значит, мы должны будем Богу душу отдать – безболезненно, непостыдно, мирно и со святыми тайнами, со слезой, с молитвой.

-5

Спрошу у вас, взрослых людей, я взрослый человек: за что здесь держаться? За что? Что здесь такого есть, за что здесь можно было бы держаться?

Да нет здесь ничего. Ну, может быть, там самые любимые родные, жена, дети, муж у кого-то, там папа, мама, кусок земли, вспаханный твоими руками, огород.

Ну что ещё? Ну что? Одни скорби, одни страдания, одна маята, одна суета, одни боли, одни страхи... Что здесь? Что здесь ловить? Нужно отсюда уходить.

И слава Богу, рано или поздно мы все Богу душу вернем и все уйдем отсюда. И пропади все пропадом. Пойдём в другую жизнь.

И в этот святой великий день нужно, чтобы нам помогли причаститься и покаяться, чтобы пришёл батюшка.

Как Иннокентий Херсонский пишет:

«Отступил доктор – приступил священник».

А раньше доктор и священник, они были два сапога пара, они говорят:

«Коллега, это ваш пациент, он еще будет жить, лечите его»,

другой говорит:

«Нет, коллега, это уже ваш пациент, он уже будет уходить».

И они всегда ходили рядышком, приступил священник, отступил доктор, или наоборот.

Говорит:

«Это уже ваш пациент. Исповедуйте, причащайте, благословляйте, мажьте, молитесь и так далее. Это уже ваш. Мне уже здесь делать нечего».

Отступил доктор, приступил священник, и готова душа отойти в вечный дом свой.

Кстати говоря, сейчас сию секунду кто-то умирает. В мире постоянно каждую секунду умирает не один человек, а сотни в разных местах. Вот прямо сейчас душа отрывается от плоти от своей, с болезнями всякими, со страхами отдаётся душа в руки Божьи. Каждую секунду такое происходит.

Вот поэтому, если хочешь доброе дело сделать, например, а нет под руками ни бедного, ни коллеги, ни больного, ни нищего, и некому ничего дать – помолись за тех, кто умирает в сию секунду.

Это у Достоевского пишется, старец Зосима говорит:

-6

Кто-то же есть такой. И не один, их много, их много. В Москве каждый день умирает несколько тысяч человек. Несколько тысяч человек в большом городе умирает. Я сейчас не буду врать по цифрам, там полторы тысячи, или две тысячи, или три тысячи, неважно, примерно столько, сколько рождается.

И вот это таинство, это великое таинство. И святая дева Варвара, которая любит Христа, до конца полюбила Иисуса Сладчайшего, и, как вы знаете из жития, три окна в бане сделала, чтобы этими тремя окнами славить троичный свет божества. И потом сам отец ей голову отрубил.

Папа Диаскор так на нее разозлился, что он ее за волосы таскал, ей бедной соски отрезали. Я когда это прочел, я с тех пор не могу об этом без слез говорить. Представьте девушку, раздели до нага, отрезали ей соски и водили голую окровавленную по городу, за волосы таскал ее родной отец.

Так Христос между ними стал – она Христа любила, а он Христа не признавал. И потом сам же он ей голову и отсек, святой Варваре.

-7

Вот это действительно великая невеста Христова, великомученица вместе с Катериной, вместе с Маргаритой, вместе с другими-другими девушками, которые отдали Иисусу Христу и тело своё, и душу свою, и кровь свою, и муку свою, всё Ему отдали. Шли на муку, как под венец.

Это было удивительно, что они шли страдать так, как будто бы они шли замуж – весёлые. Не каждая девушка так замуж идёт в подвенечном платье с такой веселой душой, как они шли за Христа страдать.

Вот она поможет нам заканчивать свою жизнь. Запомните это. Сегодняшний день наш с вами, память Святой Варвары – это наша, так сказать, инвестиция в наше будущее. То есть мы закладываем в себя, так сказать, такой кирпичик в будущее наше вечное блаженство. Святая великомученица.

И все святые мученики: Дмитрий, Георгий, Екатерина и так далее, и так далее. Они все, кого мы любим, они все нам помогут потом. Потом они прям за руку нас возьмут, потом из этого мира в другой, и мы будем с Господом всегда во веки веков.

Так что закладывайте свою веру и свою надежду и любовь в будущую жизнь. Нас ждет всех с вами будущая жизнь. Эта жизнь нынешняя – это смех и анекдот. Это вообще ерунда какая-то, честно говоря.

То, что мы сейчас живем – это какая-то чепуха и ерунда. А вот настоящая жизнь нас еще ожидает.

И нам помогут все святые. Для того мы их и чтим. Помогайте нам, молите Бога о нас, отмаливайте наши грехи, просвещайте нашу тьму.

Будьте нам помощники и заступники перед престолом Царя Христа. Это наша общая просьба ко всем святым угодникам Божьим. А сегодня к святой великомученице Варваре: помогай нам, добрая дева Варвара. Аминь.

Текст основан на видео с канала отца Андрея Ткачева. Читайте еще:

Проповеди и ответы на вопросы протоиерея Андрея Ткачёва | Святые места | Дзен